Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя

За тысячелетия жизни на Земле у людей сформировался обычай употреблять изделия, содержащие алкоголь. Пьют их с разной целью, кроме одной – никто из выпивающих не ставит перед собой задачу стать пьяницей, а тем более алкоголиком.

Для всех выпивающих характерна одна общая черта: абсолютное сознательное отрицание трезвости как обязательной нормы жизни. Но когда человек, ставший жертвой увлечения алкоголем, рассказывает врачу историю своей болезни, то вполне искренне уверяет, что если бы он знал, чем это кончится, если бы вовремя был остановлен, то этого бы не случилось. Трудно представить в наше время человека, который не был бы осведомлен о возможных последствиях употребления алкоголя.

Мало кто учитывает, что алкоголизм как болезнь имеет существенное отличие от других заболеваний, при первых признаках которых человек обращается к врачу и проходит назначенный курс лечения (в худшем случае лечится сам). Заболевший же алкоголизмом, даже почувствовав, что пить, как другие (не зависимые от алкоголя люди), он уже не может, не принимает никаких мер для избавления от этого недуга и очень болезненно реагирует на советы близких остановиться и трезво оценить свое состояние. Он, как говорят наркологи, «сживается» со своей болезнью.

Объективная оценка результатов винопития показывает, что не все, кто употребляет спиртное, становятся алкоголиками. Но каждый расплачивается за это «удовольствие» частью своего здоровья, способностями и здоровьем своих детей, снижением работоспособности, а зачастую – разрушением семьи, потерей любви и уважения окружающих.

Нельзя сказать, что трагические последствия употребления алкоголя не были известны раньше. В том-то и парадокс, что с тех пор, как люди научились изготовлять спиртосодержащие жидкости и использовать их для поднятия настроения, они вскоре убедились, что вызванные ими «веселье» или другие эмоции чреваты бедами и болезнями. Но психологическая природа эмоция такова, что обязательно возникает желание повторить.

К предпосылкам также следует отнести и общее социальное неблагополучие российского общества, низкий уровень жизни и высокий уровень бедности и безкультурия.

Конечно, влияет и наследственность. Нельзя забывать и на семейный климат – нередко дети в семье алкоголиков заражаются и заболевают этой болезнью.

Женский алкоголизм

Согласно статистическим данным, относящимся к послевоенному периоду, в нашей стране возраст большинства женщин, злоупотребляющих алкоголем, превышал 40 лет. Начиная с середины 60-х гг. наблюдается омоложение женского пьянства и алкоголизма. В доперестроечный период социологи объясняли эти возрастные сдвиги негативными сторонами эмансипации, предоставившей женщине право участвовать в общественном производстве и обеспечивать свою экономическую независимость. Это право, с одной стороны, изменило структуру материальных и духовных потребностей женщины, а с другой – поставило её перед необходимостью получить образование, достичь высокого уровня профессиональной подготовки. Семейной женщине гораздо труднее, чем свободной, реализовать такие устремления. Поэтому у многих девушек (часто наиболее одаренных, трудолюбивых и настойчивых в достижении цели) значительно отодвигаются сроки замужества. Неудивительно, что к 25 годам выходит замуж только 52% девушек. А те, что не обременены семьей, заполняют свободное время дружескими и случайными встречами, хождением в гости, участием в увеселительных мероприятиях, посещением ресторанов. Экономическая самостоятельность и заимствование стереотипов поведения мужчины позволяют девушкам в перечисленных ситуациях потреблять алкогольные напитки.

Семья – это плацдарм, на котором личные отношения становятся общественно значимыми. Разрушение семьи приводит к одиночеству, одиночество очень часто приводит к пьянству, пьянство – к развитию алкоголизма и деградации личности. А если явление это не единичное, то оно не может не вести к застою в обществе и к деградации потомства. Отрицательная роль в этом пьющей женщины особенно велика.

Что же касается материальных условий и эмоционального фона жизни детей пьющей матери, то они во много раз хуже, чем в семье, где пьянствует или болен алкоголизмом отец. И это понятно, так как пристрастие женщин к алкоголю приводит к угасанию инстинкта материнства у утрате потребности заботиться о детях. Все эти чувства вытесняются постоянным стремлением добыть спиртное. Семья, в которой у жены возникла болезненная потребность к ежедневной выпивке, распадается в 9 случаях из 10. Возникающее в период отрезвления у некоторых женщин чувство вины перед близкими является дополнительной причиной дискомфорта. Чтобы прервать это состояние, «забыться», женщина снова прибегает к «целительному» действию алкоголя, углубляя болезнь.

Для детей такое поведение матери является крушением мира. Жалость, которую они поначалу испытывают к ней, может перейти и чаще всего переходит в ненависть. У детей из таких семей возникает чувство собственной ущербности. Будучи лишенными счастливого детства, не получив в семье необходимого интеллектуального развития и положительного социального опыта, они уже в подростковом возрасте требуют спиртное, пытаясь с его «помощью» хотя бы иллюзорно устранить сформировавшийся комплекс неполноценности. Кончается это, как правило, развитием у детей раннего алкоголизма.

В связи с этим целесообразно проводить антиалкогольные пропагандистские мероприятия избирательно, доводя до различных категорий населения, в том числе женщин, характерные особенности действия алкоголя на женский организм. Знакомить их с опасными последствиями, которым подвергают свои семьи женщины, потребляющие алкоголь. Необходимо, чтобы каждая девушка еще до замужества была осведомлена о возможности рождения ребенка с врожденными дефектами, обозначаемыми аббревиатурой АСП (алкогольный синдром плода), по причине его «пьяного зачатия» и пьянства во время беременности.

В целях раннего выявления случаев женского алкоголизма целесообразно расширить круг источников информации, по которым поступают сведения о состоянии этого социального явления. Такими источниками информации могут быть женские консультации, инспекции по делам несовершеннолетних, педагогические формирования по работе в неблагополучных семьях и т.д. Важным источником могли бы стать социологические и социально-гигиенические исследования, направленные на выявление причин и особенностей распространения пьянства среди женщин в конкретных регионах страны.

Детский алкоголизм

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

– быстрое привыкание к спиртным напиткам;

– злокачественное течение болезни;

– злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

– принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

– быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);

– низкая эффективность лечения

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно.

Основными психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью к употреблению спиртных напитков.

Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.

На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3–6 мес.

Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.

На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к этанолу возрастает в 3–4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков, это начальная стадия хронического алкоголизма.

Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз алкоголя.

Далее, на пятом этапе, развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.

Нужно ли говорить, что подвыпивший подросток за рулем велосипеда, мопеда или мотоцикла – опаснейший враг как для себя, так и для всех, кто может встретиться на его пути; Французские ученые Шардон, Баутин и Богар, проведя целый ряд опытов над добровольцами, убедительно показали, что при легком опьянении с концентрацией алкоголя в крови 0,15-0,25 граммов на 1 килограмм массы тела. наблюдаются расстройства зрительных и слуховых реакций. У каждого пятого из испытуемых эта реакция запаздывала, а у каждого шестого нарушалось глубинное зрение, то есть страдала способность различать отдаленные предметы, определять, на каком расстоянии находится тот или иной предмет. При этом ухудшалось светоощущение, способность различать цвета (особенно красный).

Наши рекомендации