Преобразование культуры в личность

Здесь главным образом обсуждались механизмы преобразования культуры в мир личностии порождения в процессе развития личности мира (форм) культуры. Культуральная точка зрения на сущность человеческой психики и ее развитие состоит в принципиальном преодолении традиционно обсуждаемых, базовых схем соотношения: «человек – природа»и «человек – общество».Так как и природа, и общество, являясь фундаментальными предпосылками становления человека, никогда не становятся прямо, в своей непосредственности, содержательными характеристиками ни самой его личности, ни ее мира; они всегда имеют ценностную валентность, конкретно-исторический облик, обнаруживают себя перед человеком как вполне определенные канонические формы культуры.

Личность как собственно человеческое измерение

В философско-психологических работах культуральной ориентации (например, французская социологическая школа; культурно-историческая концепция Л.С. Выготского) личностное начало человека связывают прежде всего с творчески-созидательным характером его жизнедеятельности (В.В. Давыдов). Поэтому бесплоден узкопсихологический взгляд на человека, при котором он предстает как отдельность со своими индивидно-своеобразными свойствами и качествами, как совокупность множества психологических способностей и механизмов. В действительности же человек имеет многообразные связи и отношения со всем универсумом человеческой культуры, и именно здесь он обретает свой подлинный облик – как личность –и собственно человеческое измерение.

Личностное начало

Личностное начало встраивается в царство природного и социального мира как транссубъективное, как производное от исторического взаимодействия и суммирования деятельностей бесчисленных исторических субъектов: оно представляет собой в высшей степени сложную совокупность общественно-исторических норм и ценностей человеческого общежития, фиксированных в живых «образах культуры» – в произведениях, традициях, ритуалах, обычаях.

Именно с культивированием личностного начала связано само творение и возрастание качества жизни. Личностное бытие представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры; переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива»; усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных.

При всей убедительности и притягательности методологии культурализма в психологических исследованиях одним из трудных вопросов остается проблема ориентации человека в многообразии и иерархии культурных ценностей.

Трансцендентные ценности

По словам П.А. Флоренского, «в пределах самой культуры нет критериев выбора, критериев различения одного от другого: нельзя, оставаясь верным культуре, одобрять одного и не одобрять другого, принимать одно и отвергать другое... Для расценки ценностей нужно выйти за пределы культуры и найти критерии, ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ ей» [4].

Решение П.А. Флоренского – в ориентации на религию, на религиозный культ, так как вся человеческая культура, с его точки зрения, производна именно от культа – и в онтологическом, и в историческом, и в собственно антропологическом смыслах.

Однако для атеистического сознания, для секулярной культуры сама религия всего лишь одна из форм культуры, аккумулирующей в себе высшие ценности человеческой жизнедеятельности – не более. Нужно только договориться, какие из этих ценностей могут быть «общечеловеческими», они и станут главными критериями ценностных ориентаций в пространстве культуры. Все это как раз и соответствует логике культурализма. Поэтому недостаточно простого указания на происхождение культуры от культа; необходимо рассмотреть проблематику человека внутри самого религиозного культа.

Теологизм – целостный взгляд на человека

Речь должна идти об особой парадигмальной установке в психологии человека – о теологизме,понятийный строй которого раскрывается в соотношении « человек – Божество».

Религиозная точка зрения – это целостный взгляд на человека во всей его тотальности. Это одновременное виденье человека в его происхождении (как?), сущности (что?), бытии (кто?)и назначении (зачем? и воимя Кого?). Данная характеристика может быть распространена, фактически, на все мировые религии (может быть, кроме пантеистических). Относительно религиозной все другие точки зрения на человека (научная, этическая, эстетическая и др.) имеют частичный, периферийный характер.

Для религиозного сознания жизнь человека только тогда есть, тогда действительна и обретает свой подлинный смысл,когда она устремлена к Высшему, Абсолютному, Иному бытию, нежели то, которое открывается человеку в его непосредственном существовании, когда его конкретная жизнь приводится в связь (лат. religio) с этим Высшим, осмысливается как служение Ему или как осуществление Его в мире.

Наши рекомендации