Личность: психологическое существо

Приношу извинения за то, что, резюмируя некоторые собственные исследования и бесчисленные мнения, историю которых можно было бы написать отдельно, я выдвигаю больше идей, чем доказательств.

Тем временем понятие личности должно было претерпеть еще одну трансформацию, чтобы стать тем, чем оно стало менее полутора веков назад: категорией «я». Далекая от того, чтобы быть идеей изначальной, врожденной, от Адама четко зафиксированной в глубинах нашего бытия, она еще и в наше время продолжает строиться, проясняться, опеци-физироваться, идентифицироваться с познанием себя, с психологическим сознанием.

Вся долгая работа церкви, различных церквей, теологов, философов-схоластов, философов Возрождения, подстегнутых Реформацией, создала, пожалуй, некоторую задержку, препятствия на пути формирования идеи, которую в настоящее время мы считаем ясной. Сознание наших предков вплоть до XVII и даже до конца XVIII в. постоянно беапокоил вопрос о том, является ли индивидуальная душа субстанцией или же поддерживается субстанцией; является ли она сущностью человека или же составляет лишь одну из двух сущностей человека; является ли она единой и неделимой или делимой и отделяемой; является ли она свободной, выступая как абсолютный источник действий, или она детерминирована и скована другими судьбами, предопределением. Люди с тревогой опрашивали себя, откуда происходит душа, кто ее создал и кто ею управляет. Но участникам споров сект, кружков, больших церковных объединений и философских школ, в частности университетских, не удается превзойти результат, достигнутый в IV в. нашей эры. Тридентский собор успешно покончил с бесполезной полемикой по поводу личного творения каждой души *.

Более того, говоря об определенных функциях души, Возрождение и Декарт, стремясь понять ее природу, обращаются к мышлению, мышлению дискурсивному, ясному, дедуктивному. Именно о ней идет речь в революционном афоризме

Об одной категории человеческого духа

Глава VII

Cogito, ergo sum; именно она образует оппозицию «пространства» и «мышления» у Спинозы. Рассматривается лишь одна часть сознания.

Даже Спиноза 27 относительно бессмертия души сохранял чисто античное представление. Известно, что он не верит в сохранение после смерти какой-либо части души, кроме той, что оживлена «интеллектуальной любовью к Богу». Он повторяет, в сущности, Маймонида, повторявшего Аристотеля (De an., 408, 6; ср. 430а. Gen. An., II, 3, 736в) *. Только поэтическая душа может быть вечной, поскольку две другие души, растительная и чувственная, необходимо связаны с телом, а энергия тела не проникает в vo5?. И в то же время посредством естественной оппозиции, которую хорошо прояснил Брюнсвик28, именно Спиноза, поскольку он выдвигал в первую очередь этическую проблему, обладал наиболее здравым взглядом на отношения индивидуального сознания с божественными вещами, более здравым, чем Декарт и даже сам Лейбниц.

Свое разрешение проблема личности, выступающей только как сознание, нашла не у картезианцев, а в других кругах. Трудно переоценить значение сектантских движений XVII—XVIII вв. для формирования политического и философского мышления. Именно в этих движениях были поставлены вопросы индивидуальной свободы, индивидуального сознания, права общаться непосредственно с Богом, быть самому себе священником, иметь внутреннего Бога. Понятия моравских братьев *, пуритан, веслианцев *, пиетистов * составляют основу, на которой базируется представление: лич-ность = «я»; «я» = сознанию—и является его главной категорией.

Все это не так уж старо. Понадобился Юм, все революционизировавший (вслед за Беркли, положившим начало), чтобы сказать, что в душе существуют лишь состояния сознания, «восприятия»; но в итоге он колеблется перед лицом понятия «я» 29 как фундаментальной категории сознания. Шотландцы * лучше приспособили его идеи к новым историческим условиям.

Только у Канта это понятие обретает точную форму. Кант

27 Этика, ч. V, теорема 40. Королларий, теорема 23 и схолия; ср. с теоремой 39 и схолией, теоремой 38 и схолией, теоремой 29, теоремой 21. Понятие интеллектуальной любви идет от Леона Еврея, флорентийца и платоника *.

28 Progres de la Conscience, I, с. 1#2 и ел.

29 Блондель напоминает мне об интересных замечаниях Юма, в которых тот ставит вопрос об отношении «сознание — я». «Трактат о человеческой природе». Кн. 1, гл. «О тождестве личности».

был пиетистом, сведенборгианцем *, учеником Тетенса *, слабого философа, но искушенного психолога и теолога; неразделимое «я» он находил вокруг себя. Кант поставил, но не разрешил вопрос о том, является ли «я», das Ich, категорией.

Человеком, который сказал наконец, что любой факт сознания — это факт «я», человеком, обосновавшим всю науку и всю деятельность по поводу «я», был Фихте. Кант уже сделал из индивидуального сознания, из священного характера человеческой личности, условие Практического Разума. Фихте30 помимо этого сделал категорию «я» условием сознания и науки, Чистого Разума.

С этого времени революция в менталитетах совершилась, каждый из нас обладает своим «я», эхом Деклараций (Прав, предшествовавших Канту и Фихте.

30 Die Thatsachen des Bewusstseins (зимний курс—1810—1811 гг.). Прекрасное и краткое его изложение см.: Xavier Leon. Fichte et son temps. T. 3, с 161—169.

Глава VIII

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От простого маскарада — к маске, от персонажа — к личности, к имени, к индивиду и от него — к существу, обладающему метафизической и моральной ценностью, от нравственного сознания — к священному существу, от него — к фундаментальной форме мышления и деятельности — таков был проделанный путь.

Кто знает, какой прогресс Разума ожидает нас в этом направлении? Какой свет прольют на новые проблемы психология и социология, уже продвинувшиеся вперед, но нуждающиеся в дальнейшем развитии?

Кто знает, будет ли даже эта «категория», которую все мы здесь считаем прочно утвердившейся, всегда признаваться таковой? Она была сформирована только у нас и для нас. Даже ее моральная сила — священный характер человеческой личности — подвергается сомнению, и не только по всему Востоку, который не дошел до наших наук, но даже и в тех странах, где этот принцип был обнаружен. Нам предстоит защищать великие ценности, ведь вместе с нами может исчезнуть Идея. Не будем, однако, заниматься нравоучениями.

Не следует также слишком увлекаться спекуляциями. Скажем, что социальная антропология, социология, история учат нас видеть, как «продвигается» (Мейерсон) человеческая мысль. Она достигает отчетливого выражения медленно, через века, через общества, их контакты и изменения на первый взгляд — самыми случайными путями. Будем же работать над тем, как нам понимать самих себя, чтобы усовершенствовать эту мысль и выразить ее еще лучше.

Комментарии

К с. 264.

* Впервые опубликовано в: Journal of the Royal Anthropological Institute. Vol. LXVIII. L., 1938 (Huxley Memorial Lecture, 1938).

К с. 265.

* Речь идет о работе: Hubert Н„ Mauss M. Esquisse d'une theorie gene-rale de la magie (1904), переизданной в сборнике работ Мосса «Социология и антропология».

* Имеется в виду статья Анри Юбера «Etude sommaire de la representation du temps dans la religion et dans la magie».— Annuaire de L'Ecole Pratique des Hautes Etudes (Section des Sciences Religieuses), 1906.

* Чарновски, Стефан Зигмунт (1879—1937) — польский социолог, ряд лет живший во Франции и входивший в состав дюркгеймов-ской школы. Имеется в виду его доклад «Дробление пространства и его ограничение в магии и религии», сделанный в 1925 г. на Международном конгрессе по истории религий.

* Понятие целого в связи с клановой тотемической организацией у австралийцев рассмотрено Дюркгеймом в его книге «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Об исследовании Дюркгеймом и Моссом понятия рода см. статью «О некоторых первобытных формах классификации» в настоящем издании.

* Мосс, по-видимому, имеет в виду свою работу 1904 г. «Происхождение магической власти в австралийских обществах», написанную на основе читавшегося им курса лекций. См. Mauss M. L'origine des pouvoirs ma-

giques dans Ies societes australiennes. P., 1904. Работа вошла во второй том собрания сочинений Мосса.

К с. 266.

*Рибо, Теодюль (1839—1916)—французский психолог, основоположник экспериментального направления во французской психологии. *Хед, Генри (1861 — 1940)—английский психоневролог.

* Survivals (англ.)—«пережитки», понятие эволюционистской этнографии, введенное в науку Э. Тайлором. Этим термином он обозначал «те обряды, обычаи, воззрения и пр., которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, которой они были свойственны, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого» (Тайлор Э. Первобытная культура. М, 1989, с. 28).

К с. 267.

* Cliff dwellers (англ.)—«обитатели скал», предки индейцев пуэбло, жившие в селениях, защищенных скалами.

* Меса (исп.)—высокие плоскогорья, где проживали индейцы пуэбло.

* «Бюро американской этнологии» — исследовательское учреждение, основанное в 1879 г. при Смитсоновском институте в Вашингтоне майором Джоном Уэсли Пауэллом, геологом, этнографом, лингвистом, впервые осуществившим научную систематизацию и классификацию языков индейцев Северной Америки.

* Basket people (англ.) —корзинщики; земледельческая культура юго-западной части Северной Америки, обнаруженная в слоях 200 г. н. э. и получившая свое название по причине развитой техники плетения корзин.

* В данном случае слово «пуэбло» (от исп. «народ», «селение») означает большие общинные дома-селения, которые строили индейцы этих племен. От названия этих домов-селений происходит и название их обитателей, индейцев пуэбло.

К с. 269.

* Коллегии в древнем Риме — союзы лиц, объединенных общей профессией, обязанностью или культом. Существовали коллегии жреческие, ремесленные, похоронные, религиозные.

К с. 272.

* Следующая далее цитата приводится автором в английском оригинале.

К с 273.

* Totem poles (англ.)—тотемные столбы, деревянные столбы с резьбой, изображающие тотемических животных.

К с 274.

* Следующая далее цитата приводится автором в английском оригинале.

К с. 277.

* Нторо — согласно традиционным представлениям ашанти — душа, личность, характер человека, получаемые им от отца. Кроме того, словом «нторо» обозначаются мужское семя и патрилинейные группы.

К с. 279.

Гране, Марсель (1884—1940) — один из участников дюркгей

мовской школы, видный специалист в области истории и культуры Китая. *Шен и куэй — две духовные силы в китайской мифологии. Ш е н представляет собой жизненный принцип и проявление светлого начала (ян), а куэй — темного (инь). Шен вызывает переход от небытия к бытию, а куэй — возвращение от бытия к небытию.

К с. 280.

* Personae, res, actiones (лат.) — личности, вещи, действия.

* Пиганиоль, Андре — специалист в области древнеримской истории, примыкавший к школе Дюркгейма; Каркопино, Жером — чидный французский историк, автор многочисленных трудов об античности.

К с 281.

* Самниты — древние италийские племена оскской языковой группы, включавшие гирпинов, пентров, караценов и др.

* Лары — первоначально так назывались добрые духи земли, впоследствии— души предков и духи-покровители населенных людьми мест.

К с. 282.

*Брут, Луций Юний — легендарный основатель Республики в Риме, возглавивший восстание патрициев против этрусского правителя Тарквиния Гордого. В 509 г. до н. э. он стал одним из первых двух консулов, избиравшихся на один год. За участие в заговоре в пользу изгнанного Тарквиния Гордого Брут осудил обоих своих сыновей на смерть и лично присутствовал при исполнении приговора.

* Nomen — родовое имя у древних римлян. Р г ае по me n — личное имя, ставящееся впереди родового (потеп) и обозначаемое обычно инициалом. Cognomen — фамильное имя, присоединяемое к родовому (потеп); прозвище, кличка.

К с. 283.

* «Тогда Бульб, с веселой улыбкой и настолько ласково, насколько умел, обратился к Стайену: „Ну, что же, Пет,— говорит он (дело в том, что Стайен на основании родовых изображений Элиев выбрал себе именно это прозвание, дабы не казалось, что у него, если бы он назвал себя Ли-гуром, прозвание не родовое, а племенное..."» (Марк Туллий Цицерон. Речи в двух томах. (Пер. В. Горенштейна.) Т. 1. М., 1962, с. 208).

* Анкирские надписи, или Анкирский памятник (Monumentum Ancyra-num),— один из важнейших письменных памятников конца Республики и начала Империи в Риме, названный так потому, что он был найден в г. Анкире (нынешней Анкаре). Памятник представляет собой копию на латинском и греческом языках так называемого «политического завещания Августа», содержащего его рассказ о своей деятельности. Оригинал находился в Риме, перед входом в мавзолей Августа.

* Лионская таблица, содержащая императорскую речь о сенатском решении De Jure honorum Gallis dando («О праве на должности, предоставляемом галлам» — лат.).

Имеется в виду остаток бронзовой таблицы (Tabula Claudia-па), на которой сохранилась часть речи римского императора Клавдия (10 г. до н. э —54 г. н. э.), произнесенной в 48 г. в сенате. В этой речи император предложил сенату предоставить jus honorum (право быть избранным в сенат) жителям Галлии. Вначале это право было предоставлено эдуям, кельтскому племени, проживавшему в междуречье Соны и Луары. Принятое решение положило начало предоставлению права римского гражданства жителям провинций, привлечению в сенат наиболее видных и знатных провинциалов. Эту же речь Клавдия приводит Тацит (Анналы, XI, 24).

К с. 287.

* Мосс цитирует (видимо, по памяти) фрагмент из сочинения Цицерона «Об обязанностях». Вот как он выглядит полностью: «Est igitur proprium munus magistratus intellegere es gerere personam civitatis (курсив мой.— Примеч. пер.) debereque elus dignitatem et decus sustinere, servare leges, iura discribere, ea fidei suae commissa meminisse». Цицерон. Об обязанностях (De Officiis). СПб.—M., 1874, с. 46.

Приводим перевод В. О. Горенштейна:

«Итак, прямой долг магистрата — понимать, что он представляет городскую общину (personam civitatis можно также перевести как „общинную личность", подразумевая под последней коллективного субъекта.— Примеч. пер.) и должен поддерживать ее достоинство и честь, соблюдать законы, определять права и помнить, что они поручены его верности» (Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974, с. 90).

* Суид — греческий лексикограф, живший в X—XI вв. н. э.; родина и обстоятельства его жизни неизвестны. Его «Лексика» содержит множество интересных и уникальных, хотя и не всегда достоверных, сведений об античных поэтах, ораторах и историках.

* Григорий Назианзин, Григорий Богослов (ок. 330 — ок. 390) — греческий поэт и прозаик, церковный деятель и мыслитель.

* Имеется в виду Никейский I Вселенский собор христианского высшего духовенства, состоявшийся в г. Никее в 325 г. (второй Никейский собор состоялся в 787 г.). На соборе был утвержден «Символ веры», обязательный для всех христиан.

К с. 288.

* Кассиодор (ок. 487 — ок. 578) — писатель и государственный деятель остготского государства, автор сочинений по истории церкви, богословских трактатов, комментариев к псалмам и посланиям апостолов и т. д.

К с. 289.

*Тридентский собор — XIX Вселенский собор католической церкви, заседавший в Триенте (1545—1547, 1551 — 1552, 1562—1563) и в Болонье (1547—1549). В постановлениях собора предавались анафеме все протестантские учения. Собор принял «Тридентское исповедание веры» о сохранении средневековых догматов католической церкви, которому обязаны присягать служители культа католической веры.

К с. 290.

* Леон Еврей (Леон Медик Еврей, Иегуда Леон Абарбанель, или Абраванель) (1460—1520)—еврейский врач, писатель и философ. Его сочинение «Диалоги о любви», проникнутое мистицизмом неоплатоновского толка, было издано в Риме в 1535 г. «Диалоги о любви» оказали большое влияние на современников и были переведены на многие языки.

* Речь идет о сочинениях Аристотеля «О душе» и «О возникновении и уничтожении».

* Моравские братья — религиозная секта, существовавшая в Чехии (наряду с «чешскими братьями») с середины XV до начала XVII в. Общины моравских братьев проповедовали бедность, отказ от мирской деятельности, смирение, непротивление злу. С конца XV в. общины моравских братьев занимались просветительской деятельностью.

* Веслианцы — последователи английских религиозных деятелей Джона и Чарлза Весли (Уэсли), основателей методизма, направления про-

тестантской религии, выделившегося в XVIII в. из англиканской церкви и затем распространившегося в ряде стран, особенно в США. Весли и их последователи подчеркивали, что главное значение в христианстве имеют не культ и догматика, а практическое выполнение христианином своих обязанностей и вера как деятельный процесс преобразования человека. Отвергая доктрину предопределения, они отстаивали идеи всеобщего, свободного и полного спасения, свободы воли человека и его способности в борьбе со своими греховными склонностями достичь безгрешного состояния.

* Пиетизм — мистическое течение в протестантизме конца XVII— XVIII в., направленное, с одной стороны, против формализма и рационализма ортодоксального лютеранства, с другой — против рационалистической философии Просвещения. Пиетизм ставил религиозное чувство выше догматики и обрядности и особое значение придавал внутренним эмоциональным переживаниям верующего, нравственному самоусовершенствованию человека.

* Шотландцы — имеется в виду шотландская школа в философии, или философия «здравого смысла», философское направление, получившее распространение в 60—80-х годах XVIII в. в университетах Глазго, Эдинбурга, Абердина. Основателем школы был Т. Рид, виднейшими представителями— Дж. Освальд, Дж. Битти, Д. Стюарт, Дж. Кэмпбелл. Школа формировалась в полемике со скептицизмом Юма. Согласно воззрениям шотландской школы, непреложные для «здравого смысла» истины основаны на непосредственной интуитивной достоверности, заложенной в самой природе человека и имеющей божественное происхождение.

К с. 291.

*Сведенборг, Эмануэль (1688—1772) — шведский ученый и теософ-мистик; в философии развивал идеи спиритуалистической натурфилософии, близкой неоплатонизму.

*Тетенс, Иоганн-Николай (1736—1805)—немецкий философ и психолог. Его сочинение «Философские опыты о человеческой природе и ее развитии» (1777) сыграло важную роль в истории психологии и оказало значительное влияние на Канта. Тетенс был одним из инициаторов применения эмпирических методов в психологии, дав, в частности, описание метода интроспекции (самонаблюдения). Деление Тетенсом че-ловеческой психики на три части: мышление, чувство и волю — надолго утвердилось в философии и психологии.

Наши рекомендации