Экспериментально-психологические теории интеллекта
Векслера (г = —0,92 и г = —0,41 соответственно), а также с показателем
по тесту Равена (г= —0,72) [Eysenk, 1982].
Не исключено, что теория ментальной скорости хорошо объясняет ту
частную форму интеллектуальной активности, которая задействована в
решении стандартных интеллектуальных тестов и определяется сформи-
рованностью определенных умственных действий. Однако вопрос о ско-
рости переработки информации и ее отношении к механизмам работы
естественного человеческого интеллекта до сих пор является дикусси-
онным.
Элементарные информационные процессы
как основаиндивидуальных интеллектуальных различий
Общим для теоретических воззрений Э. Ханта и Р. Стернберга является
критическое отношение к традиционным тестовым теориям интеллекта.
Так, утверждается, что интеллектуальные возможности человека не могут
быть описаны единственным показателем в виде IQ (подобно росту или
весу) и что IQ как сумма оценок на некотором множестве тестов скорее
суть статистическая условность, чем показатель индивидуального интел-
лекта. В качестве основного проводится положение о том, что альтерна-
тивой психометрическому подходу должно стать изучение элементарных
информационных процессов (микрооперациональных когнитивных актов,
связанных с оперативной переработкой текущей информации и лежащих
в основе решения задач). Исследовательские усилия, таким образом, со-
средотачиваются на изучении тех когнитивных процессов, которые обус-
ловливают и позволяют объяснить индивидуальные различия в успешно-
сти выполнения традиционных интеллектуальных тестов.
Интерес к механизмам преобразования информации, стоящим за конеч-
ным результатом интеллектуальной деятельности, в значительной мере
сложился под влиянием так называемой компьютерной метафоры — пред-
ставления о возможности анализа процессов работы человеческого интел-
лекта по аналогии с процессами в компьютере.
Прием, разработанный Э. Хантом для изучения механизмов интеллек-
та, был назван им когнитивным корреляционным методом. Суть его заклю-
чается втом, что показатели отдельных элементарных когнитивных про-
цессов (например, скорости переработки лексической информации) соот-
носятся на уровне корреляционного анализа с показателем психометриче-
ского теста в виде IQ, с тем чтобы можно было определить, как эффектив-
ность этого базового информационного процесса сказывается на индиви-
дуальных различиях в исполнении определенного вербального теста.
Так, в одном из экспериментов Ханта испытуемым предъявлялись пары
букв (Ana; А и А; а и а). Быстрота установления одинаковости названий букв
при их физическом несходстве (А и а) интерпретировались как скорость пе-
реработки лексической информации. Показатели этого элементарного ин-
формационного процесса, как правило, были выше у испытуемых с высо-
ким уровнем вербальных способностей [Hunt, Lunneborg, Levis, 1975].
Глава 9. Интеллект
Впоследствии Хант продемонстрировал индивидуальные различия в
способах кодирования информации, которые также оказались связанны-
ми с успешностью выполнения психометрических тестов. Испытуемым
предъявлялась фраза типа «плюс выше звездочки» и картинка + (либо +) с
требованием оценить, соответствует ли смысл фразы заданному на картин-
ке соотношению элементов. Выяснилось, что в данных условиях обнару-
живают себя две формы репрезентации этой простейшей проблемной си-
туации: одни испытуемые сначала мысленно описывали картинку с по-
мощью соответствующего лингвистического суждения и затем соотноси-
ли его с заданной фразой («вербализаторы»), другие — мысленно создава-
ли образ заданной фразы и сравнивали его с картинкой («визуализаторы»).
Факты свидетельствовали, что вербализаторы имеют более высокие оцен-
ки на вербальных тестах, визуализаторы, напротив, — на пространствен-
ных тестах [Hunt, 1983].
Р. Стернберг проводил свои экспериментальные исследования в рам-
ках когнитивного компонентного метода, ориентированного на анализ не-
посредственно самого процесса выполнения определенного интеллекту-
ального теста (например, теста вербальных аналогий, включающего зада-
ния типа «Вашингтон относится к цифре 1, как Линкольн — к цифрам: 5;
10; 15; 20» с требованием выбрать правильный вариант ответа). Задача зак-
лючалась в том, чтобы определить, какие выделенные элементарные ин-
формационные процессы и в какой мере оказывают влияние на индиви-
дуальную успешность исполнения соответствующего вербального теста.
По данным Стернберга, процесс поиска правильного ответа в тесте
аналогий включает пять более элементарных информационных процес-
сов: декодирование (перевод стимула во внутреннюю ментальную репре-
зентацию в виде развертывания значения основных слов); умозаключение
(нахождение возможной связи между первым и вторым элементами пер-
вой половины аналогии); сравнение (нахождение правила, связывающе-
го две половины аналогии); проверка (уточнение правильности обнару-
женных связей применительно ко второй половине аналогии); построе-
ние ответа (правильный ответ «5», так как если президент Вашингтон
изображен на банкноте в 1 доллар, то президент Линкольн — на банкно-
те в 5 долларов).
Это исследование позволило Стернбергу установить два интересных
факта. Во-первых, время, затрачиваемое испытуемыми на процесс ре-
шения, распределялось следующим образом: 54% — декодирование,
12% — умозаключение, 10% — сравнение, 7% — проверка и 17% — от-
вет. Таким образом, фаза построения ментальной репрезентации, судя
по объему затраченного времени, играет особую роль в организации
процесса поиска решения. Во-вторых, испытуемые, имевшие более вы-
сокие оценки по тестам интеллекта, были более быстрыми на последних
четырех фазах, но более медленными на фазе декодирования информа-
ции [Sternberg, 1986].
Экспериментально-психологические теории интеллекта