Влияние типа взаимодействия в семье на возникновение тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста с УО

Глава 1. Типы семейного взаимодействия как показатель возникновения тревожности и агрессии у детей младшего школьного возраста с УО.

1.1 Роль семейных взаимоотношений в развитии ребенка.

1.2 Особенности детско-родительских отношений, воспитывающих детей с УО.

1.3 Формирование агрессивности и тревожности у детей с УО

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния типа семейного взаимодействия на возникновение тревожности у детей младшего школьного возраста.

2.1Организование методы исследования.

2.2 Изучение тревожности и агрессивности детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

2.3 Изучение влияния типа семейного взаимодействия на возникновение тревожности у детей младшего школьного возраста с УО

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования. Благоприятный психологический микроклимат в семье, правильно построенные семейные взаимоотношения являются одним из условий благополучного эмоционального развития ребенка. Большое значение имеет тип семейного взаимодействия, стиль семейного воспитания. Семья, которая неспособна воспитывать, приводит к серьезным проблемам в развитии психики ребенка, его социализации.

Проблемой взаимоотношения родителей и детей в настоящее время уделяется большое значение. Свой вклад в исследование этой проблемы внесли Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Г.Ковалев, В.Леви, В.Я.Титаренко.

Для ребенка семья является целым миром. В ней он строит отношения с родителями. В процессе взаимодействия ребенка с родителями, другими родственниками, у ребенка формируется структура личности, поведение. Он получает от них жизненный опыт, перенимает нормы их поведения. Родители занимают огромную роль в жизни ребенка. Родители же способны оказывать на ребенка как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, агрессивным, замкнутым. По мнению С.В. Ковалева, А.И.Захарова, И.Когана психологический микроклимат в семье является одним из условий влияющих на возникновение агрессивности и тревожности у детей. Родители должны понимать, что от них самих зависит формирование личности ребенка. Поэтому они должны сознательно подходить к процессу воспитания, контролировать свое поведение, отношения между собой и другими людьми. Это позволит воспитать ребенка в наиболее благоприятных условиях, которые будут способствовать его гармоничному развитию.

Цель: изучение влияния типов семейного взаимодействия на возникновение тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста с УО.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: уровень проявления тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста с УО в семьях с разным типом семейного взаимодействия.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тревожность и агрессивность у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта напрямую зависит от типа взаимодействия в семье, а именно …….

В соответствии с целью, предметом и гипотезой нами определены задачи нашего исследования:

1. Изучение литературы по теме исследования

2. Подбор диагностического инструментария, позволяющего выявить уровень агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также тип взаимодействия в семье, воспитывающих детей с нарушением интеллекта.

3. Организация и проведение диагностического обследования детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

4. Выявление типа семейного взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с нарушением интеллекта

Методы исследования: анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Психодиагностические методы: В рамках данных методов использовались следующие методики:

· Тест-опросник родительского отношения ( А.Я. Варги, В.В. Столина)

· Тест детской тревожности (Тэммл, Дорки, Амен)

· Методика « Кактус» ( Панфилова)

· Изучение агрессивности ( Карта наблюдений Д. Скотта)

База исследования: Специальная (Коррекционная) школа № 142 8 вида. При проведении исследования в качестве испытуемых выступили 20 семей:20 родителей и 20 учащихся 3-4 класса с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 10-11 лет.

Теоретическая значимость заключается в углублении представлений понятий агрессия и тревожность, изучение роли в жизни человека. Рассмотрение особенности тревожности и агрессии детей младшего школьного возраста с легкой степенью УО возраста. Выяснение причин возникновения тревожности и агрессии у детей младшего школьного возраста с легкой степенью УО.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами и психологом учреждения для проведения психокоррекционных занятий по снижению уровня тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста с легкой степенью УО. Кроме того, данные исследований могут быть применены при составлении рекомендаций для родителей.

Структура работы: работа состоит из введения, 2-ух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего ... источников. Работа иллюстрирована ... таблицами, ... диаграммой. Общий объем работы ...страниц машинописного текста.

Наши рекомендации