Что дает тестирование в консультировании?

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА

И.А. Семикашева

Индивидуальное психологическое

Консультирование

Ульяновск

ББК 88.4

С 30

Рецензенты:

А.И. Федоров – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета

М.М. Силакова – кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии Ульяновского государственного педагогического университета.

Индивидуальное психологическое консультирование. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. – 30 с.

Методическое пособие разработано для курса индивидуального психологического консультирования и предназначено для сопровождения студентов в освоении теории и практических навыков. Пособие включает теоретический материал, являющийся частью лекционного курса, а также ряд методических разработок для овладения основными техниками индивидуального консультирования.

ББК 88.4

© И.А. Семикашева, 2008

Согласно Г.С. Абрамовой (1997), суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь специальными профессиональными знаниями, создал условия для другого человека, в которых он переживает новые возможности в решении своих психологических задач.

Бёркс (2002) считает, что назначение консультирования заключается в том, чтобы помочь клиентам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера.

Как правило, все определения психологического консультирования включают следующие параметры:

1. присутствие двух человек

2. процесс приводит к определенным действиям, производимым клиентом

3. консультант – это человек, который слушает

4. клиенту можно доверить самостоятельный поиск решений имеющихся у него проблем

5. обычно этот процесс сопровождается личностным ростом клиента

Различия между психотерапией и консультированием. Консультирование – это, как правило, помощь в решении ясно осознаваемых, актуальных и недавно появившихся проблем. Психотерапия – это реконструктивный, глубинный, аналитический, ориентированный на прошлое и долгосрочный процесс.

Цели психологического консультирования

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. (George и Cristiani (1990).

Практическое задание №1:составить список личностных качеств эффективного консультанта.

Психологическое консультирование и тестирование.

(Из статьи И.Л. Соломина, Журнал практического психолога, N 7-8,1999, с.125-134)

Что дает тестирование в консультировании?

Во-первых, ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалог клиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.

Во-вторых, использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов.

В-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.

В-четвертых, экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере или использовать не очень высоко квалифицированный персонал, освобождая психологов от значительной части рутинной деятельности и, давая тем самым возможность решать более сложные и неотложные задачи.

Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:

позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента, помогает установить контакт, присоединиться к клиенту, может облегчить формирование и поддержание доверия клиента, является источником материала для структурирования беседы, дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента, может служить средством воздействия на клиента.

Наши рекомендации