Эмоциональная и волевая

СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Отношения человека к окружающему миру не толь­ко понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций.Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосред­ственном его действии на органы чувств, а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к челове­ку, в их значении для его потребностей и мотивов де­ятельности.

Эмоции — особый класс субъективных психологи­ческих состояний, отражающих в форме непосред­ственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции человек не только переживает, но и выра­жает внешне в виде телесных проявлений: мимики (изменения положения губ и бровей), пантомимики (жестов, позы), тона голоса (вокальной мимики) и ряда вегетативных явлений (изменения частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или побледнения, изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения) и ряда более или менее глубоких биохимических изменений в организме (выделения надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови, появления в моче белка и т. д.). Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их изучению, хотя и не всегда может вскрыть содержание переживаемого чувства.

Под эмоциями, или эмоциональными пережива­ниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоция­ми называют процессы, отражающие личную значи­мость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не завися­щий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одер­жимость, пристрастность и интерес.

Структура эмоциональных процессов существен­но отличается от структуры познавательных. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стра­сти, стрессы [86]. Это так называемые «чистые» эмо­ции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аф­фект. Он полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздражи­тель со всеми смежными и, тем самым, образуя обоб­щенный аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопут­ствующие ассоциации и движения.

Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. В аффекте резко изменя­ется внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители, не вошедшие в комплекс, осознаются недостаточно — и это одна из причин прак­тической неуправляемости этим состоянием. Вместе с тем, может иметь место и облегчение перехода к неуп­равляемым действиям, и полное оцепенение. Посколь­ку аффект захватывает человека целиком, то, если он получает выход в какой-нибудь деятельности, даже не относящейся непосредственно к объекту аффекта, он ослабляется иногда до такой степени, что наступает упадок сил, безразличие. Регулирующая, приспособи­тельная функция аффектов состоит в формировании специфического ответа и соответствующего следа в памяти, определяющего в дальнейшем избиратель­ность по отношению к ситуациям, которые прежде вызывали аффект.

Итак, аффект — это кратковременное, бурно про­текающее состояние сильного эмоционального возбуж­дения, возникающее в результате фрустрации (эмо­ционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной жела­емой цели) или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлет­ворением очень важных для человека потребностей.

Настроение — эмоциональное «хроническое» со­стояние, окрашивающее все поведение человека, свя­занное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Чувство — высшая, культурно-обусловленная эмо­ция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Конкретная отнесенность чувства проявляется в том, что человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности или поклонения.

Страсть — сильно выраженная увлеченность че­ловека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связан­ными с соответствующим объектом. Страсти, в отличие от аффектов,— более длительные состояния. Они — реакция не только на события свершившиеся, но и на

вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возника­ют к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то страсти смещаются к началу дей­ствия и предвосхищают результат. Они носят опере­жающий характер, отражая события в форме обобщен­ной субъективной оценки|

И, наконец, стресс— это состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, свя­занное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, кото­рое вызывается неожиданной и напряженной обста­новкой.

Этот вид эмоций имеет очень важное значение в жизни человека, а поэтому, прежде чем остановиться на нем подробнее, предлагается выполнить несложные тесты, один из которых позволяет определить, насколь­ко успешно вы умеете справляться со стрессом, а вто­рой — психоэмоциональное состояние относительно вашей толерантности (стрессоустойчивости).

Итак, работая с вопросами теста (№ 9), ответьте «да» или «нет»:

1. Успеваете ли каждый день обедать?

2. Спите ли семь-восемь часов в сутки?

3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?

4. Есть ли у вас друг (подруга), готовый помочь в труд­ную минуту?

5. Занимаетесь ли регулярно спортом?

6. Курите ли?

7. Любите ли спиртное?

8. Соответствует ли вес вашему росту?

9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие всех рас­ходов?

10. Имеете ли твердые убеждения?

11. Регулярно ли ходите в кино и театр?

12. Много ли у вас знакомых и друзей?

13. Делитесь ли с ними наболевшими проблемами?

14. Сохраняете ли спокойствие во время ссоры?

15. Рассказываете ли о своих заботах соседям или кол­легам по работе (учебе) ?

16. Способны ли вы разбить что-либо, что попадется под «горячую» руку?

17. Находите ли время для отдыха?

18. Умеете ли рационально организовать свое время?

19. Пьете ли ежедневно крепкий чай или кофе?

20. Любите ли спать днем?

Работая с тестом (№ 10), в каждой из шести групп ответов выберите один («а», «б» или «в»), который наи­более соответствует вашему поведению:

1. а) В работе, в отношениях с представителями про­тивоположного пола, спортивных или азартных играх я не боюсь соперничества и проявляю аг­рессивность.

б) Если в игре я теряю несколько очков и если пред­ставитель противоположного пола не реагирует должным образом на самые первые мои знаки вни­мания, то я сдаюсь и выхожу из игры.

в) Я избегаю какой бы то ни было конфронтации.

2. а) Я честолюбив и хочу многого достичь.

б) Сижу и жду «у моря погоды».

в) Ищу предлог увильнуть от работы.

3. а) Люблю работать быстро, и часто не терпится поскорее закончить дело.

б) Надеюсь, что кто-то будет меня «подстегивать».

в) Когда я прихожу домой, то думаю о том, что се­годня было на работе.

4 а) Я разговариваю быстро и громко. В беседе до­вольно категоричен и перебиваю других.

б) Когда мне отвечают «нет», я реагирую совер­шенно спокойно.

в) Мне с трудом удается сдерживать свои чувства и тревоги.

5. а) Мне часто бывает скучно.

б) Мне нравится ничего не делать.

в) Я действую, учитывая желания других людей, а не свои собственные.

6. а) Я быстро хожу, ем и пью.

б) Если я забыл что-то сделать, меня это не беспо­коит.

в) Я сдерживаю свои чувства.

Итак, стресс — комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические ком­поненты. С помощью стресса организм как бы мобили­зует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.

Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологичес­ких черт — улучшении внимания (его объема и устой­чивости), в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы, в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации [155].

Автор -теории стресса канадский психофизиолог Ганс Селье [155] определяет его как совокупность сте­реотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично под­готавливающих к физической активности,.то есть к со­противлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствова­ния в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека.

При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействи­ем изменяется режим работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повы­шается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма. Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обыч­ное мотивационное; оно требует для своего возник­новения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормаль­ная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определен­ной ситуации может возникать по субъективным при­чинам, связанным с особенностями данной личности.

Стрессорами могут быть и физические раздражи­тели и психические, как реально действующие, так и вероятные. Человек реагирует не только на действи­тельную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами явля­ются необходимость принятия особо ответственных решений, быстрой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, неудовлетворяющие темпы про­движения по службе, конфликты.

Индивидуальная выраженность стресса определя­ется в значительной мере осознанием человеком сво­ей ответственности за себя, за окружающих, его уста­новкой на свою роль в создавшейся ситуации.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы.

1) реакция тревоги— это фаза мобилизации защит­ных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособ­ности. Физиологически она проявляется, как пра­вило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышен­ное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д.;

2) Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалан­сированного расходования адаптационных резер­вов организма — стабилизация.Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закреп-

ляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается; 3) Однако, если стресс продолжается долго, то в свя­зи с ограниченностью резервов организма неиз­бежно наступает третья стадия — истощение[155].

Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать так же, как еды ипитья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жиз­ни». Весьма важно и его стимулирующее, созидатель­ное, формирующее влияние в сложных процессах вос­питания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудше­ние самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.

Все эмоциональные проявления характеризуются:

— направленностью (положительной или отрица­тельной);

— степенью напряжения;

— уровнем обобщенности.

Направленность эмоции связана не столько сре­зультатом деятельности, сколько с тем, насколько по­лученный результат соответствует мотиву деятельнос­ти, например, в какой мере достигнуто желаемое. Важно подчеркнуть: эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения вне­шних объектов, переживание — это непосредственное отражение человеком своих собственных состояний, так как раздражитель, вызывающий соответствующую эмоцию через изменение состояния рецепторного ап­парата, находится внутри организма.

Поскольку эмоция отражает отношение человека к объекту, постольку она обязательно включает неко­торую информацию о самом объекте, в чем и состоит предметность эмоций. В этом смысле отражение объек­та — познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в этот момент — ее субъективный компонент. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой — его способностью отразить и понять оп­ределенные свойства этого объекта.

Органическая взаимосвязь двух основных компо­нентов эмоции — объективного и субъективного — по­зволяет реализовать их вероятностно-прогностические функции в регуляции поведения человека. Отражая вероятностные события, эмоция определяет предвос­хищение, являющееся значимым звеном всякого обу­чения. Например, эмоция страха заставляет ребенка избегать огня, которым он когда-то обжегся. Эмоция может предвосхищать также благоприятные события.

Мы уже обращали внимание на то обстоятельство, что при эмоциональном возбуждении человека его состояние сопровождается определенными физиологи­ческими реакциями: изменяются давление крови, со­держание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц. Джеймс [49] и Г.Н. Ланге [80] предполагали, что именно эти изменения и исчерпы­вают существо эмоций, однако в дальнейшем было экспериментально показано, что глубокие органичес­кие изменения, происходящие при эмоциональных реакциях, не исчерпывают существа эмоций: когда в опыте исключили все их физиологические проявления, субъективное переживание сохранялось. Следователь­но, необходимые биологические компоненты не исчер­пывают эмоции.

Оставалось неясным, для чего нужны физиологи­ческие изменения. Впоследствии выяснили, что ука­занные реакции существенны не для переживания эмоций, а для активизации всех сил организма для уси­ленной мышечной деятельности (при борьбе или бег­стве), наступающей обычно вслед за сильной эмоцио­нальной реакцией. На основании этого пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетичес­кую мобилизацию организма [38; 184]. Такое представ­ление позволяет понять биологическую ценность врож­денных эмоций.

В одной из своих лекций И.П. Павлов пояснял при­чину тесных связей между эмоциями и мышечными движениями следующим образом: «Если мы обратим-

ся к нашим отдаленным прародителям, то увидим, что там все было основано на мускулах... Нельзя себе пред­ставить какого-нибудь зверя, лежащего часами и гне­вающегося без всяких мышечных проявлений своего гнева. У наших предков каждое чувствование перехо­дило в работу мышц. Когда гневается, например, лев, то это выливается у него в форму драки, испуг зайца сейчас же переходит в бег и т. д. И у наших зоологи­ческих предков все выливалось так же непосредствен­но в какую-либо деятельность скелетной мускулатуры: то они в страхе убегали от опасности, то в гневе сами набрасывались на врага, то защищали жизнь своего ребенка» [122, с. 71].

Весьма выразительное описание физиологических и поведенческих компонентов радости, печали и гнева приводит в своих работах Г.Н. Ланге [80]. Радость со­провождается усилением иннервации в мышцах вне­шних движений, при этом мелкие артерии расширя­ются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение об­легчает питание тканей, и все физиологические от­правления начинают совершаться лучше. Радующий­ся человек жестикулирует, дети прыгают н хлопают в ладоши, поют и смеются. Радость молодит, потому что человек довольный, находящийся в хорошем настрое­нии, создает оптимальные условия для питания всех тканей тела.

Напротив, характерным признаком физиологичес­ких проявлений печали является ее парализующее действие на мышцы произвольного движения, возни­кает чувство усталости и, как это бывает при всякой усталости, наблюдаются медленные и слабые движе­ния. Глаза кажутся большими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. В то время как мышцы рас­слабляются, сосудодвигатели сжимаются и ткани обес­кровливаются. Человек постоянно ощущает чувство холода и озноба, с большим трудом согревается и очень чувствителен к холоду, мелкие сосуды легких при этом сокращаются, н вследствие этого легкие опорожняют­ся от крови. В таком положении человек ощущает не­достаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вздохами.

Печального человека можно узнать и по его внеш­нему виду: он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой человек охотно оста­ется неподвижным. Огорчения очень старят, посколь­ку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов. Известно, например, что в армиях, тер­пящих поражение, наблюдается гораздо большая под­верженность болезням, чем в армиях победоносных.

Итак, если вы хотите подольше сохранить моло­дость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хо­рошее настроение.

Однако биологический компонент приспособитель­ной функции такого сложного психического процесса, как эмоция,— способствовать своевременной и полно­ценной энергетической мобилизации организма в эк­стремальных условиях — не ограничивает роль эмо­ций в жизни человека.

Теоретические положения П.К. Анохина подчер­кивают стабилизирующую функцию эмоций и ее глу­бинную связь с процессами предсказания ситуации на базе следов памяти [9]. Он считал, что эмоцио­нальные переживания закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разру­шительный характер недостатка или избытка жиз­ненно значимых факторов. Положительные эмоции появляются тогда, когда представления о будущем полезном результате, извлеченные из памяти, совпа­дают с результатом совершенного поведенческого акта. Несовпадение ведет к отрицательным эмоцио­нальным состояниям.

Переживательный компонент эмоции обеспечи­вает человеку возможность приспособиться к суще­ствованию в информационно неопределенной среде. В условиях полной определенности цель может быть до­стигнута и без помощи эмоций; у человека не будет ни радости, ни торжества, если в заранее определенное время, совершив несколько строго определенных действий, он окажется у цели, достижение которой заве­домо не вызывало сомнений.

Эмоции возникают при недостатке сведений, не­обходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели [33; 161]. Однако люди вынуждены удовлетворять свои потребности в усло­виях хронического дефицита информации. Это об­стоятельство способствовало развитию особых форм приспособления, связанных с эмоциями, которые обес­печивают приток дополнительной информации, изме­няя чувствительность сенсорных входов.

Повышая чувствительность, эмоции способствуют реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов. Одновременно повышается разрешающая способность восприятия сигналов внутренней среды, и, следовательно, больше гипотез извлекается из хра­нилищ памяти. Это, в свою очередь, приводит к тому, что при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы.

В условиях дефицита информации, необходимой для организации действий, возникают отрицательные эмоции. Как считает П.В. Симонов [161], эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесо­образным реагирование на расширенный круг сигна­лов, полезность которых еще не известна. Подобно энергетической мобилизации, такое реагирование из­быточно и незакономерно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирова­ние которого может стоить жизни.

Самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определяется как ожидание и предска­зание неудачи при совершении действия, которое дол­жно быть выполнено в данных условиях [215]. Повтор­ные неудачи в сочетании с необходимостью вновь и вновь повторять безуспешное действие приводят к страху перед этим действием. Информированность способствует преодолению страха. Так, в соревнова­ниях равных по силе спортивных команд, как известно, чаще побеждают хозяева поля, то есть спортсмены, выступающие в своем спортивном зале, в своей стра­не. Предварительная информированность спортсменов об условиях соревнований, о соперниках, о стране и ее нравах, обычаях способствует тому, чтобы в сознании спортсменов не оставалось места неосведомленности, а вместе с тем и тревоге, сомнению и страху.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях нео­жиданных н неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Известна старинная притча о страхе. «Куда ты идешь?»,— спросил странник, поравнявшись с Чу­мой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять ты­сяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят» —упрекнул он ее. «Нет,— возразила она,— я погубила только пять тысяч, осталь­ные умерли от страха».

Мужественный французский врач Ален Бомбар, взявший на себя труд разобраться в причинах гибели терпящих бедствие в открытом море и доказавший личным примером, что можно переплыть океан в рези­новой спасательной шлюпке, пришел к выводу, что главной причиной гибели людей в море является чув­ство обреченности, ужас перед стихией. Он писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю, вас погубила не жажда. Рас­качиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!» [22, с. 14].

Предполагают, что чувство удивления связано с теми же условиями, при которых иногда возникает страх. Реакцию удивления рассматривают как своеоб­разную форму страха, которая пропорциональна раз­нице между предвидимой н фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосре­доточивается на причинах необычного, а при страхе — на предвосхищении угрозы. Понимание родства удив­ления и страха позволяет преодолеть страх, если пере­нести акцент с результатов события на анализ его причин.

Удовольствие, радость, счастье — положительные эмоций. Удовольствие обычно возникает как результат уже происходящего действия, в то время как радость чаще связана с ожиданием удовольствия при растущей вероятности удовлетворения какой-либо потребности. Эмоция удовольствия присуща и животным, а радость и счастье возникают только в ситуации человеческих межличностных отношений. Самая мощная положи­тельная эмоция — счастье. Человек обычно стремится выбрать для себя по возможности такую деятельность, которая дала бы ему достижимый при данных обстоя­тельствах.максимум счастья в том смысле, как он его понимает.

Попробуйте с помощью утверждений, приведен­ных ниже (тест № 11), определить свой уровень тре­вожности на момент выполнения теста (РТ), отража­ющий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию; и уровень тревожности, отражающий при­вычное (долговременное) для вас состояние (ЛТ). Ва­рианты ответов следующие: «нет, это не так», «пожа­луй, так», «верно», «совершенно верно».

Итак, отвечая на первые 20 утверждений, необхо­димо выбрать вариант ответа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент, а отвечая на утверждения с 21 по 40 — в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно.

1. Я спокоен.

2. Мне ничто не угрожает.

3. Я нахожусь в напряжении.

4. Я испытываю сожаление.

5. Я чувствую себя свободно.

6. Я расстроен.

7. Меня волнуют возможные неудачи.

8. Я чувствую себя отдохнувшим.

9. Я встревожен.

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

11. Я уверен в себе.

12. Я нервничаю.

13. Я не нахожу себе места.

14. Я взвинчен.

15. Я не чувствую скованности, напряженности.

16. Я доволен.

17. Я озабочен.

18. Я слишком возбужден и мне не по себе.

19. Мне радостно.

20. Мне приятно.

21. Я испытываю удовольствие.

22. Я обычно быстро устаю.

23. Я легко могу заплакать.

24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и дру­гие.

25. Нередко я проигрываю оттого, что недостаточно быстро принимаю решения.

26. Обычно я чувствую себя бодрым.

27. Я спокоен, хладнокровен и собран.

28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.

29. Я слишком переживаю из-за пустяков.

30. Я вполне счастлив.

31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.

32. Мне не хватает уверенности в себе.

33. Обычно я чувствую себя в безопасности.

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций.

35. У меня бывает хандра.

36. Я доволен.

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

39. Я уравновешенный человек.

40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Творческая жизнь и деятельность людей, решаю­щих практические задачи в области развития эконо­мики, науки, техники, культуры и искусства требуют от человека большой активности и напряжения физи­ческих и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает впол­не определенные усилия для их осуществления и воп­лощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами.

Воля — это свойство (процесс, состояние) челове­ка, проявляющееся в его способности сознательно уп­равлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути дос­тижения сознательно поставленной цели.

Все волевые действия целенаправленны. Но чтобы цели достигались, нужные действия должны согласо­вываться. Без определенной цели и учета обстоя­тельств, при которых приходится действовать, люди не смогли бы подчинить себе природу и использовать ее блага, вести человеческий образ жизни и сообща про­изводить все то, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Значит, что­бы действовать не хаотически, не от случая к случаю, а организованно, то есть волевым образом, люди учи­тывают особенности своей деятельности и условия, в которых им приходится действовать. При этом они их оценивают и в одних случаях к ним применяются, в других — изменяют их, в третьих — создают новые.

Каковы же признаки волевого акта?

а) Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией;

б) Для волевого акта характерно наличие продуман­ного плана осуществления каких-либо действий;

в) Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удоволь­ствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоциональное, а не моральное удовольствие).

Воля является действенной стороной сознания человека, то есть таким его качеством, благодаря кото­рому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых процессов чело­век может приложить усилия к тому, чтобы активизиро­вать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Но тот же человек благодаря воле может удержаться от со­вершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались, или направить их по другому руслу. Это очень важное и сложное свойство личности.

Согласно теории И.П. Павлова, только человек об­ладает возможностями волевого торможения своей деятельности. В данном случае «тормоз» не менее, а часто более сложное волевое усилие, чем активизация.

Если человек может мобилизовать свои физичес­кие и моральные силы на борьбу струдностями, он обладает высокоразвитой, сильной волей.

Волевая деятельность всегда состоит из определен­ных волевых действий, в которых содержатся все при­знаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли в целом и ус­пешному решению задач ее воспитания.

Что же представляет собой волевое, то есть произ­вольное, преднамеренное действие, входящее в состав управляемой человеческой деятельности (или каковы основные фазы волевого процесса)?

Первоначальным моментом всякого волевого дей­ствия — его первой фазой — является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение кото­рой направляется данное действие. Цель можно ста­вить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.

Следующий момент волевого действия — вторая фаза волевого процесса — стадия обсуждения и борь­бы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.

Это обусловлено тем, что цели бывают различные и ставятся в различных условиях. Сознательная поста­новка целей связана с конкретным учетом условий, средств и других возможностей их достижения. Если же цель возникает без учета таких возможностей или вопреки им, то она будет не вполне осознанной, недо­сягаемой и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного влечения.

Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования дей­ствий и деятельности в целом.

После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия — третья фаза волевого процесса — принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.

Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и определение средств ее дости­жения человеку даются далеко не всегда просто и легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке.

Далее следует заключительная — четвертая фаза волевого процесса — исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Испол­нить решение — значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.

Для понимания всей сложности волевой сферы личности необходимо учитывать, что человеческая де­ятельность состоит не только из произвольных, то есть целенаправленных, преднамеренных действий. Чело­век совершает немало и таких полезных действий, которые принято называть непроизвольными, нево­левыми.

Неволевыми действиями называются действия, которые в каждом частном случае совершаются без контроля со стороны человека и не нуждаются в по­стоянно осознанном регулировании.

К числу неволевых действий впервую очередь следует отнести так называемые автоматические дей­ствия. Это, например, отдергивание руки от чего-то, причиняющего боль, поворот головы по направлению кнеожиданно раздавшемуся звуку или вспыхнувшему свету, резкое движение рук, наклон корпуса вперед или в сторону для того, чтобы поддержать равновесие и не упасть, когда человек поскользнется, это прыжок с до­роги в сторону от неожиданного появления автомаши­ны и т. д. Действия такого рода называются автомати­ческими, их мышечный и нервный механизмы являются врожденными. Каждое такое действие рассматривает­ся физиологией нервной деятельности как безусловный рефлекс, как такой ответ на внешнее или внутреннее раздражение, механизм которого не требует каких-либо специально организованных условий для своего обра­зования. Эти механизмы по законам биологии передаются из поколения в поколение и являются в своей основе врожденными.

К категории неволевых действий относятся и более сложные, так называемые инстинктивные действия. Они, как правило, состоят из ряда простейших автома­тических действий, система которых обеспечивает от­правление ряда жизненных функций организма.

Инстинктивные действия входят в состав челове­ческой деятельности, однако они подчинены действиям специфически человеческим, волевым, то есть действи­ям, возникновение и развитие которых осуществляется по законам жизни человека, а не животного.

Наряду с простейшими автоматическими, безуслов­но-рефлекторными и сложными инстинктивными дей­ствиями, состоящими из цепи безусловных рефлексов, имеются и такие действия, которые вырабатываются в течение жизни индивидуума, то есть не врожденные и в каждом конкретном случае как бы не связанные с осознанными волевыми действиями. К категории при­обретенных действий относятся в первую очередь навыки.

Воля, как один из сложнейших психических про­цессов, создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т. п.) и является очень важным, более или менее устойчивым психичес­ким свойством личности, от которого зависит действен­ность мышления и чувства, а также активность совер­шаемых практических действий и поступков.

Современные психологи по-разному рассматрива­ют волю. Это зависит от того, с каких философских позиций они выступают и как объясняют категории свободы и необходимости. Но как бы разнообразны и противоречивы эти взгляды ни были, в общей сложно­сти они сводятся к двум основным направлениям.

Сторонники так называемого индетерминизма считают, что человек абсолютно свободен, а его дей­ствия и поступки никем и ничем не ограничены. По их , мнению, человек обладает волей, которая является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия, стоящие на его жизненном пути. Придерживающихся этой позиции по существу объединяет признание воли, не зависящей от материаль­ных условий жизни человека. Это не научное — идеа­листическое направление. Оно не в состоянии правиль­но ответить на вопрос о том, что такое воля, и показать ее роль в жизни человека, так как пытается рассмот­реть волю вне времени и пространства, вне зависимо­сти от законов существования природы, человеческого общества и психики человека. Такое истолкование воли не помогает, да и не может помочь человеку решать практические задачи, например, в области формиро­вания личности, воспитания воли и т. д.

Наши рекомендации