Социально-когнитивные модели руководства
Другой аспект трансакционистского подхода к руководству, как он представлен в самом начале главы, связан с проблематикой социальной перцепции. Конкретно речь идет о прило-
382 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВ
жении социально-перцептивных идей к феномену руководи ва. Следствием такого приложения, равно как и результат! >м развития когнитивного направления в психологии в целом, явилось построение социально-когнитивных моделей руки водства. Одна из них, весьма популярная среди исследователей, основывается на разработках в области процессов кау зальной атрибуции.
Атрибутивная модель руководства. Она предложена С. Гри ном и Т. Митчеллом [Green & Mitchell, 1979], взявшими в ка честве отправной точки положения известной психологичсс кой теории атрибуции достижения Б. Вайнера [Хекхаузсп, 1986], и включает два основных звена:
«поведение подчиненного -♦ атрибуция руководителя»; «атрибуция руководителя -» поведение руководителя».
Содержательно модель представляет собой набор гипотеи, сформулированных исследователями по поводу возможных атрибутирований и поведенческих акций, совершаемых руко водителем в ходе его взаимодействия с группой, и в главных своих чертах сводится к следующему.
Опираясь на имеющиеся представления относительно соде]) жания и функционирования процесса каузальной атрибуции, авторы модели рассматривают руководителя как переработчи ка информации о поведении членов группы, пытающегося дать ему причинное толкование. При этом во внимание при нимаются такие важные для понимания феномена каузальной атрибуции характеристики информации, как ее постояп ство, отчетливость и согласованность. Предполагается, что умозаключения (и как их результат - атрибуции) руководи теля в большей мере будут зависеть от постоянства и отчет ливости поступающей к нему информации, нежели от ее со гласованности.
В модели на основе предварительного анализа данных выдс ляются два основных измерения каузальной атрибуции, опо
8.2. Социально-когнитивные модели руководства
средующих отношение руководителя к подчиненным, - локус контроля и стабильность. Локус контроля определяет направленность действий руководителя предположительно либо на подчиненного (если, по мнению руководителя, решение задачи зависит от так называемых внутренних причин, например способностей, знаний членов группы), либо на ситуационные факторы (если, по мнению руководителя, решение обусловлено так называемыми внешними причинами, например ее сложностью). Стабильность атрибуций влияет как на оценку руководителем текущих действий подчиненного, так и во многом обусловливает его ожидания относительно будущего поведения членов группы.
По мнению авторов модели, решающим фактором атрибутирования и последующего поведения руководителя являются отношения, складывающиеся между ним и подчиненным. В частности, предполагается, что чем более эмпатичен руководитель в общении с подчиненным, чем сильнее воспринимает его как похожего на себя, проявляет к нему уважение и симпатию, тем вероятнее формирование у руководителя позитивных каузальных атрибуций относительно подчиненного (например, приписывание успеха внутренним причинам, а неудачи - внешним).
Согласно другой гипотезе, чем значительнее (в силу, например, занимаемых социальных позиций) дистанция между руководителем и подчиненным, тем вероятнее, что его атрибуции действий подчиненного будут носить неблагоприятный для последнего характер. Наконец, согласно еще одному предсказанию модели, позитивные атрибуции будут усиливать вознаграждающее и редуцировать наказывающее поведение руководителя, тогда как негативные атрибуции будут иметь результатом противоположное по своему характеру поведение руководителя.
В модели выделяются и некоторые другие факторы, обусловливающие своеобразие как атрибуций руководителя, так и предпринимаемых им действий. В частности, одно из положений, сформулированных С. Грином и Т. Митчеллом, гла-
Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДС1Н£
8.2. Социально-когнитивные модели руководства
сит, что атрибуции руководителя детерминированы степей мп совпадения ожиданий относительно действий подчиненном! с их реальной актуализацией. В связи с этим предполагается, что соответствие действий подчиненного ожиданиям руками дителя повлечет со стороны последнего интерпретацию ни< добных действий как вызванных внутренними причини ми | (например, усилиями подчиненного), а несоответствие обусловит приписывание ему причин внешнего характера (например, везения).
Согласно другому положению модели, на поведение рукоио-дителя окажут влияние эффективность действий подчинен ного и степень его ответственности за выполнение задании Иными словами, чем эффективнее эти действия и чем бол г г ответственным воспринимается подчиненный, тем сильнее <н клик со стороны руководителя и выше вероятность того, чш его активность будет направлена на подчиненного.
Следует отметить, что авторы обсуждаемого подхода не огра ничивают свой анализ исключительно рамками микросоциу ма. Они вполне резонно, на мой взгляд, «привязывают» его и организационному контексту руководства. Влияние контексч и (в виде, например, соответствующих организационных треба ваний) может весьма существенно сказываться на связи атрн буций руководителя с его поведением, в ряде случаев подменяя собой причинный анализ, проводимый руководителем.
Несколько позднее, уже в ходе эмпирической проверки поло жений модели [Mitchell et al., 1981; Mitchell & Kalb, 19821, было установлено, что, когда действия подчиненных нанося1! вред организации, руководители делают сугубо интернальные атрибуции (т. е. усматривают причину этих действий именно в самих подчиненных) и прибегают к наказаниям.
Кроме того, заслуживают внимания попытки ученых нащу пать точки соприкосновения данной теоретической конструк ции с «вертикальной диадической моделью» Д. Граена, т. с, состыковать атрибутивные процессы с межличностным обме-
ном, рассматривая атрибуцию в качестве возможного компонента обмена, - идея, как мне кажется, весьма продуктивная. Замечу, что один из вариантов ее реализации [Dienesch & Lieden, 1986] описан в 8.1.1. Другой - диссертационное исследование Н. В. Лукьянченко [1991], в котором каузальная атрибуция педагога рассматривалась как условие эффективности руководства коллективом старшеклассников, а само педагогическое руководство анализировалось в логике описанной выше модели ценностного обмена.
Кстати сказать, именно авторы «атрибутивной модели руководства» поставили вопрос о влиянии атрибутивных процессов на эффективность действий руководителя. Ученые предположили, что эффективные руководители более точны в причинном анализе, используют более разнообразные атрибутивные стратегии и менее пристрастны в своих суждениях. Наконец, по мнению С. Грина и Т. Митчелла, весьма актуальной является разработка атрибутивного тренинга руководителей, к которому сегодня, замечу, нередко прибегают специалисты в области организационного поведения.
Дальнейшееразвитие атрибутивных идей вруководстве.
Однако работой упомянутых выше авторов атрибутивная тематика в руководстве, естественно, не исчерпывается. В частности, М. Мартинко и У. Гарднер [Martinko & Gardner, 1987] попытались расширить исходную теоретическую схему за счет включения в нее атрибутивной активности не только руководителя, но и подчиненных. Их разработка, вобравшая в себя материалы анализа большого количества теоретических и эмпирических исследований в области лидерства (руководства) и каузальной атрибуции, получила название «интерактивной атрибутивной модели отношений между руководителем и членом группы»:
В качестве ключевого элемента модели ученые взяли ошибки каузальной атрибуции, которые, по их мнению, обусловливают характер атрибуций, ожиданий и реакций членов диады. Вся модель может быть представлена в виде серии утвержде-
Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДС1ИУ
8.2. Социально-когнитивные модели руководства
ний, основывающихся на большом объеме исследовательски» данных, полученных в том числе и в организационных уели* виях. Ниже приводятся наиболее интересные утверждении авторов модели.
Утверждения, касающиеся атрибутивных ошибок:
• в случае неудачи подчиненные будут стараться списать
причину на внешние обстоятельства, тогда как руководители
будут усматривать ее во внутренних характеристиках подчи
ненных;
• степень согласованности между поведением подчинен
ного и поведенческими предпочтениями руководителя поаи
тивно соотносится с величиной сходства между атрибуции
ми лидера и подчиненного;
• действия подчиненных, препятствующие достижению
руководителем его целей, усиливают атрибутивные ошибки
руководителя в отношении подчиненных.
Утверждения, касающиеся атрибуций, ожиданий и реакций руководителя:
• руководители проявляют тенденцию гораздо чаще от
носить действия малоудачных подчиненных на счет внутрен
них причин, нежели внешних;
• руководители, склонные усматривать причину действий
малоудачных подчиненных скорее в усилиях, нежели в спо
собностях, чаще прибегают к наказаниям.
Дополнительно стоит отметить, что в литературе [Ayman, 1997] приводятся данные зависимости атрибуций руководителя от тендера. Так, руководители-муж чины, взаимодействуя с малоуспешными подчиненны» ми - мужчинами и женщинами, причину плохого выполнения задания приписывают недостаточным усилиям (интернальная атрибуция) женщин гораздо чаще, нежели аналогичное умозаключение делается относительно мужчин. Кроме того, руководители обоего по-
ла по-разному рассматривают своих малоуспешных подчиненных. Мужчины в качестве основания для распределения вознаграждений между подчиненными чаще опираются на принцип справедливости (например, «вы получаете то, что заслуживаете»), а женщины в подобных случаях чаще апеллируют к принципу равенства (например, «все получают поровну»).
Утверждения, касающиеся атрибуций, ожиданий и реакций подчиненного:
• одна из ошибок подчиненных состоит в стремлении ус
матривать причины собственного неудачного выполнения за
дания скорее во внешних причинах, чем во внутренних;
• подчиненным, полагающим, что причины их плохого вы
полнения заданий носят устойчивый характер, присущи нега
тивные ожидания относительно выполнения будущих заданий;
• степень согласования атрибуций руководителя и подчи
ненного негативно связана с силой конфликта между ними;
• степень, в которой подчиненные приписывают плохому
выполнению задания устойчивые причины, негативно связа
на с их последующими усилиями в решении задачи;
• необоснованное приписывание руководителями причин
неудачи подчиненных их усилиям с последующим наказани
ем имеет следствием развитие у подчиненных «выученной
беспомощности».
Утверждения, касающиеся продуктивных отношений между руководителем и подчиненным:
• снижение психологической дистанции между руководи
телями и подчиненными позитивно связано со степенью согла
сованности действий в диаде «руководитель - подчиненный»;
• возрастание психологической дистанции между руково
дителями и подчиненными позитивно связано с рассогласо
ванием атрибуций и возникновением пассивного, дезадаптив-
ного поведения.
388 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСIНУ
Как видно из приведенных выше утверждений, атрибутинны* ошибки оказывают значительное влияние на атрибуции и дсй« ствия (реакции) членов диады. Поэтому М. Мартинко и У. 1 ацд* нер обращают внимание на ряд факторов, способных уменьшить такого рода ошибки. К их числу ученые относят:
• внимание руководителей к ситуациям, в которых де-й«
ствуют подчиненные, наблюдение за их действиями - это иш*
воляет более реалистично оценивать влияние ситуационны*
факторов на поведение подчиненного и избегать неоправдан
ных интернальных атрибуций;
• атрибутивный тренинг, направленный на осознание hoi
можных ошибок каузальной атрибуции;
• множественность оценок, даваемых равными по статусу
лицами, оценки руководителями подчиненных, самооценки
подчиненных - все это, по мнению указанных авторов, полем
ные средства, снабжающие руководителей необходимой д,ин
более адекватных суждений информацией.
Авторы модели обращают также внимание на роль индивидц альных особенностей людей в процессе атрибутирования. Отме чается, что члены организации, которые конформны к поло-ро левым стереотипам, характеризуются низким самоуважением, обнаруживают слабую выраженность потребности в достижг нии и обычно приписывают свои межличностные неудачи внутренним стабильным причинам (например, способностям), особенно чувствительны к атрибутивным ошибкам. Учиты вая это, руководители должны избегать предоставления под чиненным обратной связи, способной усугубить ошибки, свя занные с заниженной самооценкой. Собственно, на решение подобной задачи и ориентированы различные формы атрибу тивного тренинга.
Итак, атрибуции и особенно атрибутивные ошибки - фак тор, несомненно заслуживающий серьезного внимания как со стороны специалистов-исследователей, так и со стороны са мих участников взаимодействия в системе руководства-под
8.2. Социально-когнитивные модели руководства
чинения. Но при этом Г. Юкл и Д. Ван Флит [Yukl & Van Fleet, 1992] указывают на одну любопытную особенность, обнаруживаемую исследованиями атрибутивных ошибок в организациях (подчеркну, что, хотя речь идет об американских организациях, в отечественных организациях автор наблюдал примерно ту же самую картину). В них работники нередко склонны преувеличивать значимость руководства в качестве первоосновы организационного функционирования. Руководители воспринимаются подчиненными как героические фигуры, способные определять судьбы своих организаций.
По мнению упомянутых ученых, акцент на руководстве как исключительном источнике организационных событий отражает общую ошибку культурного характера, заключающуюся в объяснении опыта преимущественно в значениях рациональных действий людей. В то же время упускаются из вида разного рода неподконтрольные людям естественные силы, случайные события и т. п. Причиной тому, полагают ученые, является широко распространенная вера в человеческие организации как рациональные, ориентированные на достижение цели системы, которые служат удовлетворению потребностей людей и содействуют росту всеобщего благосостояния общества.
Возникающие в сознании людей атрибутивные ошибки по поводу огромных возможностей лидеров активно эксплуатируются политическими и организационными лидерами, стремящимися создать впечатление, что они контролируют ход событий. Их усилия, по замечанию специалистов [Pfeffer, 1977], подкрепляются символами и ритуалами типа, например, ина-угурационных церемоний, призванных продемонстрировать значимость, влиятельность того или иного лидера. Причем об успехах лидеров говорится много и громко, они воспеваются и рекламируются, неудачи же нередко замалчиваются или преуменьшаются.
Сказанное, разумеется, не означает, что организационные лидеры не способны влиять на ход событий в своих организациях. На основе анализа литературных данных по проблемати-
390 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ
ке организационного лидерства Г. Юкл и Д. Ван Флит ;ш ключают, что топ-менеджеры способны осуществлять умером ное влияние на эффективность функционирования своих ор> ганизаций. Таким образом, концепция значимости, важности руководства располагается, по мнению ученых, между двуми крайними полюсами: героическим лидером и бессильной фи гурой руководителя.
Продолжая эти рассуждения, замечу, что для лучшего пони мания значимости лидера (организационного, политически го) все же необходимо иметь в виду контекст, в котором про текает его деятельность. Исторический опыт свидетельствус i, что значимость, влиятельность лидера крайне необходим» в экстремальных ситуациях жизни организаций и обществ, и момент столкновения последних с серьезными вызовами, ни играет значительно меньшую роль, когда течение событий приобретает относительно спокойный, отлаженный характер.
Из опыта истории. Не случайно имена выдающихся политических лидеров чаще всего соотносятся с каки ми-то чрезвычайными обстоятельствами, в которых разворачивалась их деятельность: например, Ф. Py:i вельта - с периодом преодоления Великой депрессии и участием США во Второй мировой войне, Ш. де Гол ля - с освобождением Франции от немецкой оккупа ции и периодом разрешения кризиса политической власти в стране, В. И. Ленина - со сменой политичс ского строя в России и первыми годами новой (советской) власти и т. д. То же самое можно сказать и о выдающихся организационных лидерах, чьи имена нередко ассоциируются с преодолением корпоративных кризисов и осуществлением радикальных структурных изменений [Тичи и Деванна, 1990], с яркой инновационной активностью - созданием новых видов продуктов и услуг [Ландрам, 1997[а]; 1997[б]].
Как отмечалось выше, атрибутивные модели руководства составляют одно из направлений социально-когнитивного подхода к нему. Можно, однако, выделить и другой аспект этого
8.2. Социально-когнитивные модели руководства
подхода, называемый одними авторами [Lord et al, 2001] процессами категоризации в лидерстве, а другими [Ayman, 1997] -«имплицитной теорией» лидерства. В целях чисто стилистического характера я воспользуюсь первым из этих названий, соотнося его с феноменом организационного лидерства (т. е. руководства).
Процессы категоризации в руководстве.В одной из недавних, итоговых по своему характеру работ Р. Лорд и его соавторы [Lord et al., 2001] пояснили, что понимается ими под теорией категоризации в лидерстве. По мнению ученых, речь идет о перцептивном процессе, относящемся к лидерскому поведению. В основе этого процесса лежит установление соответствия между прототипами лидерства, имеющимися у воспринимающего лица (последователя), и характеристиками, продемонстрированными объектом восприятия (лидером), на которые обратил внимание воспринимающий субъект. Таким образом, речь, судя по материалам раздела 3.1.2, идет об «имплицитной теории» лидерства. Но в данном конкретном обсуждении эта теория с полным основанием (см. 1.2.2) может быть приложена к руководству. Возникает, правда, вопрос: в какой мере «имплицитная теория» лидерства вообще способна объяснить механизм именно руководства (не лидерства)?
Дело в том, что выдвижение индивида на роль руководителя, в отличие от лидерства, практически никак не связано с процессами, разворачивающимися в когнитивной сфере подчиненных. В подавляющем большинстве случаев (а, например, в армии, бизнесе, на государственной службе - в 100% случаев) такое выдвижение осуществляется помимо восприятий и интерпретаций подчиненных. Некоторое исключение, казалось бы, составляют выборы в ряде учебных заведений рек-
4. Здесь мы в очередной раз сталкиваемся с двойственностью употребления термина «лидерство» в англоязычной литературе: в его преимущественно психологической и преимущественно организационной трактовках. В данном случае имеется в виду организационное понимание феномена, т. е. его трактовка как руководства.
ТГ"
392 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСI НУ
торов и деканов, а также в сфере науки - высоких академичи ких чиновников, но в отечественных условиях и традициях ж * эти выборы зачастую носят довольно предсказуемый характер.
Правда, вполне возможно, «имплицитная теория» лидере!ни в какой-то мере способна повлиять на решение вышестоящих руководителей относительно карьерного роста работники Приводимое Р. Лордом с соавторами [Lord et al., 2001] обоб* щенное содержание прототипа лидерства включает еле дующие личностные характеристики: доминантный, маску личный, решительный, экстравертированный, гибкий, умный Эти характеристики, учитывая всю совокупность приведен ных в предыдущих главах данных, могут с полным основан и ем рассматриваться как безусловные предикторы эффектам ного организационного лидерства. И тем не менее главным критерием продвижения работника по ступеням властной не рархии должны все-таки являться объективные показатели его управленческой эффективности (см. 5.1), а не соответп вие лидерскому прототипу. Другое дело, что в прогностичог ких целях принятие во внимание подобного соответствия ко нечно же оправданно.
В то же время нельзя не признать, что некоторые данные, со держащиеся в работах Р. Лорда с сотрудниками [Lord Л Alliger, 1985; Lord & Maher, 1991], можно интерпретирован, как относящиеся именно к руководству. Так, экспериментам > но был выделен ряд факторов, влияющих на восприятие и интерпретацию наблюдателем (им может быть, в частности, подчиненный) поведения руководителя. Эти факторы приво дятся ниже, располагаясь по мере убывания своего воздейст вия на наблюдателя:
• частота руководящих действий наблюдаемого объекта и
групповой ситуации;
• соответствие наблюдаемого поведения неким гипотети
ческим категориальным признакам, наличествующим в созна
нии наблюдателя (например, категории «руководитель»);
8.2. Социально-когнитивные модели руководства
• социальные нормы, вырабатываемые относительно по
ведения руководителя в специфических (конкретных) ситу
ациях и репрезентированные наблюдателю в виде особых
«перцептивных формул»;
• степень совпадения ожидаемых действий руководителя
с требованиями, проистекающими от характеристик решае
мой им задачи.
Можно предположить, что в зависимости от силы проявления этих факторов в определенной мере будет варьировать степень психологического влияния руководителя на подчиненных, величина его авторитета среди них.
В контексте категориального анализа руководства возможна интерпретация данных недавнего диссертационного исследования О. В. Бараусовой [2004], в котором образ руководителя у подчиненных рассматривался как фактор эффективности рабочей группы. В качестве одной из ключевых перцептивных характеристик автором была взята степень принятия руководителя подчиненными, определявшаяся различием образов идеального и реального руководителя. Фактически образ идеального руководителя содержательно во многом являл собой прототип руководства. Было показано, что в группах, где степень принятия руководителя выше (т. е. меньше расхождение между образом идеального и реального руководителя, образ последнего приближался к прототипу), показатели эффективности также обнаруживали тенденцию роста.
Завершая анализ социально-когнитивной тематики руководства, остановлюсь вкратце еще на одном ее аспекте, касающемся конгруэнтности (или, напротив, несоответствия) в восприятии между руководителями и подчиненными.
Конгруэнтность в восприятии между руководителями и подчиненными.Как отмечается в литературе [Ayman, 1997], начало изучения этой перцептивной особенности взаимодействия в руководстве относится к 70-м годам прошлого столетия. Именно тогда было выявлено несоответствие между тем, как
394 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДС1ИУ
руководители воспринимают собственное поведение, и тем, как оно видится их подчиненным. Последующая разработки этой темы дала ряд интересных результатов, касающихся н<м-можных последствий такого несоответствия.
Показано, например, что, когда восприятие руководителем п«-бя совпадает с восприятием его подчиненными, оценки :>ф фективности руководства значительно возрастают. Устало н-лено также, что представления руководителей-женщин о себе могут обнаруживать большее расхождение с представлении ми о них, сложившимися у подчиненных, нежели это имсгт место в отношении руководителей-мужчин. Данный факт осп бенно характерен для организаций, в которых мужчины три диционно занимают доминирующее положение. Причем более всего от этого страдают руководители-женщины с высоким уровнем самомониторинга поведения, т. е. постоянно коррек тирующие свои действия с учетом воображаемых оценок о к ружающих, в том числе и подчиненных.
Поскольку перцептивный фактор способен существенно влиять на процесс руководства, в литературе [Ayman, 1997] обращает ся внимание на необходимость развития у руководителей лй»-таперцепции - способности осознавать, как другие восприми мают их. Предполагается, что развитие этой способности поможет руководителям выработать правильное понимание того, как перцептивные процессы влияют на их взаимодействие с подчиненными. Например, женщина-руководитель, работающая с подчиненными-мужчинами, должна понимать, что неблагопри ятная оценка последними ее управленческой деятельности, вполне возможно, отнюдь не доказательство ее неспособности руко водить. Скорее такого рода оценка может явиться следствием перцептивной ошибки, в основе которой лежат когнитивные схемы (стереотипы) руководства как маскулинного по своей сути феномена. Таким образом, потенциально метаперцепция высту» пает как один из факторов эффективности взаимодействия в руководстве и вполне может явиться объектом специально организованных тренинговых воздействий.
Ключевые понятия
Далее суммируем основные результаты проведенного выше обсуждения трансакционистского подхода к руководству.
РЕЗЮМЕ Как видно из материалов главы, этот подход, безусловно, может быть отнесен к числу психологически содержательных направлений исследования руководства. Ключевой в данном подходе является идея социального обмена в системе взаимодействия «руководитель - подчиненный (группа)», получившая реализацию в ряде конкретных исследовательских моделей. В процессе обмена обнаруживаются влияния аффективных и когнитивных компонентов взаимодействия. К числу последних относятся прежде всего процессы каузальной атрибуции, оказывающие значительное влияние на поведение участников взаимодействия, а также «имплицитная теория» лидерства и некоторые другие перцептивные конструкты. Правда, в отличие, скажем, от моделей вероятностного типа теоретические построения в рамках трансакционистского подхода скорее описательны, нежели прогностич-ны, что, однако, не снижает их собственно научной и прикладной ценности.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Вертикальный обмен в руководстве Ценностный обмен в руководстве Инграциация в руководстве Атрибуции в руководстве Атрибутивные ошибки в руководстве Категоризация в руководстве Перцептивная конгруэнтность в руководстве
Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ
Вопросы и задания к практическим занятиям
1. В чем суть трансакционистского подхода к руководствуV
Каковы истоки его возникновения?
2. Опишите содержание вертикальной диадической модели
руководства. Какова ее основная идея? Какие трансформации
претерпела эта модель в работах различных исследователей?
Какие направления ее разработки наиболее популярны в на
ши дни?
3. Чем характеризуется модель ценностного обмена в руко
водстве? Какая идея положена в ее основу? Приведите при
меры конкретной реализации идей обмена в руководстве, по
черпнутые из повседневной жизни.
4. Как используются материалы разработок в области кау
зальной атрибуции применительно к анализу руководства?
Чем использование этих разработок существенно для коп
кретной управленческой деятельности?
5. Что понимается под процессами категоризации в руковод
стве? В какой мере «имплицитная теория» лидерства приме
нима в анализе руководства?
6. Проведите соотносительный анализ трансакционистского
и других известных вам по предыдущим главам подходов к
руководству. Что их сближает и каковы основные различия
между ними?