Занятие 4. (семинар) Гендерные основы индивидуально-психологических различий

Цель: закрепление знаний по теме; активное слушание, применение информации, вспоминание информации, создание связей между идеями, темами и фактами. Формирование практических навыков на основе ранее полученных знаний; вспоминание информации; применение знаний, оценка знаний.

Формы: выступления с докладами, рассмотрение примеров, совместные упражнения.

Вопросы по теме:

1. Половой диморфизм.

2. Гендерные роли.

3. Закономерности, выявленные в дифференциально-психологических исследованиях различий между полами.

4. Роль наследственности в формировании половых различий.

5. Роль среды в формировании половых различий.

Темы докладов:

1. Влияние культуры на гендерные роли.

2. Мужчины и женщины в семье.

3. Пол и различные виды деятельности.

4. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин.

Литература:

· Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

· Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.

· Е.П.Ильин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Изд-во «Питер», 2006.

· Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

Занятие 5. (семинар) Культурные основы индивидуально-психологических различий. Социальные факторы формирования индивидуально-психологических различий

Цель: определить индивидуальный уровень знаний каждого студента по данной теме.

Формы: выступления с докладами, вопросы и ответы.

Вопросы по теме:

6. Понятие кросс-культурных исследований в дифференциальной психологии.

7. История развития кросс-культурных исследований.

8. Рассмотрение культур по разным основаниям.

9. Кросс-культурные исследования физического развития.

10. Кросс-культурные исследования психических процессов.

11. Кросс-культурные исследования личности.

Темы докладов:

1. Современное состояние кросс-культурных исследований.

2. Понятие о коллективистских и индивидуалистских культурах.

3. Роль социальных факторов в формировании ИПР.

4. ИПР, обусловленные социальными факторами.

5. Значение биологического в человеке для формирования его социальной сущности.

6. Социальные ситуации развития личности и её статус.

7. Общественные функции – роли и ценностные ориентации личности.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

3. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.

4. Психологические журналы.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2001

6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.

Занятие 6 (практическое занятие). Психодиагностическое измерение человеческих различий

Цель занятия: сформировать практические навыки проведения психодиагностических измерений человеческих различий.

Формы: методы исследования.

Вопросы по теме:

1. Предмет дифференциально-психологической диагностики.

2. Методы дифференциально-психологической диагностики.

3. Метрические характеристики отдельных психодиагностических методик.

4. Основные требования к тестам, применяемым в дифференциально-психологических исследованиях.

Темы докладов:

Методы дифференциально-психологической диагностики.

Литература:

· Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

· Либин А.В. Дифференциальная психология. М., «Смысл», 2001.

· Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

· Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.

· Собчик Л. Психология индивидуальности. Изд-во «Речь», 2003.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Организация курса «Дифференциальная психология» кроме лекций и семинаров включает также самостоятельную работу студентов, которая предполагает:

· подготовку к семинарским занятиям по темам, которые с содержательной точки зрения могут быть освоены студентами самостоятельно;

· использование литературы, не включенной в основной и дополнительный список, а также просмотр периодических психологических журналов;

· анализ информации, полученной на других курсах с точки зрения дифференциальной психологии;

· составление картотеки психологических терминов – понятий;

· подготовку докладов к семинарским занятиям…

Задание для самостоятельной работы по теме 1: «Предмет и методы дифференциальной психологии»:

1. Конспектирование литературы, в которой раскрываются данные вопросы.

2. Анализ письменных источников.

3. Подготовка научного доклада по теме «Дифференциально-психологический анализ человека».

Литература по теме:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во «Питер», 2001.

2. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. Изд-во СПбГУ, 1998.

3. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., «Смысл», 2000.

4. Собчик Л. Психология индивидуальности. Изд-во «Речь», 2003.

Наши рекомендации