Диагностические материалы для I блока программы «Адаптация к беременности»

Тест отношений беременной (И.В. Добряков)[20]

Цель – определить тип переживания беременности у будущей матери.

Описание методики

Методика построена на основе теории отношений В. Н. Мясищева и концепции И. А. Аршавского о гестационной доминанте.

Тест содержит три блока утверждений, отражающих:

1) отношение женщины к себе беременной (Блок А);

2) отношение беременной женщины к формирующейся системе «мать-дитя» (Блок Б);

3) отношение женщины к отношениям к ней окружающих (Блок В).

В каждом блоке есть три раздела, отражающие типы психологической компоненты гестационной доминанты: оптимальный (О), гипогестогнозический (Г), эйфорический (Э), тревожный (Т) и депрессивный (Д).

Блок А:

1) отношение к беременности;

2) отношение к образу жизни во время беременности;

3) отношение во время беременности к предстоящим родам.

Блок Б:

1) отношение к себе как к матери;

2) отношение к своему ребенку;

3) отношение к вскармливанию ребенка грудью.

Блок В:

1) отношение ко мне беременной мужа;

2) отношение ко мне беременной родственников и близких;

3) отношение ко мне беременной посторонних людей.

Инструкция: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».

Блок А
I Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна.
Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна.
С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении.
В основном мне приятно сознавать, что я беременна.
Я очень расстроена тем, что беременна.
II Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни.
Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать.
Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни.
Беременность так изменила мой образ жизни, что она стала прекрасной.
Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим планам.
III Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах.
Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь.
Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними.
Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в их плохом исходе.
Я думаю о родах как о предстоящем празднике.
  Блок Б
I Я сомневаюсь в том, что смогу справиться с обязанностями матери.
Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью.
Я не задумываюсь о предстоящем материнстве.
Я уверена, что стану прекрасной матерью.
Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью.
II Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним.
Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю.
Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать.
Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю.
Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого.
III Я не думаю о том, как буду кормить грудью.
Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью.
Я думаю, что буду кормить ребенка грудью.
Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением ребенка грудью.
Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью.
Блок В
I Я считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка.
Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка.
Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне.
Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне.
Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка.
II Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними.
Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении.
Большинство близких мне людей не одобряет то, что я беременна, отношения с ними ухудшились.
Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей.
Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит.
III Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я беременна.
Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я беременна.
Мне приятно, когда окружающие замечают, что я беременна.
Мне совершенно безразлично, замечают окружающие или нет, что я беременна.
Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я беременна.



Обработка результатов

После выполнения методики необходимо сопоставить выбранные утверждения с ключом.

Ключ

Блоки Разделы О Г Э Т Д
А. Отношение к себе беременной I К беременности
II К образу жизни
III К родам
Б. Отношения в системе мать - дитя I К себе - матери
II К ребенку
III К грудному вскармливанию
В. Отношение к отношению окружающих I К мужу
II К близким
III К посторонним

Подсчитывается выраженность каждого типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Если в результате тестирования набрано 7-9 баллов, соответствующих одному из типов ПКГД, он может считаться определяющим. Если отсутствует преобладание баллов по какому-либо типу, можно произвести качественный анализ, выявив подсистемы ПКГД, нуждающиеся в коррекции. Для этого в таблице, которая является ключом к тесту, необходимо найти те отношения беременной, которые нарушены и нуждаются в коррекции.

Шкала количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременной женщины (В. В. Абрамченко и Т. А. Немчин)[21]

Цель – оценить психоэмоциональное и соматическое состояние беременной женщины, особенности ее социально-психологического статуса, выявить отношение к предстоящему появлению ребенка в семье.

Описание методики

Шкала состоит из 50 пунктов-вопросов и включает четыре основных раздела: по нервно-психическому состоянию (первые 17 пунктов), соматическому здоровью (следующие 18 пунктов), социальному положению (следующие 9 пунктов) и отношению к ребенку (последние 6 пунктов).

Подготовка стимульного материала.

Каждое предложение выписывается на отдельную карточку, у которой отрезается правый или левый нижний угол. Правые углы отрезаются у тех карточек, в которых предложения сформулированы в утвердительной форме и отражают наличие того или иного расстройства. Левые углы отрезаны у тех карточек, содержание которых сформулировано в отрицательной форме.

Инструкция: «Просим Вас прочитать каждую карточку и отложить ее вправо, если Вы согласны с тем, что на ней написано, или влево, если Вы не согласны с ее текстом».

Обработка результатов

По окончании исследования из правой стопки извлекаются карточки с отрезанным правым, а из левой – с отрезанным левым нижними углами. Сумма извлеченных карточек представляет собой количественный показатель нарушений у обследуемой в ее субъективной оценке. При необходимости проводится качественный анализ.

Текст

1. Я не опасаюсь за исход родов (неверно).

2. Во время беременности моя память не ухудшилась (неверно).

3. Получение интересующей меня информации приносит мне пользу (неверно).

4. Во время сна у меня появились (участились) сновидения с неприятным содержанием (верно).

5. Во время беременности у меня появилась апатия к тем делам и занятиям, к которым раньше я испытывала интерес (верно).

6. Во время беременности у меня увеличилась сонливость (верно).

7. Последние 2 месяца мой сон стал более беспокойным (верно).

8. Мой сон стал более чутким (верно).

9. После получения информации о родовом процессе, у меня исчезли опасения из-за боли в родах (верно).

10. Во время беременности у меня появилась (усилилась) плаксивость (верно).

11. После беседы с другими участниками группы у меня не исчезла (не уменьшилась) плаксивость, раздражительность (верно).

12. Во время беременности я стала более раздражительная, чем до беременности (верно).

13. Во время беременности у меня ухудшилось настроение (верно).

14. Я не боюсь боли во время родов (неверно).

15. Во время беременности я стала значительно спокойнее (неверно).

16. После беседы по интересующему меня вопросу с другими участниками группы у меня улучшилось настроение, исчезла апатия, повысилась работоспособность (неверно).

17. После беседы с другими участниками группы по интересующим меня вопросам, мой сон стал более нормальным, полноценным (неверно).

18. Состояние моего здоровья меня не беспокоит (неверно).

19. После беседы с участниками группы по интересующим меня вопросам у меня исчезла тяга к соленому, сладкому, кислому, нормализовались вкусовые ощущения, исчезло отвращение к запахам (неверно).

20. Моя работоспособность в первую половину беременности не снизилась (неверно).

21. Во время беременности вкусовые ощущения у меня не изменились (неверно).

22. Во время беременности у меня не появилось влечения к сладкому (неверно).

23. Во время беременности слюноотделение у меня не повысилось (неверно).

24. Моя половая жизнь никогда не вызывала у меня беспокойства (неверно).

25. Я опасаюсь за исход родов для моего здоровья (верно).

26. Я считаю, что во время беременности у меня появилось извращение вкуса (верно).

27. Во время беременности у меня появилось влечение к соленому (верно).

28. Во время беременности у меня появилось отвращение к запахам (верно).

29. Во время беременности у меня повысился аппетит (верно).

30. Во время беременности у меня снизился аппетит (неверно).

31. Во время беременности у меня появилась тошнота (верно).

32. Во вторую половину беременности у меня снизилась работоспособность (верно).

33. Во время беременности у меня не было рвоты (неверно).

34. После получения информации о родах у меня не исчезли опасения за исход родов для здоровья (верно).

35. У меня появилась утомляемость (верно).

36. Я считаю, что моя жизнь после рождения ребенка будет такой же благополучной, как и была раньше (неверно).

37. Мое материальное положение благополучно (неверно).

38. Я думаю, что после рождения ребенка мои семейные отношения улучшатся (неверно).

39. После рождения ребенка я надеюсь на помощь со стороны родственников (неверно).

40. Данная беременность для меня нежелательна (верно).

41. Во время беременности у меня сложилась трудная, психотравмирующая обстановка (верно).

42. До беременности я пережила психотравмирующую ситуацию (верно).

43. Во время беременности отношение к мужу у меня не ухудшилось (неверно).

44. В моей семье есть нервные люди (верно).

45. Я не опасаюсь за исход родов для моего ребенка (неверно).

46. Меня не пугают трудности, связанные с уходом за ребенком (неверно).

47. Я люблю детей (неверно).

48. Я опасаюсь родить неполноценного ребенка (верно).

49. После получения информации о родах у меня не исчезли опасения за исход родов для ребенка (верно).

50. Я боюсь, что мои болезни и лекарства, которые я прини­мала, могут оказать отрицательное влияние на ребенка (верно).

Рисуночный тест «Моя беременность»[22]

(Г. Г. Филиппова)

Цель – выявить стиль переживания беременности.

Описание методики

Беременной женщине предлагается нарисовать на листе бумаги формата А4 цветными карандашами рисунок на тему «Моя беременность».

На основе анализа содержательных и формальных признаков (принятым в психодиагностике) выделяются типы рисунков, соответствующие стилям переживания беременности.

Наши рекомендации