Мы – то, что мы читаем»
Это отрывок из стихотворения В. Жука [15].
Мораль:на каждую привычную фразу можно найти непривычную, зато более точную сентенцию.
Комментарий:«Мы – то, что мы пьем» или «Мы – то, что мы едим» – набившие оскомину фразы из телевизионных передач и газетных сообщений. Понятно раздражение поэта, несогласного с тем, что человек пассивно заглатывает то, что вещают СМИ. Это не так не только по отношению к пище духовной, но и к материальной. Прежде чем стать структурным компонентом нашего организма, входящие в нас продукты разлагаются, а затем усваивается по внутренним правилам организма. При этом состояние души человека, его представления о себе и о своем образе жизни крайне важны для того, что мы выбираем из еды и питья. Любая словесная информация точно так же обрабатывается, в том числе маленьким ребенком. Поэтому родители должны заботиться не столько о качестве питания, сколько о качестве душевного питания своих детей.
Диапазон применения байки:индивидуальная или групповая беседа с родителями, подрывающая слепую веру в сентенции, излагаемые СМИ.
№ 29. Байка «Быль о соске и памперсах»
Однажды в конце августа ко мне на консультацию обратилась бабушка будущего первоклассника. Проблема заключалась в том, что ребенок засыпал только с соской, да и среди дня иногда успокаивался лишь с ее помощью. Обращение в конце лета было связано с тем, что в этом году ребенок должен был пойти в школу, в первый класс, и такое поведение семилетнего мальчика могло бы вызвать насмешки других детей.
На правомерный вопрос относительно того, почему этой проблемой занялись только сейчас, бабушка наивно ответила, что ранее эта проблема никого не беспокоила.
Мораль:весьма часто побуждением к воспитанию и обучению ребенка являются внешние институты, а не собственное понимание полезности того или иного поведения для отпрыска.
Комментарий:нередко родители обращаются за советом по поводу приучения ребенка к горшку и отмены памперсов не тогда, когда это нужно (когда ребенку 1–2 года), а гораздо позднее, когда ребенку уже 3 года, а то и 5 лет. И побудительной силой к изменению его поведения является внешняя причина: необходимость отправить в детский сад или какие-то другие общественные институты.
Приучение ребенка к горшку и отучение пользоваться соской – не просто действия, при которых он осваивает новый навык. Это действия, определяющие его личностный рост, меняющие его самооценку и представление о месте в мире. «Я делаю это, как взрослый», – важнейший момент данного опыта. Иногда родители полагают, что раз пользование соской или памперсами не мешает им самим и приятно для ребенка, его не следует подталкивать к освоению нового навыка. Но подобным образом они задерживают личностный рост своего малыша. Это примерно то же самое, что держать ребенка вне школы до армии, потому что в семье достаточно денег для обеспечения ребенка, а учиться ему не хочется. В последнем случае всем очевидно, что обучение в школе – этап социализации ребенка, позволяющий ему в какой-то момент получить достаточно высокий социальный статус и приобрести все варианты ролей взрослого. Но в случае соски и памперсов удоб ство, при котором не требуется усилия со стороны родителей, затмевает значимость самостоятельности для ребенка. Каждый раз, когда родители предпочитают для быстроты что-то делать за ребенка, они замедляют его взросление, снижают социальный интеллект, а значит, ухудшают адаптацию в мире.
Освоив новый навык, ребенок приобретает самостоятельность, это способствует дальнейшему расширению возможностей для личностного роста. Без соски ребенок начинает осваивать речь и выражать себя посредством слова. Часто это обременительно для окружающих, не желающих знать мнение ребенка. Освободившись от памперсов, ребенок становится свободным от родительской опеки.
Другое дело, что для многих взрослых такая самостоятельность детей нежелательна, поскольку, с их точки зрения, ограничивает их влияние на ребенка. Но в этом случае необходимо работать с личностью взрослого, стимулируя его самого к личностному росту и обязательно приводя к мысли, что любой ребенок вырастает и уходит из семьи. Родители должны быть готовы отпустить ребенка в самостоятельное плавание, но для этого они должны иметь собственные интересы, иные, чем уход за ребенком.
Диапазон применения байки:индивидуальные беседы с мамами и бабушками, будущими родителями с целью подчеркивания значимости освоения навыков личной гигиены для личностного роста ребенка.
№ 30. Байка «Папа на полу»
Одна молодая женщина рассказала о проблеме в их семье. Ребенок всегда (начиная с самого рождения) плохо спал. Но если он лежал в постели вместе с матерью, то высыпались и она, и он. Чтобы дать маме выспаться, отец стал ложиться на полу перед кроватью, а мальчик устраивался с мамой на кровати. Но ребенок рос, и вот ему 4 года. И каждый раз, когда отец пытается вернуться в кровать, малыш кричит, что это его место, и показывает отцу, что место того на полу. Поскольку семья живет в многоквартирном доме, родители боятся настоять на своем, так как ребенок долго и громко кричит при всех попытках вернуть его в собственную постель. Родители в отчаянии, причем мама понимает, что самым тяжелым последствием этой ситуации может быть их разрыв с мужем.
Мораль:в определенных ситуациях (например, при неадекватном поведении родителей) ребенок может быть причиной ухудшения отношений и даже разрыва между родителями.
Комментарий:в первые дни после рождения, когда организм ребенка адаптируется к молоку матери, часто у детей, особенно у мальчиков, бывает плохой ночной сон. Невысыпающаяся мать находит простое решение, положив ребенка в свою кровать. Однако одной из основных психологических особенностей детей является детский консерватизм. Они с трудом меняют пищу и приспосабливаются к новым условиям жизни и всем своим поведением стремятся удержать то, что уже хорошо работает.
Именно поэтому, привыкнув спать в родительской постели рядом с теплой и большой мамой, ребенок не хочет отказываться от этого удовольствия. А значит, предвидя такой поворот событий, лучше сразу класть ребенка не в родительскую постель, а поставить его кровать рядом, чтобы успокаивать ребенка, протянув к нему руку через решетку кровати.
Чем старше ребенок, тем с большим трудом он отказывается от того, что уже успел завоевать. Переложить ребенка в отдельную постель в год – один день нервного напряжения у родителей, в 4 года – сложное многодневное мероприятие. Тем не менее в любом случае это необходимо сделать, поскольку мы уже говорили о том, что задачей воспитания является формирование личности. Каждый член семьи – это личность. Ребенок, формируя отношение к себе, должен научиться уважать и мать, и отца, и их право на личную жизнь без его вмешательства.
Одним из вариантов эффективного решения проблемы в данном случае будет следующее: родители обходят соседей и предупреждают, что, возможно, несколько дней им придется слышать плач ребенка. С самим же ребенком необходимо побеседовать и сообщить, что он вырос, а потому должен спать отдельно. И это правило не требует доказательств. Не стоит говорить, что он спит беспокойно и мама не высыпается. У него появится надежда, что он сможет убедить маму, что теперь будет спать тихо-тихо. После твердого решения родителей, что ребенок будет спать на отдельной кровати (возможно, в первые дни – в той же комнате), это правило нужно воплотить в жизнь. Родители должны показать всем своим видом и поведением, что плач ребенка – не повод для изменения их решений (иначе плач станет надежным оружием борьбы не только в этой ситуации). Наверное, несколько дней будет трудно всем. Но в конце концов ребенок освоится с новым положением и даже найдет его более привлекательным, чем прошлое, поскольку это означает, что он стал «как взрослый». И когда ребенок привыкнет к своему новому положению, можно пригласить соседей на торт и по благодарить за терпение. Такой мирный результат избавит родителей от чувства вины за беспокойство, которое они доставили другим.
Но есть и другое решение. Все пройдет еще более мирно, если семья поедет в отпуск на лето, где на новом месте ребенок сразу же будет положен отдельно, а когда все вернутся домой, никто не будет напоминать о прошлой возможности. Можно даже выразить недоумение, если ребенок заикнется о своем прежнем положении, напомнив ему, что он уж вырос из этого состояния.
Диапазон применения байки:индивидуальные и групповые беседы с родителями, беседы с будущими родителями о приучении ребенка к самостоятельности.
№ 31. Байка «Маленькие дети – маленькие заботы, большие дети – большие заботы»
Это известная русская пословица, давно утратившая свою актуальность.
Мораль:до сих пор многие люди полагают, что проблемы, как снежный ком, растут с возрастом.
Комментарий:современные данные свидетельствуют о том, что чем больше родители вложат сил в воспитание маленького ребенка, тем меньше проблем возникнет, когда он вырастет. Многие мамы во время прогулок болтают с соседками, вместо того чтобы общаться со своим ребенком. А ведь это так интересно – еще раз увидеть мир его глазами и вдруг начать понимать то, что некогда было упущено, ведь дети вырастают очень быстро (это только невыспавшейся маме кажется, что этот процесс бесконечен).
Каждый ребенок проходит через ряд кризисных ситуаций. Когда родители рядом и помогают ему их разрешать, он учится вместе с ними преодолевать трудности, соответствующие возрасту. Поэтому во взрослом состоянии он самостоятельно сможет приняться за решение собственных проблем. Однако если в детстве ему не удавалось справляться с чем-то, поскольку все проблемы решались взрослыми, то любой стресс во взрослом или подростковом состоянии приведет к крушению представлений о себе, страху преодоления себя. И человек предпочтет непрямую дорогу в надежде, что проблемы в это время решатся сами собой. Известно, что аддиктами, то есть зависимыми людьми (от курения, алкоголя, наркотиков, игры на компьютере), становятся люди, которые не научены бороться с трудностями и преодолевать стресс.
Диапазон применения байки:разговор с будущими родителями, с родителями новорожденных, в меньшей мере эффективно – с родителями подростков, которые уже обнаруживают зависимое поведение.
№ 32. Байка «Сказка»
Даниил Хармс, «Сказка» [38].
– Вот, – сказал Ваня, кладя на стол тетрадку, – давай писать сказку.
– Давай, – сказала Леночка, садясь на стул.
Ваня взял карандаш и написал: «Жил-был король...»
Тут Ваня задумался и поднял глаза к потолку. Леночка заглянула в тетрадку и прочла, что написал Ваня.
– Такая сказка уже есть, – сказала Леночка.
– А почем ты знаешь? – спросил Ваня.
– Знаю, потому что читала, – сказала Леночка.
– О чем же там говорится? – спросил Ваня.
– Ну, о том, как король пил чай с яблоками и вдруг подавился, а королева стала бить его по спине, чтобы кусок яблока выскочил из горла обратно. А король подумал, что королева дерется, и ударил ее стаканом по голове. Тут королева рассердилась и ударила короля тарелкой. А король ударил королеву миской. А королева ударила короля стулом. А король вскочил и ударил королеву столом. А королева повалила на короля буфет. Но король вылез из-под буфета и пустил в королеву короной. Тогда королева схватила короля за волосы и выбросила его в окошко. Но король влез обратно в комнату через другое окно, схватил королеву и запихал ее в печку. Но королева вылезла через трубу на крышу, потом спустилась по громоотводу в сад и через окно вернулась обратно в комнату. А король в это время растапливал печку, чтобы сжечь королеву. Королева подкралась сзади и толкнула короля. Король полетел в печку и там сгорел. Вот и вся сказка, – сказала Леночка.
– Очень глупая сказка, – сказал Ваня. – Я хотел написать совсем другую.
– Ну, пиши, – сказала Леночка.
Ваня взял карандаш и написал: «Жил-был разбойник...»
– Подожди! – крикнула Леночка. – Такая сказка уже есть!
– Я не знал, – сказал Ваня.
– Ну, как же, – сказала Леночка, – разве ты не знаешь о том, как один разбойник, спасаясь от стражи, вскочил на лошадь, да с размаху перевалился на другую сторону и упал на землю. Разбойник выругался и опять вскочил на лошадь, но снова не рассчитал прыжка, перевалился на другую сторону и упал на землю. Разбойник поднялся, погрозил кулаком, прыгнул на лошадь и опять перемахнул через нее и полетел на землю. Тут разбойник выхватил из-за пояса пистолет, выстрелил из него в воздух и опять прыгнул на лошадь, но с такой силой, что опять перемахнул через нее и шлепнулся на землю. Тогда разбойник сорвал с головы шапку, растоптал ее ногами и опять прыгнул на лошадь, и опять перемахнул через нее, шлепнулся на землю и сломал себе ногу. А лошадь отошла в сторону. Разбойник, прихрамывая, подбежал к лошади и ударил ее кулаком по лбу. Лошадь убежала. В это время прискакали стражники, схватили разбойника и отвели его в тюрьму.
– Ну, значит, о разбойнике я писать не буду, – сказал Ваня.
– А о ком же будешь? – спросила Леночка.
– Я напишу сказку о кузнеце, – сказал Ваня.
Ваня написал:
«Жил-был кузнец…»
– Такая сказка тоже есть! – закричала Леночка.
– Ну? – сказал Ваня и положил карандаш.
– Как же, – сказала Леночка. – Жил-был кузнец. Вот однажды ковал он подкову и так взмахнул молотком, что молоток сорвался с рукоятки, вылетел в окно, убил четырех голубей, ударился о пожарную каланчу, отлетел в сторону, разбил окно в доме брандмейстера, пролетел над столом, за которым сидели сам брандмейстер и его жена, проломил стену в доме брандмейстера и вылетел на улицу. Он опрокинул на землю фонарный столб, сшиб с ног мороженщика и стукнул по голове Карла Ивановича Шустерлинга, который на минуточку снял шляпу, чтобы проветрить свой затылок. Ударившись об голову Карла Ивановича Шустерлинга, молоток полетел обратно, опять сшиб с ног мороженщика, сбросил с крыши двух дерущихся котов, перевернул корову, убил четырех воробьев и опять влетел в кузницу, и прямо сел на свою рукоятку, которую кузнец продолжал еще держать в правой руке. Все это произошло так быстро, что кузнец ничего не заметил и продолжал дальше ковать подкову.
– Ну, значит, о кузнеце уже написана сказка, тогда я напишу сказку о себе самом, – сказал Ваня и написал:
«Жил-был мальчик Ваня…»
– Про Ваню тоже сказка есть, – сказала Леночка. – Жил-был мальчик Ваня, и вот однажды подошел он к...
– Подожди, – сказал Ваня, – я хотел написать сказку про самого себя.
– И про тебя уже сказка написана, – сказала Леночка.
– Не может быть! – сказал Ваня.
– А я тебе говорю, что написана, – сказала Леночка.
– Да где же написана? – удивился Ваня.
– А вот купи журнал «Чиж» номер семь и там ты прочтешь сказку про самого себя, – сказала Леночка.
Ваня купил «Чижа» № 7 и прочитал вот эту самую сказку, которую только что прочитал ты.
Мораль:на свете мало истин или историй, о которых кто-либо когда-либо не сказал, но это не повод запретить ребенку творить. В мире много уже созданного, но то, что делает ребенок, являясь неуникальным для общества, абсолютно и безусловно ново и полезно для самого ребенка.
Комментарий:если ребенка постоянно ограничивать тем, что кто-то когда-то уже это делал, то он никогда не станет творить. Да, кто-то писал точно такую же сказку и делал точно такой же рисунок. Возможно, у него это получилось даже лучше. Но данный ребенок делает это впервые, а потому в его собственной жизни это единичное событие, которое нужно поощрять и развивать. Тогда, набравшись достаточно опыта, уже выросший ребенок создаст шедевр.
Диапазон применения байки:беседа с воспитателями детского сада и учителями начальной школы, индивидуальная или групповая работа с родителями дошкольников относительно развития творческих способностей ребенка.
№ 33. Байка «Букварь с пеленок», или Обучение чтению до года
Одной из самых интригующих современных методик обучения детей можно считать методику Г. Домана по обучению ребенка чтению до года и формированию у него энциклопедических знаний до 2 лет. Г. Доман [14] сразу же после войны, работая нейрохирургом, создал систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Как и многие психофизиологи, он знал, что в мозге есть резервные, не пораженные болезнью клетки, которые могут, особенно у детей до года, взять на себя функции утраченных в связи с болезнью клеток.
Мозговые клетки больных детей стали интенсивно стимулировать, заставляя фиксировать взгляд на предметах, которые демонстрировали на доли секунды. Эксперимент показал, что эти дети, которые до посещения клиники Г. Домана считались безнадежно больными или умственно отсталыми, не только догоняли своих сверстников, но со временем даже перегоняли их в интеллектуальном развитии. И тогда Г. Доман решил применять методику и к здоровым детям.
В своих исследованиях он опирался на знание того, что мозг человека может либо развиваться, либо деградировать. Он не может не работать. И чем интенсивнее нагрузка, тем интенсивнее развитие. Он подкрепил экспериментально представления Ж. Пиаже о том, что интеллект детей до 2 лет является сенсомоторным [31].
Г. Доман доказал, что ребенок при рождении запрограммирован на обучение, поэтому до 3 лет его не нужно мотивировать на обучение.
Методики его основаны на особенностях восприятия ребенка в ранний период жизни. Внимание малыша неустойчиво и непроизвольно. Поэтому привлечь его к печатным плакатам, с помощью которых его обучают чтению, можно, только сделав эти плакатики очень яркими и предъявляя их на короткое время. Например, мама показывает семимесячному ребенку плакатик с надписью «мама» несколько секунд, и пока он, привлеченный необычным предметом, невольно его рассматривает, громко произносит слово: «мама». После этого она подкрепляет его интерес кормлением. Затем мама во время следующих кормлений предъявляет другие слова, и постепенно малыш осваивает процесс не буквенного, а образного чтения, при котором узнает предъявленные ранее слова, а не читает.
Для приобретения энциклопедических знаний ребенку регулярно предлагаются значимые, с точки зрения родителей, тексты. Например, гуляя с ребенком, мама сообщает ему, когда родился Наполеон и когда была Трафальгарская битва. Вернувшись домой, она демонстрирует малышу картину того или иного художника, называя имя художника и название картины. И в какой-то период времени она включает то или иное музыкальное произведение, которое ребенок прослушивает и запоминает его название и автора.
Мораль:безусловно, ребенок может запомнить все, что предлагается ему взрослым (в этом и состоит влияние культуры), но взрослый должен нести ответственность за то, что он предлагает ребенку.
Комментарий:подобное освоение знаний не будет способствовать формированию собственной системы мировоззрения ребенка, которая и является основой личностных достижений. Воспринятые вне собственных усилий, без встраивания в схемы индивидуального опыта, на основе системы, выбранной другим, эти данные так и останутся фактами, а не знаниями. Такой ребенок может поразить взрослого описанием места и времени битвы при Трафальгаре, но не сможет обосновать ее причины и последствия.
Раннее детство – это не время приобретения книжных знаний, осмысление большей части которых для ребенка невозможно. Это время освоения сенсорного, чувственного и двигательного опыта, который и составит в дальнейшем фундамент, на котором ребенок сможет построить собственную мировоззренческую систему, осмыслив каждый факт и сопоставив его с другими.
Психофизиологические особенности детского организма таковы, что ребенок учится на своих ошибках, приобретая все более и более объективную картину мира. Активное развитие его чувственной сферы происходит до 6 лет. Эффективное завершение этого развития способствует не только формированию более высокого интеллекта, но и тех личностных особенностей, которые в дальнейшем составят необходимую основу творчества: инициативность, любознательность, стремление понять суть проблемы, а не просто решить поставленную задачу или пассивно запомнить то, на что указал родитель.
Доказано, что у детей, крайне быстро осваивавших чтение по системе Г. Домана, через некоторое время замедлялось развитие. Более того, среди них нет ни одного известного человека, поскольку таким образом обученные люди могут только хорошо воспроизводить, а не создавать знания. Мозг действительно требует получения массы информации до 3 лет. Но это должна быть чувст венная, сенсорная и физическая информация, освоение которой доступно ребенку и позволит в дальнейшем самостоятельно по знать и любую интеллектуальную.
Методика же Г. Домана крайне полезна детям с болезнями нервной системы.
Диапазон применения байки:беседы с воспитателями, учителями начальных классов общеобразовательной школы, индивидуальные консультации молодых родителей.
№ 34. Байка «Нельзя!»
Мама говорит ребенку, что нельзя есть конфету перед обедом и нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Ребенок попробовал конфету – очень вкусно. Значит, можно перебежать и перед близко идущим транспортом. Что-то подобное делает огромное число подростков, которые играют в реанимацию, перекрывают друг другу кислород или поджигают друг друга, а потом прыгают в воду, чтобы потушить огонь, или закапывают друг друга, или бьются головой об стенку, прыгают с крыши на крышу на улицах больших городов. А став уже взрослыми, отправляются в малодо ступные места, предварительно точно не узнав величину грозящей им опасности. Да мало ли что еще?
Мораль:взрослый несет ответственность за то, умеет ли ребенок различать ситуации, грозящие гибелью, от менее опасных ситуаций.
Комментарий:чтобы научить ребенка различать степень опасности, родители должны разработать систему слов, связанных с опасностью разной выраженности. Слово «нельзя» может описывать, например, ограниченное число ситуаций, желательно не более десяти, попадание в которые реально грозит ребенку смертью. К ним может относиться приближение к открытому огню, к мчащемуся автотраспорту, к открытому окну и т. д. Ко всем остальным ситуациям мать придумывает другие слова: не стоит, я не позволяю, ты не должен и т. д. «Я не хочу, чтобы ты ел конфеты перед обедом, так как это испортит твои зубы»; «Я не позволяю тебе сидеть за компьютером больше часа, так как это вредит твоему здоровью».
Диапазон применения байки:беседа с воспитателями, учителями начальных классов, индивидуальные консультации родителей, имеющих детей разного возраста.
№ 35. Байка «Сглазили ребенка»
Вся семья в тревожном волнении: появился первенец. Молодым родителям очень хочется показать его своим друзьям. Однако бабушка одного из них все время твердит про сглаз и отговаривает устраивать праздник, на который уже договорилась собраться компания таких же мам и пап с маленькими детьми. Вечеринка проходит весело. Все довольны. Мама счастлива, что смогла вновь встретиться со своими подружками, посоветоваться по поводу воспитания. Однако на утро у ребенка поднялась температура, и бабушка вновь напомнила про сглаз. И на семейном совете все стали перебирать, кто же из пришедших обладает столь дурным глазом, чтобы не приглашать его на следующую вечеринку.
Мораль:под внешней причиной может лежать другая, более простая в объяснении.
Комментарий:ребенок рождается без той иммунной защиты, которая есть у каждого взрослого человека и которая появится у него только к 5 годам. У него есть врожденный иммунитет, который проявляется в повышении температуры в ответ на инфекционное заражение. Бактерии, которые эволюционировали вместе с человеком, приспособились размножаться при температуре 37 градусов – температуре крови человека. Повышая температуру тела, организм ребенка препятствует размножению и убивает бактерий. Для полного уничтожения этого врага нужно время: чем больше бактерий, тем дольше держится высокая температура.
Пришедшие гости не сглазили ребенка, а «начихали» на него. Каждый гость пришел со своим набором бактерий, к которому он сам уже успел приспособиться, и ребенок не смог перенести столь широкий выбор «подаренных» ему микроорганизмов.
У детей в мозге кроме нейронов в процессе развития увеличивается количество глиальных клеток. Их очень мало при рождении, но они, в отличие от нейронов, могут делиться и быстро растут. У них много функций, среди которых одна из самых важных – формирование гематоэнцефалического (кровомозгового) барьера. Этот барьер состоит из клеток, которые окружают нейроны и не подпускают их к сосудам крови (в которые могут попасть микроорганизмы), тем самым защищая мозг от потенциального врага. Этот барьер сформируется лишь к концу первого года жизни. До этого времени любая компания гостей будет одаривать ребенка порцией новых бактерий и вирусов, что будет сопровождаться повышением температуры. Поэтому лучше приглашать не много гостей и делать это пореже, чтобы ребенок успевал адаптироваться к сопровождающим их наборам микробов.
Диапазон применения байки:молодые и будущие родители, индивидуальные беседы и коллективные тренинги.
№ 36. Байка «Три дня в детском саду, – три недели на больничном»
Эта типичная статистика детей, только что начавших посещать детский сад.
Мама, обратившаяся к психологу, долго боялась отправлять ребенка в детский сад. Рассказы всех подружек и бабушек имели примерно один рефрен: до детского сада ребенок был здоров. А после начала посещения заведения: три дня в детском саду – три недели дома на больничном. Но обстоятельства жизни вынудили и ее отдать ребенка в детский сад. Несмотря на то что ребенку было почти 3 года, все произошло именно так, как рассказывали более старшие подруги. Мать решила, что посещение детского сада всегда ведет к заболеванию ребенка.
Мораль:да, в детских садах дети болеют чаще, чем дома. Но в этом не всегда виноваты детские сады.
Комментарий:у каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими, как улыбками и словами. Однако люди болеют от таких инфекций только тогда, когда ослабевает их иммунная защита. А ее активность напрямую, особенно у детей, зависит от эмоцио нального состояния. Стоит ребенку поплакать, как его и без того несовершенный иммунитет ослабевает. И здесь не поможет «Актимель» или любой другой продукт, рекламируемый в СМИ.
Рассмотрим ситуацию посещения детского сада с точки зрения мамы. Она 2 или 3 года была дома неотлучно с ребенком. Ей очень хочется вновь очутиться среди большого количества людей, начать общаться со сверстниками, забыть на время проблемы кухни и проявить себя с профессиональной стороны. Она мечтает о том, что ребенок пойдет в детский сад, а у нее появится время на собственный рост. Она готовится к этому: подбирает хороший детский сад, красивое платье, и мысли ее все дальше улетают от привычной деятельности по уходу за ребенком.
Ребенок ощущает эти изменения в маме, но, в отличие от нее, он им не обязательно радуется. Все слова, которые она говорит ему о своей работе и детском саде, не имеют для него никакого смысла, поскольку опыт его слишком ограничен. Но ребенок начинает нервничать.
И вот наступает день Х. Мама приводит ребенка в детский сад, где много веселых, уже адаптированных к садику детей. Но вдруг ее собственный ребенок, который до сих пор так любил играть с другими ребятами, когда они выходили на прогулку, хватается за ее юбку, плачет и ни с кем не желает общаться. Воспитатель отрывает его от маминой юбки, помогая ей оставить плачущее дитя и не опоздать на работу. Целый день мама занимается своими делами, а вечером, забирая ребенка домой, она вдруг понимает, что возвращение домой не сулит ей радостного общения с ним: всю домашнюю работу, которую она легко делала раньше в течение дня, теперь нужно сделать за несколько часов вечером. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает сделать ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. А еще нужно побыть с мужем, привести себя в порядок к завтрашнему дню, подготовить одежду для всех на завтра… Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.
Как же этот день Х ощущает ребенок, то есть не проговаривает это себе, не осознает, а лишь чувствует? В мгновение непонятные ранее мамины слова вдруг воплощаются в жизнь, оборачиваются страшным кошмаром: его привычный мир разрушается, он попадает в новое место с незнакомыми людьми, детьми. Дети обладают удивительной ригидностью (то есть отсутствием гибкости): при невероятной способности адаптироваться они с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам. Эту их особенность знает любой родитель, которому каждый день приходится перечитывать в сотый раз одну и ту же сказку, петь одну и ту же песню. При этом чем чаще ребенок слушает, тем больше он любит эту вещь (известное психологическое правило: нам нравится и кажется красивым и привлекательным то, к чему мы привыкаем). Из-за этого детского свойства врачи часто рекомендуют вводить новшества в семье постепенно.
Но ригидность – не единственная причина стресса. Довольно часто родители еще и забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для родителей это обстоятельство столь очевидно, что они не считают необходимым это оговаривать. Но для детей это совсем не так, поскольку их очи этого еще не видели, а разум слишком слаб, чтобы догадаться. И вот, оказываясь в новых обстоятельствах, ребенок полагает, что останется там навсегда. А поскольку дороги до дому он не знает, то и рисует его воображение такие страшилки, которые покруче Фредди Крюгера для родителей. Получая новые впечатления, фантазируя на новые темы в меру собственных возможностей и замещая фантазиями пробелы в информации, полученной от родителей, дети могут сильно переживать.
Стресс снижает активность иммунной системы. В любой группе детей обязательно есть и вирусы, к каждому из которых их носитель устойчив, а другой ребенок – нет. Для того чтобы в ослабленном организме эта инфекция начала развиваться в полной мере, достаточно нескольких дней. Столь короткий срок обусловлен еще и тем, что, возвращаясь домой, ребенок не находит там привычных условий: мама взвинчена, возбуждена, думает не о нем и занята не им.
Но все чудесным образом преображается и возвращается на круги своя, когда ребенок заболевает. Тяжело только в первые два-три дня (в острый период заболевания), когда имеют место температура, боль и другие сильно выраженные признаки болезни, потом же целых две-три недели, пока врач не выпишет в детский сад, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда у ребенка срабатывает природный инстинкт, благодаря которому человечество приспособилось к жизни на Земле и завоевало ее всю, вытеснив менее удачливые виды. На несознательном уровне ребенок понимает, что нужно лишь денек-другой поплакать, чтобы обеспечить надежное возвращение домой. Он обучается изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно. А неопытные мамы и сверхбдительные врачи могут сделать из них даже «профессиональных больных». Так называют детей из группы часто болеющих, среди которых наибольшую часть составляют аллергики разных видов, поскольку аллергия – это повышение активности иммунной системы, после того как в силу каких-то обстоятельств она была длительно или интенсивно подавлена эмоциями.
Но не стоит винить детей, которые лишь пользуются доставшимися им по наследству от родителей природными способностями, врачей, которые выполняют свой профессиональный долг – видеть во всем болезнь, и детский сад, который лишь в силу обстоятельств является той сценой, на которой участники пьесы разыгрывают свои роли. Следует обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выйти из этого порочного круга.
Первое, что нужно сделать, – заранее начать подготовку к детскому саду. Лучше, если ребенок будет привыкать к нему в течение определенного времени, например месяца. При этом в первый раз мама приходит в детский сад и остается вместе с ребенком, пока он знакомится с детьми. Она может сидеть в раздевалке или в самой группе, так, чтобы ребенок мог ее видеть и при необходимости подойти к ней и постоять рядом. При этом мама всячески показывает, что не собирается уходить. Увидев, что ребенок устал, она забирает его домой.
Подобное пребывание в детском саду позволит ребенку привыкнуть к новым обстоятельствам, а маме – узнать, подходит ли данный детский сад для ее ребенка или лучше поискать что-то другое. Через несколько дней (разное время для разных семей, это определяется состоянием ребенка) мама говорит ребенку, что уйдет на пять минут. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через указанное время. Если в группе есть часы, то можно показать ребенку, при каком состоянии стрелок мама вернется. Можно оставить свои наручные часы. Здесь важно не время, а обязательность – возвращение в положенный срок.
В таких случаях можно заранее, еще идя в детский сад, описать всю последовательность действий: сначала мама уйдет на 5 минут, затем придет, и они вместе будут делать то-то и то-то. В этом случае важно, чтобы у ребенка сложилась картина дальнейшей его жизни и он точно знал, что окажется в конце концов дома с мамой. Можно предложить ребенку какую-нибудь маленькую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие родителей она будет их заместителем. Если он вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней, мама обязательно это узнает, но не обязательно сразу вернется – она вернется, как только сможет.
Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Мама пойдет на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также чтобы сделать какое-то полезное дело для всех (у каждого родителя свое дело). Если ребенка с детства приучают только к тому, что работа – это способ заработать деньги, то невозможно создать положительный образ такого рода активности. Кроме того, по этому параметру ребенок еще долго будет отличаться от родителей, поскольку денег получать он не может. Понимание же того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребенку и для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, своей роли в семье, и для осмысления важности посещения детского сада как собственного вклада в благополучие семьи и общества. Соответственно описывается, что будет делать на работе папа. Обязательно говорится о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду – учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение, как какая-то ненужная вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.