Классификация межличностных конфликтов

– мотивационный (конфликт интересов);

– нравственный;

– когнитивный (ценностный);

– нереализованного желания;

– ролевой (скрытный и открытый);

– адаптационный;

– неадекватной самооценки.

Эта классификационная схема для межличностных конфликтов может быть дополнена двумя классификационными группами, а именно:

1. По характеру причин возникновения межличностные конфликты могут быть:

1.1. Вызванными трудовыми профессиональными отношениями;

1.2. Вызванными психологическими особенностями человеческих взаимоотношений (симпатиями, антипатиями и др.);

1.3. Вызванными индивидуально-психологическими особенностями участников (эмоциональность, агрессивность, коммуникабельность и др.).

2. По значению для участников межличностные конфликты могут быть:

2.1. Конструктивными, т.е. приводящими отношения (после разрешения конфликта) на более высокий уровень развития, приводящими к взаимопониманию;

2.2. Деструктивными, или приводящими к негативным, разрушительным последствиям.

Конфликты в организации - это столкновение противоположных мнений, целей, интересов, взглядов или позиций двух или более сторон или субъектов взаимодействия.

10 Межгрупповые конфликты, которые происходят в организациях можно по классифицировать следующим образом:

- Конфликт между руководством (администрацией) и персоналом (возможные причины: Нарушение правовых норм плохие условия труда; низкая заработная плата);

- Конфликт между администрацией и профсоюзным комитетом (нарушение трудового законодательства со стороны администрации; неудовлетворительные условия труда);

- Конфликт между подразделениями внутри организации (взаимная зависимость по общим задачам; расуч ресурсов; структурные изменения);

- Конфликт между организациями (нарушение договорных обязательств; борьба за ресурсы и сферы влияния, рынки сбыта);

- Конфликт между микрогруппы внутри коллектива (противоположность интересов, ценностей, целей, Амбиций лидеров);

- Конфликт между неформальными группами в обществе (противоположность духовных интересов, ценностей; групповой экстремизм).

Для принятия решений с целью устранения межгрупповых конфликтов следует учитывать также и функции этих конфликтов, а именно:

- Сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы;

- Раскол группы, отстаивающей незаконные интересы;

- Утверждение статуса личности в группе.

11 Широкое распространение в социальной психологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю?», «Что я потеряю?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника?» и т.д. На основе такого анализа он сознательно он выбирает ту или иную стратегию поведения. Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Направленность на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

содержания предмета конфликта;

ценности межличностных отношений;

индивидуально психологических особенностей личности.

Далее рассматриваются стратегии поведения в конфликте.

Избегание. Стратегия избегания характеризуется стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка.

Приспособление. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.

При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:

компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;

компромисс может принимать как активную, так и пассивную форму. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Другими словами, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. Так, отсутствие ненужных «баталий» позволило сотрудникам в приведенном выше примере сохранить между собой нормальные отношения;

условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного

Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Наши рекомендации