Семинарское занятие №11
Тема: Нарушения памяти, внимания и мышления при локальных поражениях мозга.
Цель –изучение психологической структуры внимания, памяти и мышления, а также их нарушений при локальных поражениях мозга.
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическая структура внимания.
2. Модально-неспецифические и модально-специфические расстройства внимания.
3. Нарушения произвольного и непроизвольного внимания.
4. Психологическая структура мнестической деятельности.
5. Виды нарушений памяти. Модально-неспецифические и модально-специфические нарушения памяти.
6. Психологическая структура мышления. Виды и функции мышления.
7. Нарушения мышления при различных по локализации поражениях головного мозга.
8. Нарушение интеллектуальной деятельности в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
9. Методы исследования нарушений внимания, памяти, мышления.
Краткая теоретическая справка.
Память как система, обладающая механизмами записи, сохранения, считывания и воспроизведения следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Мгновенная, кратковременная и долговременная память. Непроизвольная и произвольная память. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память. Нарушения памяти: амнезии, гипермнезии, гипомнезии, парамнезии. Теории забывания. Ретроактивное и проактивное торможение. Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром. Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Нарушения памяти как мнестической деятельности (активного запоминания и воспроизведения) при поражении лобных долей мозга. Нарушения семантической памяти. Методы исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.
Психологическая структура внимания. Внимание как селективное протекание психических процессов. Факторы, воздействующие на внимание. Формы внимания: сенсорное, двигательное, эмоциональное, интеллектуальное. Непроизвольное и произвольное внимание. Внимание и речь. Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медио-базальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга. Гиперреактивность. Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы "игнорирования" раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции. Психофизиологические исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений произвольного и непроизвольного внимания. Методы исследования нарушений внимания.
Психологическая структура мышления. Мышление как деятельность. Виды мышления (предметно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое). Теория умственных действий П.Я.Гальперина. Нарушения наглядно-образного и вербально-логического мышления в клинике локальных поражений головного мозга. Структурные и динамические нарушения интеллектуальной деятельности. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга: распад мотивов, планирования и контроля за интеллектуальным процессом при сохранности различных умственных действий (операций). Интеллектуальные персеверации, стереотипы, неучет собственных ошибок. Нарушения динамического аспекта интеллектуальной деятельности. Неустойчивость семантических связей ("семантических полей"). Нарушения мышления при поражении задних отделов мозга: распад отдельных операций (наглядно-пространственных, счетных и др.) при сохранности планирования и контроля. Первичная и вторичная акалькулия. Нарушения конструктивной деятельности, "технического" мышления. Нарушения мышления при поражении височных и премоторных отделов головного мозга. Особенности нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий головного мозга. Нарушения мышления при поражении различных уровней неспецифической системы (истощаемость, низкая продуктивность, нарушения избирательности семантических связей и др.). Нарушения мышления при поражении глубоких структур. Нейропсихологический анализ нарушения различных компонентов интеллектуальной деятельности (на примере решения задач). Методы исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления.