Тема № 13. Мозг и психика. Душа и тело. Проблема взаимодействия биологического и социального

История реализации идеи о связи души и тела. Античная медицина о влиянии душевных состояний на здоровье человека.

Современные подходы к решению проблемы взаимосвязи пси­хических и телесных процессов. Исследования психосоматических болезней как моделей изучения этой проблемы.

Мозг и психика.

Идеи античной философии и медицины о связи мозга и психи­ки. Борьба идей и эволюция взглядов на проблему мозговой локали­зации психических функций. Пересмотр понятий "функция", "локализация". Вклад нейропсихологии в изучение мозговых меха­низмов высших психических функций человека на материале локаль­ных поражений мозга и других моделях.

Принципы локализации психических участков, проблема их хроногенной локализации. Высшие психические функции - результат работы мозга как целого, разные отделы которого выполняют специфические роли. Современные нейропсихологические данные и проблема межполушарной асимметрии мозга, функциональная специфичность больших полушарий мозга. Онтогенетические закономерности мозговой организации психической деятельности. Результаты терапевтического применения психотропных препаратов и их вклад в решение проблемы биохимических основ организации пси­хической деятельности.

Проблема взаимодействия биологического и социального в природе аномалий развития.

Психопатии как крайние варианты конституционально обусловленных характерологических типов, адаптируемых и декомпенсируемых под влиянием социально-средовых факторов.

Тема № 14. Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия.

Психоанализ, гуманистическая терапия, психодрама, поведенческая терапия, гештальттерапия, психосинтез. Два значения понятия "психотерапия": медицинское - излечение болезненных состояний и психологическое – облегчение, снятие "психологической боли".

Психологическая коррекция – специальные методы исправления черт личности, относимых к психологическим факторам риска заболеваемости, с целью профилактики нервно-психических расстройств и психосоматических недугов.

Медицинская психотерапия - прерогатива врача, психологическая коррекция – клинического психолога.

Методы коррекционной работы.

Участие клинических психологов в социально-трудовой адаптации, реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций.

Реабилитация социально-трудового статуса больного – система комплексных мероприятий медицинского, психологического, соци­ально-экономического характера.

III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Наименование разделов и тем Всего учебных занятий (час) Аудиторные занятия: (час) Самостоятельная работа (час)
всего лекции семинары практические занятия зачет с оценкой
5 семестр
Тема № 1. Предмет, объект и структура клинической психологии, история ее зарождения и становления. Практические задачи и функции клинических психологов.      
Тема № 2. .Базовые категории теоретического аппарата клинической психологии.      
Тема № 2а. Предмет, объект и структура клинической психологии. Базовые категории теоретического аппарата клинической психологии.      
Тема № 3. Нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы.      
Тема № 4 Проблема мозговой организации высших психических функций. Пути и методы восстановления ВПФ.      
Тема № 4а. Проблема мозговой организации высших психических функций. Пути и методы восстановления ВПФ.      
Тема № 5. Сенсорные и гностические нарушения зрительной, кожно-кинестетической и слуховой систем      
Тема № 5а. Методы исследования гностических нарушений зрительной системы.      
Тема № 5б. Методы исследования сенсорных и гностических нарушений кожно-кинестетической системы.      
Тема № 5в. Методы исследования сенсорных и гностических нарушений слуховой системы      
Тема № 6. Нарушения произвольных движений и действий.      
Тема № 6а. Методы исследования нарушений произвольных движений и действий.      
Тема № 7. Нарушения речи и памяти.      
Тема № 7а. Методы исследования нарушения речи и памяти.      
Тема № 8. Нарушения восприятия. Феноменология и психологические механизмы симптомо-образования.      
Тема № 8а. Нарушения восприятия. Феноменология и психологические механизмы симптомо-образования.      
Тема № 9. Патопсихология: предмет, научные основы, актуальные проблемы. Методы патопсихологической диагностики.      
Тема № 10. Патология мышления и эмоционально-волевой сферы.      
Тема № 10а. Методы исследования нарушений патологии мышления и эмоционально-волевой сферы.      
Тема № 11. Нарушения сознания и самосознания.      
Тема № 11а. Нарушения сознания и самосознания.      
Тема № 12. Личность, ее изменения и аномалии. Психопатология.      
Тема № 12а. Личность, ее изменения и аномалии. Психопатология.      
Тема № 13 Мозг и психика. Душа и тело. Проблема взаимодействия биологического и социального      
Тема № 13а Мозг и психика. Душа и тело. Проблема взаимодействия биологического и социального      
Тема № 14. Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия.      
Итого за 5 семестр:  
Всего по дисциплине:  
Экзамен по дисциплине              

Семинар по теме № 2а. Предмет, объект и структура клинической психологии. Базовые категории теоретического аппарата клинической психологии.

Доклад:Основные дефиниции, отражающие различные аспекты клинической психологии.

Содоклад:Практические задачи и функции клинических психологов.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, объект и структура клинической психологии.

2. Базовые категории теоретического аппарата клинической психологии.

3. Понятие «нормы» в медицине и психологии.

Рекомендуемая литература:

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 2005

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ, 2000

3. Блейхер В.М. и соавт. Практическая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов. – Р.-на-Д.: Феникс, 1996

4. Проблемы клинической психологии. Статьи. Вестник МГУ 14 №2 /1996

5. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972.

6. Хомская Е.Д. Лурия А.Р. Научная биография. М.:Воениздат, 1992.

7. Банщиков В.М., Гуськов В.О., Мягков И.Ф. Медицинская психология. М.: Медицина, 1967.

8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1969.

9. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. М.: МГУ, 1992.

10. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М.: Медицина, 1989.

11. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

Наши рекомендации