Тема 8. Теория и методология инженерно-психологического проектирования
Проектирование СЧМС направлено на определение такого варианта интеграции этих звеньев в единую систему, который бы являлся наилучшим с точки зрения эффективности применения СЧМС, включая затраты на ее разработку и изготовление, отбор и подготовку обслуживающего персонала и другие показатели.
В методологическом плане проектирование СЧМС опирается на идеи системного подхода -совокупность представлений о целостном рассмотрении трудовой деятельности, системно-динамических характеристиках структуры деятельности, а также о синтезе различных аспектов исследования деятельности и роли возможных последствий тех или иных решений при проектировании деятельности. Реализация системного подхода при проектировании СЧМС означает учет особенностей взаимосвязи и взаимного влияния отдельных элементов (компонентов) системы в целях достижение наивысшей эффективности и надежности СЧМС.
В методологическом плане проектирование СЧМС исходно строилось на принципах системотехники —прикладного научного направления, которое раэрабатывает вопросы проектирования, создания, испытания и эксплуатации систем. Системотехника имеет дело с объектами, в которых, помимо материальных, технических и энергетических факторов, значительную роль играет информационный фактор, который в сложных системах становится доминирующим («системообразующим»).
При системотехническом проектировании, которое можно определить как подход «от машины к человеку» («машиноцентрический»), человек фактически рассматривается как техническое звено СЧМС, как канал связи, имеющий определенные «входные» и «выходные» характеристики по приему и переработке информации. Главной задачей разработчиков системы является согласование этих характеристик с аналогичными показателями «входов» и «выходов» технических звеньев.
Для проектирования СЧМС на основе положений инженерной психологии Б. Ф. Ломов предложил подход «от человека к машине» («антропоцентрический»), опирающийся на идеи деятельностного и личностного подходов в отечественной психологии. Согласно этим идеям человек признается субъектом труда, выполняющим сознательную целенаправленную деятельность, а машина - орудием труда, которое человек использует для этой деятельности. Поэтому в соответствии с антропоцентрическим подходом СЧМС должна проектироваться таким образом, чтобы человек мог максимально реализовать свой личностный и профессиональный потенциал. Техника должна создаваться для человека и с учетом его возможностей реализовать задачи деятельности.
Современный прогресс в развитии сложных систем управления привел к формированию концепции равнозначного подхода при проектировании СЧМС. Согласно этому подходу человек и машина рассматриваются как равноправные компоненты СЧМС.
Реализация данного подхода предполагает, что проектирование СЧМС носит комплексный характер и включает в себя частные виды проектирования:
1) техническое, включающее разработку машинной части системы;
2) художественное (дизайнерское), состоящее в обеспечении потребительских свойств СЧМС (эстетичности, привлекательности и т. п.);
3) эргономическое (инженерно-психологическое), заключающееся в разработке проекта операторской деятельности.
Для согласования и объединения частных проектов в комплексный проект СЧМС необходимо разработать универсальный язык описания человека и машины.
Методологическую основу проектирования СЧМС составляет также ряд других научных концепций:
«человеческого фактора» — о роли индивидуальных и групповых особенностей в обеспечении надежности деятельности;
«активного оператора» — о рациональной загрузке оператора в автоматизированных системах управления техникой;
«психического образа» — о регулирующей функции образа в операторской деятельности и информационном обеспечении его формирования; «взаимной адаптации человека и техники» — о закономерностях приспособления различных компонентов СЧМС;
«совмещенной деятельности» — о закономерностях операторской деятельности в условиях одновременного предъявления информации о разных целях и т. д.
Выделение «человеческих» и «машинных» функций для решения задачи их последующего распределения в процессе инженерно-психологического проектирования осуществляется на основе специально разработанных принципов (Котик М. А., 1978):
1) принцип преимущественных возможностей — определяется сравнением возможностей человека и машины по ряду показателей, из которых следует выбрать приоритетные для выполнения конкретной операторской задачи;
2) принцип максимализации показателей всей СЧМС — предусматривает такое распределение функций, при котором достигаются высокие показатели работы не человека или машины в отдельности, а общего результата их совместного действия в системе;
3) принцип оптимизации информационного обмена в системе управления — реализуется при таком распределении функций, когда объем информации, поступающей к человеку и машине, а также скорость ее предъявления соответствует их возможностям по восприятию и переработке информации в системе управления в конкретный момент;
4) принцип взаимного дополнения и резервирования человека и машины — предполагает использование для решения отдельных задач совместных возможностей человека и машины, а в случае необходимости и перераспределение между ними отдельных функций по ходу работы;
5) принцип ответственности — возложение на человека выполнения наиболее ответственных задач в системе, а также способности находить оптимальные решения в условиях дефицита информации и в неопределенных ситуациях;
6) принцип активности и удовлетворенности оператора — предусматривает целесообразность возложения на человека функций, позволяющих ему сохранять в процессе работы системы состояние оперативной готовности переключить на себя весь необходимый объем задач управления (при отказе техники) и реализовать стремление к самоутверждению в труде.
Распределение функций между человеком и машиной начинается на ранних стадиях проектирования и является пошаговым процессом, который включает в себя этап предварительного распределения функций и ряд последовательных коррекций выбранного варианта.
Кроме качественных, существуют и количественные методы распределения функций, в основу которых положено сопоставление надежности, временных, информационных и других показателей работы человека и машины.
До настоящего времени расчету и проектированию поддается только одна подсистема — объект управления.
Наиболее широкое использование для описания деятельности оператора получили методы теории информации, теории массового обслуживания, теории автоматического управления.
Методы теории информации применяются для:
1) расчета количества перерабатываемой информации как меры сложности работы оператора;
2) оценки времени, которое затрачивает оператор на переработку определенной информации;
3) согласования скорости выдачи (поступления) информации с психофизиологическими возможностями человека по ее приему и обработке.
Для построения моделей деятельности оператора может использоваться математический аппарат теории массового обслуживания, которая позволяет решать вопросы организации деятельности человека-оператора — определение необходимого числа операторов, требований к уровню их подготовленности, допустимой плотности потока сигналов, поступающих к оператору, и т. д.
Создание математических моделей деятельности оператора в системах непрерывного типа (транспортные средства, диспетчерские системы и т. п.) возможно на основе использования методов теории автоматического управления (ТАУ).
Процесс анализа системы состоит из:
1) установления критерия поведения замкнутой системы и определения ее передаточной функции;
2) нахождения такой передаточной функции оператора, которая позволила бы получить требуемую функцию всей системы;
3) проведение системы мероприятий (отбор, подготовка операторов и др.), обеспечивающих требуемую функцию оператора.
Промежуточное место между экспериментальными и математическими методами занимают имитационные методы, основанные на приемах статистического моделирования. Одним из них является метод статистических испытаний (метод Монте-Карло)— имитация воздействия случайных факторов на деятельность оператора и функционирование СЧМС непосредственно в ходе моделирования.
Посредством моделирования можно решать задачи, связанные как с обоснованием требований к элементам системы со стороны оператора, так и с получением комплексной оценки тех или иных вариантов СЧМС.