Диагностические материалы для I блока программы «Адаптация к беременности»
Тест отношений беременной (И.В. Добряков)[20]
Цель – определить тип переживания беременности у будущей матери.
Описание методики
Методика построена на основе теории отношений В. Н. Мясищева и концепции И. А. Аршавского о гестационной доминанте.
Тест содержит три блока утверждений, отражающих:
1) отношение женщины к себе беременной (Блок А);
2) отношение беременной женщины к формирующейся системе «мать-дитя» (Блок Б);
3) отношение женщины к отношениям к ней окружающих (Блок В).
В каждом блоке есть три раздела, отражающие типы психологической компоненты гестационной доминанты: оптимальный (О), гипогестогнозический (Г), эйфорический (Э), тревожный (Т) и депрессивный (Д).
Блок А:
1) отношение к беременности;
2) отношение к образу жизни во время беременности;
3) отношение во время беременности к предстоящим родам.
Блок Б:
1) отношение к себе как к матери;
2) отношение к своему ребенку;
3) отношение к вскармливанию ребенка грудью.
Блок В:
1) отношение ко мне беременной мужа;
2) отношение ко мне беременной родственников и близких;
3) отношение ко мне беременной посторонних людей.
Инструкция: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».
Блок А | ||
I | Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна. | |
Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна. | ||
С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении. | ||
В основном мне приятно сознавать, что я беременна. | ||
Я очень расстроена тем, что беременна. | ||
II | Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни. | |
Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать. | ||
Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни. | ||
Беременность так изменила мой образ жизни, что она стала прекрасной. | ||
Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим планам. | ||
III | Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах. | |
Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь. | ||
Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними. | ||
Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в их плохом исходе. | ||
Я думаю о родах как о предстоящем празднике. | ||
Блок Б | ||
I | Я сомневаюсь в том, что смогу справиться с обязанностями матери. | |
Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью. | ||
Я не задумываюсь о предстоящем материнстве. | ||
Я уверена, что стану прекрасной матерью. | ||
Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью. | ||
II | Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним. | |
Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю. | ||
Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать. | ||
Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю. | ||
Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого. | ||
III | Я не думаю о том, как буду кормить грудью. | |
Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью. | ||
Я думаю, что буду кормить ребенка грудью. | ||
Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением ребенка грудью. | ||
Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью. | ||
Блок В | ||
I | Я считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка. | |
Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка. | ||
Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне. | ||
Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне. | ||
Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка. | ||
II | Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними. | |
Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении. | ||
Большинство близких мне людей не одобряет то, что я беременна, отношения с ними ухудшились. | ||
Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей. | ||
Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит. | ||
III | Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я беременна. | |
Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я беременна. | ||
Мне приятно, когда окружающие замечают, что я беременна. | ||
Мне совершенно безразлично, замечают окружающие или нет, что я беременна. | ||
Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я беременна. |
Обработка результатов
После выполнения методики необходимо сопоставить выбранные утверждения с ключом.
Ключ
Блоки | Разделы | О | Г | Э | Т | Д |
А. Отношение к себе беременной | I К беременности | |||||
II К образу жизни | ||||||
III К родам | ||||||
Б. Отношения в системе мать - дитя | I К себе - матери | |||||
II К ребенку | ||||||
III К грудному вскармливанию | ||||||
В. Отношение к отношению окружающих | I К мужу | |||||
II К близким | ||||||
III К посторонним |
Подсчитывается выраженность каждого типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Если в результате тестирования набрано 7-9 баллов, соответствующих одному из типов ПКГД, он может считаться определяющим. Если отсутствует преобладание баллов по какому-либо типу, можно произвести качественный анализ, выявив подсистемы ПКГД, нуждающиеся в коррекции. Для этого в таблице, которая является ключом к тесту, необходимо найти те отношения беременной, которые нарушены и нуждаются в коррекции.
Шкала количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины (В. В. Абрамченко и Т. А. Немчин)[21]
Цель – оценить психоэмоциональное и соматическое состояние беременной женщины, особенности ее социально-психологического статуса, выявить отношение к предстоящему появлению ребенка в семье.
Описание методики
Шкала состоит из 50 пунктов-вопросов и включает четыре основных раздела: по нервно-психическому состоянию (первые 17 пунктов), соматическому здоровью (следующие 18 пунктов), социальному положению (следующие 9 пунктов) и отношению к ребенку (последние 6 пунктов).
Подготовка стимульного материала.
Каждое предложение выписывается на отдельную карточку, у которой отрезается правый или левый нижний угол. Правые углы отрезаются у тех карточек, в которых предложения сформулированы в утвердительной форме и отражают наличие того или иного расстройства. Левые углы отрезаны у тех карточек, содержание которых сформулировано в отрицательной форме.
Инструкция: «Просим Вас прочитать каждую карточку и отложить ее вправо, если Вы согласны с тем, что на ней написано, или влево, если Вы не согласны с ее текстом».
Обработка результатов
По окончании исследования из правой стопки извлекаются карточки с отрезанным правым, а из левой – с отрезанным левым нижними углами. Сумма извлеченных карточек представляет собой количественный показатель нарушений у обследуемой в ее субъективной оценке. При необходимости проводится качественный анализ.
Текст
1. Я не опасаюсь за исход родов (неверно).
2. Во время беременности моя память не ухудшилась (неверно).
3. Получение интересующей меня информации приносит мне пользу (неверно).
4. Во время сна у меня появились (участились) сновидения с неприятным содержанием (верно).
5. Во время беременности у меня появилась апатия к тем делам и занятиям, к которым раньше я испытывала интерес (верно).
6. Во время беременности у меня увеличилась сонливость (верно).
7. Последние 2 месяца мой сон стал более беспокойным (верно).
8. Мой сон стал более чутким (верно).
9. После получения информации о родовом процессе, у меня исчезли опасения из-за боли в родах (верно).
10. Во время беременности у меня появилась (усилилась) плаксивость (верно).
11. После беседы с другими участниками группы у меня не исчезла (не уменьшилась) плаксивость, раздражительность (верно).
12. Во время беременности я стала более раздражительная, чем до беременности (верно).
13. Во время беременности у меня ухудшилось настроение (верно).
14. Я не боюсь боли во время родов (неверно).
15. Во время беременности я стала значительно спокойнее (неверно).
16. После беседы по интересующему меня вопросу с другими участниками группы у меня улучшилось настроение, исчезла апатия, повысилась работоспособность (неверно).
17. После беседы с другими участниками группы по интересующим меня вопросам, мой сон стал более нормальным, полноценным (неверно).
18. Состояние моего здоровья меня не беспокоит (неверно).
19. После беседы с участниками группы по интересующим меня вопросам у меня исчезла тяга к соленому, сладкому, кислому, нормализовались вкусовые ощущения, исчезло отвращение к запахам (неверно).
20. Моя работоспособность в первую половину беременности не снизилась (неверно).
21. Во время беременности вкусовые ощущения у меня не изменились (неверно).
22. Во время беременности у меня не появилось влечения к сладкому (неверно).
23. Во время беременности слюноотделение у меня не повысилось (неверно).
24. Моя половая жизнь никогда не вызывала у меня беспокойства (неверно).
25. Я опасаюсь за исход родов для моего здоровья (верно).
26. Я считаю, что во время беременности у меня появилось извращение вкуса (верно).
27. Во время беременности у меня появилось влечение к соленому (верно).
28. Во время беременности у меня появилось отвращение к запахам (верно).
29. Во время беременности у меня повысился аппетит (верно).
30. Во время беременности у меня снизился аппетит (неверно).
31. Во время беременности у меня появилась тошнота (верно).
32. Во вторую половину беременности у меня снизилась работоспособность (верно).
33. Во время беременности у меня не было рвоты (неверно).
34. После получения информации о родах у меня не исчезли опасения за исход родов для здоровья (верно).
35. У меня появилась утомляемость (верно).
36. Я считаю, что моя жизнь после рождения ребенка будет такой же благополучной, как и была раньше (неверно).
37. Мое материальное положение благополучно (неверно).
38. Я думаю, что после рождения ребенка мои семейные отношения улучшатся (неверно).
39. После рождения ребенка я надеюсь на помощь со стороны родственников (неверно).
40. Данная беременность для меня нежелательна (верно).
41. Во время беременности у меня сложилась трудная, психотравмирующая обстановка (верно).
42. До беременности я пережила психотравмирующую ситуацию (верно).
43. Во время беременности отношение к мужу у меня не ухудшилось (неверно).
44. В моей семье есть нервные люди (верно).
45. Я не опасаюсь за исход родов для моего ребенка (неверно).
46. Меня не пугают трудности, связанные с уходом за ребенком (неверно).
47. Я люблю детей (неверно).
48. Я опасаюсь родить неполноценного ребенка (верно).
49. После получения информации о родах у меня не исчезли опасения за исход родов для ребенка (верно).
50. Я боюсь, что мои болезни и лекарства, которые я принимала, могут оказать отрицательное влияние на ребенка (верно).
Рисуночный тест «Моя беременность»[22]
(Г. Г. Филиппова)
Цель – выявить стиль переживания беременности.
Описание методики
Беременной женщине предлагается нарисовать на листе бумаги формата А4 цветными карандашами рисунок на тему «Моя беременность».
На основе анализа содержательных и формальных признаков (принятым в психодиагностике) выделяются типы рисунков, соответствующие стилям переживания беременности.