Двойственность личности

Из всех маскулинных архетипов наиболее ярко выраженные противоположности свойственны именно Дионису. Как пишет исследователь Вальтер Ф. Отто,

Его двойственность проявляется через контраст между экстазом и ужасом, бесконечной жизненностью и разрушительным буйством; через адский шум, в котором изначально присутствует мертвая тишина; через непосредственное присутствие, которое одновременно является абсолютной отстраненностью4.

Если обретает силу данный аспект Диониса, человек может быстро пересекать границу между этими противоположностями. Самые незначительные события влекут за собой колоссальные изменения в эмоциональном состоянии. Человек, который так легко пересекает границы эмоциональных состояний, может воспринимать свою возлюбленную как величайшую драгоценность в жизни, а через секунду увидеть в ней кошмарное чудовище. То он проявляет себя как страстный любовник, то вдруг превращается в совершенно чужого человека.

Достичь экстатического единения с мужчиной, который в следующее мгновение готов наброситься на тебя и разорвать в клочья, – значит встретиться с двойственной природой Диониса.

Женщины тоже могут быть одержимы этим архетипом. Служительницы дионисийского культа, искавшие этого бога на вершинах гор, легко превращались из по-матерински заботливых женщин в злобных и беспощадных "менад".

Эту двойственность можно описать как слияние красоты и смертельной опасности. Данный аспект бога отражается в пантере, леопарде и рыси – священных животных Диониса. Эти большие кошки – самые изящные и очаровательные из животных, но в то же время самые яростные и кровожадные.

Будет ли склонность Диониса к крайним проявлениям чувств постоянно портить жизнь ему самому и окружающим, зависит от того, насколько силен в нем этот архетип, и от того, насколько сильно и устойчиво его эго. Человек, обладающий здоровым эго, может, например, сказать: "Пусть даже мне хочется убить тебя или вскрыть себе вены, это не означает, что я так и поступлю". Если же эго мужчины-Диониса нестабильно и вдобавок он пережил тяжелую эмоциональную травму, такой человек способен совершить массовые убийства, как это сделал Чарльз Мэнсон – мистик, любовник и убийца. Однако при наличии сильного и здорового эго архетип Диониса дает широту и глубину чувств, увеличивает вероятность пиковых эмоциональных переживаний и усиливает эротические ощущения – как духовные, так и физические.

Бродяга, бегущий от погони

Мотив побега и погони – неизменная составляющая мифов о Дионисе и его последовательницах. Например, по велению царя Ликурга Диониса избили и вынудили броситься в море. Поклонявшиеся ему женщины, объятые ужасом, пустились наутек, но их настигали и беспощадно избивали.

Согласно мифам, Дионис путешествовал по всему миру (как его знали греки), призывая женщин на некоторое время оставить домашние очаги и ткацкие станки, чтобы отправиться вслед за ним в горы для экстатических празднеств. Этим он нередко пробуждал враждебность местного населения. Не удивительно, что богиня брака Гера стала его непримиримым врагом, – ведь они с Дионисом проповедуют совершенно непримиримые ценности. Гера чтит прочный брак с его социальными обязательствами, нерушимыми узами и верностью. Дионис пробуждает всепоглощающую страсть и призывает женщин забыть свои привычные роли.

Расчлененный архетип

Мотив расчленения постоянно повторяется в мифах о Дионисе, разделившем судьбу более раннего египетского бога Осириса. Позже роль божественного сына, прошедшего через смерть и воскресение, досталась также Иисусу Христу. Архетип Диониса предрасполагает мужчину (или женщину) к психологическому расчленению или распятию вследствие неспособности примирить противоположные внутренние силы. Мужчина-Дионис часто оказывается как бы "распят на кресте", обуреваемый двумя противоположными порывами. Например, он может одновременно стремиться к тому, чтобы слиться с возлюбленной, и к тому, чтобы покинуть ее. "Расчлененность" – образно говоря, неспособность "сохранить целостность"; ощущение, что ты расколот на множество частей, – довольно обычное состояние для мужчин этого типа.

Мотив расчленения особенно силен, когда архетип Диониса сочетается с религией, уделяющей большое влияние чувству вины. Примером могут служить иудео-христианские религии, предписывающие: "Если рука вводит тебя в искушение, отсеки ее". Поскольку мистицизм и сексуальность суть два аспекта Диониса, молодой человек, заинтересовавшийся, например, католическим мистицизмом, может считать себя ужасным грешником, поскольку его постоянно преследуют чувственные ощущения и одолевают эротические фантазии. Сны о расчленении при помощи мечей и ножей довольно часто снятся мужчинам (и женщинам), чьи внутренние порывы вступают в непримиримый конфликт с верой.

Наши рекомендации