Нейрофизиологические основы воли
И. П. Павлов отмечал, что волевые действия – результат суммарной работы всего мозга.
Физиологические механизмы волевой регуляции деятельности не локализованы в каких-либо отдельных структурах мозга. Они представляют собой сложные функциональные системы. Акцепторы действия человека функционируют в его понятийной сфере. Нейрофизиологической основой воли является системная работа всего мозга, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий.
Как уже отмечалось, в составе мозга человека можно выделить три основных функциональных блока, совместная работа которых лежит в основе сознательной деятельности:
1) блок, регулирующий тонус мозга, его бодрствующее состояние (ретикулярная формация и другие подкорковые образования);
2) блок получения, переработки и хранения информации;
3) блок программирования, регулирования и контроля психической деятельности (лобные доли коры).
Лобные доли коры осуществляют функции синтеза внешних раздражителей, подготавливают действие, формируют его программу, контролируют процесс ее реализации и оценивают итоговый результат. Нарушение лобных долей мозга вызывает дезорганизацию поведения, особенно тех форм сознательной деятельности, которые совершаются на речевой основе. Как показывают клинические данные, поражение лобных долей мозга вызывает патологическое безволие – абулию.*
* См.: Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973; Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.
Структура волевой регуляции деятельности
Деятельность осуществляется системой действий.Действие – структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделитьориентировочную, исполнительную и контрольную части. Действие является произвольным, преднамеренным, психически опосредованным актом. Преднамеренность действия проявляется в том, что перед каждым действием субъект предварительно решает, что сформированный им психический образ действия и будущего результата-цели соответствует его собственному мотивационному состоянию; действие приобретает для субъекта личностный смысл, у субъекта формируется целевая установка. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий – характер и последовательность операций.Операция – структурная единица действия. (В сложной деятельности сами отдельные действия выполняют роль операций.) Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.
Приступая к той или иной деятельности, человек предварительно ориентируется в ее условиях, обследует обстановку с целью выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, определяются их значение, возможности их комбинации для достижения цели.
Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средствах называется ориентировочной основой деятельности. Эффективность деятельности человека зависит от содержания ее ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида.
При осуществлении деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты, значимость которых подвергается эмоциональной и логической оценке. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также навыками и умениями субъекта деятельности.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков. Умение реализуется как в привычных, так и в измененных условиях деятельности.
Навык – стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля.
Различаются перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки и навыки поведения.Перцептивные навыки – одномоментное, стереотипизированное отражение опознавательных признаков хорошо знакомых предметов.Интеллектуальные навыки – стереотипизированные способы решения задач определенного класса.Двигательные навыки – стереотипизированные действия, система хорошо отлаженных движений. Двигательные навыки включают в себя и стереотипизированное использование привычных орудий действий.
Навыки характеризуются различной, степенью обобщенности – широтой охвата тех или иных ситуаций, гибкостью, готовностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка отличается свернутостью (снятием) некоторых регуляционных его компонентов. Здесь потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы. Так, навык письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому, что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных актов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на разрешение более сложных задач.
Большинство повседневных действий относятся к числу навыков. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мышечным (кинестезическим) контролем. (Так, опытная машинистка может печатать, не глядя на клавиши, тогда как начинающий печатать человек постоянно отыскивает букву глазами.) Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединением отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных результатов ранее поставленной цели немедленно включают частично автоматизированное действие в сферу сознательного контроля, происходит сознательная корректировка действий. (В следственной практике встречаются попытки обвиняемого умышленно исказить свои функциональные особенности, проявляющиеся в различных навыках – почерке, походке и т. п. В этих случаях соответствующий навык берется обвиняемым под сознательный контроль. Для демаскировки таких приемов следователь использует различные ситуации, затрудняющие сознательный контроль навыка, – ускорение темпа диктовки контрольного текста, организация отвлекающих действий.)
Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т. п.) и общими (навыки сравнения, обобщения и др.). Ранее сформированные навыки затрудняют формирование новых, родственных по содержанию навыков -– происходитинтерференция навыков, (от лат. inter – между и ferentis – несущий). Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный – отсюда трудности переучивания. Наличие навыка готовности к определенному действию создает операциональную установку.