Житейская и научная психология различаются по ряду оснований
Григальчик, Е. К.
|
ISBN 978-985-523-107-4.
В логической последовательности изложен материал, необходимый для изучения первой части общей психологии «Введение в психологию». Рассмотрены основные вопросы введения в психологию с учетом последних научных исследований отечественной и зарубежной психологической науки.
Предназначено для студентов психологических специальностей высших учебных заведений, представляет интерес для специалистов в области психологии.
УДК 159.9
ББК 8.8
ISBN 978-985-523-107-4©Григальчик Е. К., 2011
© Оформление ООО «БИП-С Плюс», 2011
К СТУДЕНТАМ
Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корректирует допускаемые ошибки.
Все это является психической деятельностьючеловека, а наука, изучающая психическую деятельность, называется психологией.
Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях.
Только та наука, которая способна изучить законы психической деятельности с возможной точностью, может обеспечить не только познание этой деятельности, но и управление ею на научных основах. Именно поэтому научная психология становится одной из самых важных дисциплин, значение которой будет все более возрастать с развитием общества и с дальнейшим совершенствованием ее методов.
Курс «Общая психология» является базовым в изучении психологии. Он дает студентам общие представления о науке психологии как системе закономерностей психики, ее особенностях и свойствах. Данный курс является определяющим в формировании психологического мышления, видении психологии и ее направлений в системе научного мировоззрения. Изучение общей психологии закладывает основы изучения психологии, дает знание о базовых психологических категориях и понятиях.
Основной целью изучения дисциплины «Общая психология» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области общей психологии.
Задачами изучения курса являются:
1. Формирование основных базовых представлений о психике.
2. Изучение методологических оснований научного понимания предмета общей психологии.
3. Рассмотрение теоретических положений современной психологии.
4. Ознакомление с основными методами исследования психики.
5. Формирование понятийно-категориального аппарата общей психологии.
В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
– методологические и теоретические основы общей психологии;
– основные категории общей психологии.
В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:
– определять объект, предмет, цели и задачи исследования;
– планировать и проводить экспериментальное исследование;
– интерпретировать результаты исследования в рамках той или иной психологической теории.
В учебно-методическом пособии содержатся основные вопросы по темам; тексты, составленные на основе работ Б.С. Братуся, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.М. Козубовского, С.И. Коптевой, А.А. Крылова, А.Н. Леонтьева, А.П. Лобанова, Е.Е. Соколовой и др.; планы семинарских занятий, а также тестовые вопросы для самоконтроля.
Изучение тем 2, 5, 8, 10, 13, 18, 19, 20 предлагается осуществить с использованием основных вопросов и приведенных списков литературы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
ЧАСТЬ 1
№ | Названия тем | Количество часов | ||||
Лекции | Семинарские занятия | Лабораторные занятия | СР | |||
Раздел 1 Общая характеристика психологии как науки | ||||||
Тема 1 | Психология как наука. Предмет психологии | |||||
Тема 2 | Основные этапы развития психологического знания | |||||
Тема 3 | Психология в структуре современных наук | |||||
Тема 4 | Методологические основы психологии | |||||
Тема 5 | Методы и методики исследования в психологии | |||||
Тема 6 | Организация психологического исследования | |||||
Раздел 2 Развитие представлений о предмете психологии | ||||||
Тема 7 | Психика и отражение. Формы отражения в живой и неживой природе | |||||
Тема 8 | Структура и функции психики | |||||
Тема 9 | Происхождение и развитие психики в филогенезе | |||||
Тема 10 | Структурно-функциональная организация психической деятельности | |||||
Раздел 3 Происхождение и развитие сознания | ||||||
Тема 11 | Сознание как реальность (определения и свойства сознания) | |||||
Тема 12 | Структура сознания | |||||
Тема 13 | Развитие сознания в онтогенезе | |||||
Тема 14 | Самосознание | |||||
Тема 15 | Неосознаваемые психические процессы | |||||
Раздел 4 Психология деятельности | ||||||
Тема 16 | Общая характеристика деятельности | |||||
Тема 17 | Психологический анализ деятельности | |||||
Тема 18 | Психофизиологические механизмы движения и активности | |||||
Тема 19 | Деятельность и общение | |||||
Раздел 5 Научные направления в психологии | ||||||
Тема 20 | Основные научные направления в психологии. | |||||
ВСЕГО | ||||||
Раздел I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Тема 1 Научная и житейская психологии
Сравнительный анализ и основные отличия житейской и научной психологии. Специфика психологического знания. Психологическая феноменология (круг явлений, изучаемых психологами). Трудности определения предмета психологии. Понятия объекта и предмета научного исследования, их соотношение.
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
Житейская и научная психология различаются по ряду оснований
1. Субъектом житейского психологического познания может быть любой человек, которому необходимо для каких-то целей учитывать психологию другого человека или свою собственную. Совсем маленький ребенок, например, быстро распознает, в каком настроении находится его мама и стоит ли сейчас к ней приставать со своими проблемами. Взрослый человек в той или иной форме также учитывает психологию окружающих людей («Моя свекровь по утрам ужасно раздражительна, и лучше с ней на кухне не встречаться») и что-то может сказать и о своих психологических особенностях («У меня мягкий характер»). Субъектом же научного познания изучаемой в психологической науке реальности может быть как отдельный представитель научного сообщества, так и само научное сообщество в целом. Поэтому так важно для любой науки – и тем более психологии – знание закономерностей жизни различных научных сообществ, одной из типичных форм которых является научная школа.
2. Объектом познания житейского психолога выступают, как правило, другие люди и он сам в повседневных ситуациях общения. Поэтому получаемые в них знания заведомо ограничены этими обыденными условиями и привычными объектами. Когда житейский психолог оказывается в каких-либо экстремальных ситуациях, он с удивлением обнаруживает, что ничего не знал ни о себе, ни о других людях, потому что теперь они ведут себя как-то иначе (не случайно народная мудрость утверждает, что «друзья познаются в беде»). Напротив, обучение научной психологии предполагает знакомство с поведением людей (в том числе с отклонениями в развитии) в самых различных, экстремальных, ситуациях. При этом в научной психологии объектом исследования выступают также тексты различного рода, представляющие собой «следы» деятельности человека, объективированную форму существования его мыслей, чувств и т.п. (мемуары, письма, созданные человеком литературные тексты, картины и т. п.). Овладевая методами научной психологии, человек получает возможность приобрести знания о любом объекте психологических исследований.
3. Соответственно различаются и методы получения знаний в житейской и научной психологии. Житейский психолог может для решения своих задач использовать самонаблюдение и наблюдение за поведением других людей. Решая задачи научной психологии, профессиональные психологи не ограничиваются этими методами, а используют также различные виды психологического эксперимента, изучение продуктов деятельности человека и другие методы.
4. Используя наблюдение и самонаблюдение, житейский психолог приходит к соответствующим обобщениям полученного опыта, выраженным в форме так называемых житейских понятий. Они конкретны и ситуативны, нечетко определены и не связаны в систему, более того, в житейских обобщениях могут уживаться друг с другом прямо противоположные истины, и житейский психолог это не всегда замечает (те же пословицы русского народа фиксируют эту противоречивость житейского познания: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» – и «Работа не волк, в лес не убежит»). Житейский психолог может попытаться использовать созданное на собственном опыте обобщение в других ситуациях – и потерпит крах. Напротив, научно-психологические знания в идеале представлены в виде единой системы научных понятий, отличающихся более строгим и высоким по уровню обобщением не только опыта знакомых данному психологу конкретных ситуаций, но и опыта работы других психологов. И поэтому, работая, например, в семейной консультации, профессиональный психолог-практик никогда не даст своему клиенту конкретный совет, который уже однажды привел к успеху. Он прежде всего проанализирует ситуацию и выделит то существенное в ней, которое либо оправдывает использование данного приема, либо запрещает его использование и дает основание применить что-то еще (ведь психолог владеет знаниями о психологических законах, которые в реальных конкретных ситуациях могут проявляться прямо противоположным образом в зависимости от условий).
5. Знания житейского психолога отличаются от собственно научных понятий не только уровнем обобщения – они более субъективны, пронизаны эмоциональным отношением к познаваемому. При этом человек в обыденной жизни, как правило, не задается вопросом, как именно получил он то или иное знание (чаще всего это происходит интуитивно). Напротив, научная психология всегда стремится к строго рациональному познанию изучаемой реальности и постоянно обсуждает принципы и методы научного познания.
6. Наконец, полученное в житейской психологии знание практически невозможно передать другому человеку как раз в силу его интуитивности, эмоциональности и видимой несистемности (можно, впрочем, что-то извлечь из опыта хорошего житейского психолога, долго находясь рядом с ним, присматриваясь к используемым им приемам и т. п.). Напротив, для системы научно-психоло-гического познания характерно постоянное стремление к упорядочиванию полученных знаний и методов их постижения и созданию способов трансляции (передачи) этих знаний новым поколениям исследователей. Это происходит разными способами, главным из которых является организация специального обучения психологическим дисциплинам в соответствующих учебных заведениях.
Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам.
Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако – в отличие от многих иных дисциплин – так и не достигла стадии общепринятого решения этого вопроса. Современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов.
Во-вторых, психологическая наука – одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, – писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский(1896–1934), – нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии».
В-третьих, психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т. д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. Поэтому психологическая наука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают.
Термин «психология» можно буквально перевести как «наука о душе» (от древнегреч. psyche – душа, logos – разумное слово, наука). Авторами этого термина, зафиксировавшего исторически первое представление о предмете психологии, историки психологии называют немецких схоластов Р. Гоклениуса и О. Кассмана. Самым интересным является то, что в тот момент, когда этот термин появился (1590 г.), психология как наука уже встала перед необходимостью уйти от сложившегося ранее понимания психологии как учения о душе и начать эмпирически (т.е. опытным путем) изучать явления сознания. В XVII в. возникла эмпирическая психология как наука о явлениях сознания.
Впоследствии новых определений предмета психологии было много, но неизменным оставалось одно – название науки, которое фиксировало преемственность в развитии научно-психологического знания. Слово «феноменология» означает «совокупность феноменов». Феномен – философская категория, служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном (иногда говорят «непосредственном») опыте. Ниже мы рассмотрим шесть групп различных феноменов, которые в разное время попадали в поле зрения психологов.
1. Явления сознания. Эти явления представляются многим особенными, качественно отличными, например, от физических или химических явлений (изучаемых соответственно физикой и химией). Ведь физики и химики могут наблюдать одни и те же явления (например, испарение воды при нагревании или покраснение лакмусовой бумажки при помещении ее в кислоту) все вместе, эти явления объективны, т. е. их существование и научное познание не зависят от субъективных переживаний того или иного исследователя. Психические же феномены представляются, напротив, субъективными, поскольку кажутся открытыми для «непосредственного» познания только тому лицу, который их переживает, тогда как другой человек может составить представление об этих явлениях только в том случае, если сам переживет нечто подобное.
2. Постепенно в психологической науке накапливались факты, говорящие о том, что кроме сознательных явлений, о которых субъект может дать себе отчет, существуют еще бессознательные (неосознаваемые) психические процессы. Оних субъект может даже не догадываться, но эти процессы играют существенную роль в его поведении и определяют особенности его сознательной психической жизни.
3. В начале XX в. некоторые американские психологи, не удовлетворенные субъективностью современной им интроспективной психологии, предложили в качестве явлений, которые могут быть изучены объективно, различные формы поведения. Под поведением они понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на стимулы (раздражители) из окружающей среды. Так возникло мощное психологическое направление, названное бихевиоризмом (от англ. behavio[u]r – поведение). Основатель этого направления Джон Уотсон(Watson, 1878–1958) писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти... И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».
4. В свое время многие ученые обратили внимание и на то, что невозможно понять психологию отдельного человека без понимания особенностей той общественной среды, в которой человек воспитывался, и той культуры, которую человек усвоил. Еще в середине XIX в. об этом говорил К. Маркс, определявший сущность человека как «совокупность (ансамбль) всех общественных отношений». В конце XIX – начале XX в. данные идеи распространились в социологии и этнографии (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль и др.) В 20-х гг. XX в. появились психологические направления, для которых эти идеи стали центральными (Л. С. Выготский, А. Н.Леонтьев и др.). Таким образом, в поле зрения психологов попадают различные феномены общественных отношений (экономических, политических, нравственных, религиозных и т. п.), изучаемых кроме психологии множеством других наук. Психологи должны использовать достижения этих наук в своих целях — для того, в частности, чтобы понять конкретную социальную обусловленность тех или иных особенностей психологии человека.
5. Общественные отношения на психологическом уровне проявляются прежде всего в межличностном общении и совместной деятельности, которые опосредствованы различными предметами материальной и духовной культуры.
6. Наконец, в поле зрения психологов попадают различные психосоматические явления(внешне-телесные и физиологические процессы, выражающие в той или иной форме психические состояния). Таким образом, мы перечислили те феномены, которые так или иначе попадали в разное время и в разных школах в поле зрения психологов и выступали предметом эмпирического (опытного) изучения. При этом одни психологи не признавали, скажем, феноменов бессознательной психической жизни (интроспекционисты), а другие не считали возможным эмпирически изучать сознание (бихевиористы), при исследовании одной и той же реальности могли использоваться принципиально разные методы, принимаемые одной школой и отвергаемые другой, поэтому до сих пор многие психологические школы не могут согласовать свои концепции друг с другом.
Вышесказанное дает нам право утверждать, что все феномены, изучаемые психологами разных школ, представляют собой многообразие форм существования, механизмов реализации и результатов человеческой деятельности. Именно деятельность является объектом психологической науки, т.е. той реальностью, которая может и должна изучаться не только психологами, но и представителями других наук (например, социологии, эргономики, педагогики и др.). Предметом же психологии (т. е. той стороной объекта, которая выделяется в специфической исследовательской деятельности только представителями данной науки) выступает ориентировочная функция различных форм (внешней и внутренней) этой деятельности, т.е. психика.
Тема 2 Основные этапы развития психологического знания
Общая характеристика процессов развития психологического знания как эволюция взглядов на человеческий мир, на соотношение души и тела, материи и сознания. Основные этапы развития научно-психологического познания. Необходимость введения в античной философии понятия души для объяснения явлений жизни. Различные представления о душе как предмете исследования в античной философии (Демокрит, Платон и Аристотель). Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Понятие рефлексии в эмпирической психологии Дж.Локка. Программы построения психологии как эмпирической науки о сознании В.Вундта и Ф.Брентано. Метод интроспекции и его варианты. Общее представление об ассоциативной психологии. Причины исчезновения классической психологии сознания. Психологический кризис и его анализ Л.С.Выготским, пути преодоления кризиса в психологи.
Рекомендуемая литература
Вундт, В.Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М., 1999. – С. 95–105; или по изданию: Общая психология: Тексты: В 3 т. – Т. 1. Введение / отв. ред. B. В. Петухов. – М., 2001. – С. 52–67.
Выготский, Л. С.Причины кризиса в психологической науке // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / ред.-сост. Е. Е. Соколова. – М., 1999.– С. 148–150.
Гиппенрейтер, Ю. Б.Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1988. – Лекция 3.
Джемс, У.Поток сознания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / ред.-сост. Е.Е.Соколова.– М., 1999; или по изданию: Общая психология: Тексты: В 3 т. – Т. 1. Введение / Отв. ред. В. В. Петухов. – М., 2001.– С. 83–101.
Соколова, Е. Е.Тринадцать диалогов о психологии. Е. Е.Соколова.– М., 2003. – С. 46–239.
Теплов, Б. М.Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова.– М., 1999. – C. 126–132; или по изданию: Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Б. М.Теплов Избр. тр.: В 2 т. – М., 1985. – Т. 2. – С. 291–302.
Титченер, Э. Б.Два уровня сознания // Общая психология: Тексты: В 3 т. – Т. 1. Введение / отв. ред. В. В. Петухов. – М., 2001. – С. 102–104.
Челпанов, Г. И. Предмет, методы и задачи психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / ред.-сост. Е. Е.Соколова. – М., 1999. – С. 119–125.
Тема 3 Психология в структуре современных наук
Психология как естественная и гуманитарная научная дисциплина. Cистема наук и место психологии в ней. Отрасли психологии: критерии выделения, общая характеристика. Отрасли психологии как система. Фундаментальная и прикладная психология. Место общей психологии в системе современного психологического знания. Структура курса общей психологии. Разнообразие видов деятельности людей и основные отрасли современной прикладной психологии. Научная психология и практика.
Б. М. Кедров представил свою классификацию в виде «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол – общественные науки, нижний правый угол – философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными науками) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными находятся технические науки. Психология же занимает центральное место и имеет линии связи, соединяющие ее со всеми тремя группами наук. Ж. Пиаже, выступивший в свое время с откликом на данную классификацию, в целом положительно оценил данную схему, добавив, однако, следующее важное положение. У Б. М. Кедрова связи психологии с другими науками были односторонними, т. е. философ рассматривал то, как влияют на психологию другие науки (действительно, психология, как отмечал Ж. Пиаже в докладе, является совместным продуктом естественных, общественных и философских наук). Однако, по Ж.Пиаже, связи психологии с другими науками должны быть «двусторонними»: психология, в свою очередь, вносит свой вклад в эпистемологию (теория познания) всех вышеперечисленных наук, поскольку пытается раскрыть психологические механизмы познания тех или иных сфер действительности.
Психология может развиваться, сохраняя лишь тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией, для того чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет.
Структура психологии может предполагать два уровня – общая психология и специальные отрасли психологии (социальная, педагогическая, космическая психология и т. д.). Еще одним принципом классификации отраслей психологии служит принцип развития психики в деятельности. В ее основу положены различные виды человеческой деятельности, и в соответствии с этим выделяют 1) психологические отрасли изучающие психологические проблемы конкретных видов деятельности (психология труда, инженерная психология авиационная психология, медицинская психология юридическая психология и т. д.); 2) отрасли психологии, в которых реализуется принцип развития, (психология развития специальная психология, сравнительная психология и т д.); 3) отрасли психологии, изучающие психологические аспекты отношений личности и общества (социальная психология).
Итак, для современной психологии характерен процесс дифференциации порождающий значительную разветвленность ее отраслей, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются одна от другой вследствие того, что тяготеют к различным смежным наукам (социологии, технике, медицине и т. д.) хотя и сохраняют общий предмет исследования – факторы, закономерности и механизмы психики. При этом дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой, с одной стороны, происходит синтез психологии со смежными науками, а с другой – внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей.
Основное место занимает общая психология, изучающая основные формы психической деятельности и составляющая стержень всей системы психологических дисциплин. В состав общей психологии, кроме теоретического эволюционного введения в науку о психической деятельности, входит рассмотрение ряда специальных разделов. К ним относятся: анализ познавательных процессов (начиная от ощущений и восприятий, кончая наиболее сложными формами мышления) Этот раздел включает в свой состав анализ основных условий протекания психических процессов и анализ законов внимания, памяти, воображения и т. д.; анализ процессов аффективной жизни (потребностей человека, сложных форм переживаний); анализ психологического строения деятельности человека и регуляции его активности; и, наконец, – анализ психологии личности и индивидуальных различий.
Разработке общих проблем психологии были посвящены труды многих выдающихся ученых. К числу их относятся такие классики психологии, как В. Вундт в Германии, У. Джемс в США, А. Бинэ, П. Жанэ во Франции и современные ученые Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов в СССР, А. Валлон, А. Пьерон, П. Фресс во Франции, Э. Толман, Дж. Миллер, Дж. Брунер в США, Д. Хэбб в Канаде, Д. Бродбенпг в Англии и др.
Общепсихологическая наука направлена на вычленение, изучение тех форм и механизмов бытования психических процессов, которые могут предстать как всеобщие, инвариантные, вне зависимости от того, в каких режимах, лицах, количествах и вариациях они проявляют себя в реальности. Предметом общепсихологического анализа, например, является не сама по себе специфика личности астеника, больного алкоголизмом, ученого или политика, а личность как особое психологическое образование и пространство, его смысл, механизмы и закономерности, которые, разумеется, по-своему преломляются в человеке астенической конституции, или в одержимом наркотической страстью, или в напористом политике. Л. С. Выготский писал, что «принципиально определяющая и как бы верховная роль общей науки проистекает не из того, что она стоит над науками, не сверху, а снизу из самих же наук, которые делегируют свою санкцию истины в общую науку».
Таким образом, общая психология – это не еще одна отрасль, подразделение, наряду со многими другими, но особое (общее) для всех пространство их внутренней коммуникации, посредник (медиатор) общения. Это своеобразная «палата мер и весов», хранитель и страж определенных принципов и эталонов, которые потом разнесут по рынкам прикладных областей. Разумеется, в отличие, скажем, от эталонного метра или эталонного килограмма, представления о единицах психологии существенно меняются, появляются все новые подходы, решения и формы. Речь идет лишь о том, что ни одно из этих изменений или нововведений, из какой бы частной области они ни пришли, не может миновать стадии общепсихологического анализа, инстанции испытания и проверки на принадлежность к сути данной науки.
К общей психологии примыкает группа биологических разделов психологической науки. Все они рассматривают естественнонаучные основы психической деятельности человека.
Первой из этих дисциплин является сравнительная психология, или психология животных. Эта дисциплина отличается тем, что:
– рассматривает особенности поведения животных на последовательных этапах эволюции;
– изучает те особенности поведения животных, которые зависят от условий их существования и от их анатомического строения;
– включает в свой состав описание того, как меняются формы поведения животного в зависимости от тех требований, которые предъявляет к ним среда, и от тех основных типов приспособления к условиям существования, которые носят очень различный характер при усложнении форм жизни.
Второй из дисциплин, относящихся к биологической группе психологических наук, является физиологическая психология, или психофизиология.
Основы этой науки были заложены еще во второй половине XIX в. теми учеными, которые ставили перед собой задачу исследовать психические процессы человека с применением разных физиологических методов и изучить физиологические механизмы психологических процессов. Именно эти ученые организовали первые психологические лаборатории и детально разработали такие разделы психологической науки, как: учение об ощущении, его измерении и основных механизмах; учение об основных законах памяти и внимания; учение о психофизиологических механизмах движения и т. д.
Естественно, что физиологическая психология сближается с физиологией, в частности, с физиологией органов чувств и физиологией высшей нервной деятельности. Отличие же состоит в том, что ученые, занимающиеся этой проблемой, делают своим предметом анализ конкретных форм психической деятельности, изучая ощущения и восприятия, внимание и память человека и строение его двигательных процессов, их изменения в состоянии упражнения и утомления, и пытаются, пользуясь наиболее точными методиками, установить их физиологические механизмы и те законы, которые лежат в основе их протекания. Психофизиология, оставаясь специальной психологической дисциплиной, относится к физиологии так же, как биохимия к химии или биофизика к физике. Она ни на минуту не отвлекается от того, что изучаемые ею процессы входят в состав сложной психической деятельности человека, не забывает сложных особенностей их структуры и лишь пытается вскрыть лежащие в их основе физиологические механизмы.
Значительная часть знаний о законах протекания отдельных психических процессов была накоплена именно этим разделом психологической науки. Имена таких крупных ученых, как Г. Фехнер и Э. Вебер (впервые измерили ощущения), В. Вундт (впервые широко применил психофизиологические методы исследования психических процессов), Г. Эббингаус и Г. Мюллер (впервые подошли к точным методам измерения памяти и ее физиологических механизмов), так же как и имена А. Пьерона во Франции, Э. Титченера (США) и таких крупных современных психологов, как Д. Линдсли (США), Д. Бродбент (Англия), П. Фресс (Франция) и др. тесно связаны с развитием этой области психологической науки.
Этот раздел психологической науки получил огромную информацию из работ таких видных классиков физиологии, как:
• И. П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности;
• Н. Е. Введенский, разработавший учение о патогенезе;
• А. А. Ухтомский, работы которого позволили внести новый раздел науки о поведении – учение о доминантах;
• Л. А. Орбели, сделавший важный вклад в эволюционную физиологию;
• П. К. Анохин, разработавший учение о функциональных системах;
• Н. А. Бернштейн, Г. В. Гершуни и С. В. Кравков, обогатившие науку данными о законах работы слуха и зрения, и др.
Третьей дисциплиной, входящей в состав биологической группы психологических наук, является нейропсихология. Задачей этой дисциплины является изучение той роли, которую играют отдельные аппараты нервной системы в построении психических процессов.
Легко видеть, что роль подкорковых образований и древней коры в протекании психической деятельности совершенно иная, чем роль новой коры в больших полушариях мозга. Есть все основания полагать, что и роль отдельных зон мозговой коры в организации сложных психических процессов неодинакова и что лобные, височные, теменные и затылочные отделы мозга вносят в протекание психической деятельности свой совершенно разный вклад.
Эта новая область психологии использует для своих исследований тщательный психологический анализ как раздражений, так и разрушений отдельных участков мозга; прослеживает те изменения в психических процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга; делает из своих наблюдений выводы в отношении внутреннего строения психических процессов. Данную область психологии представляют исследователи разных стран, к их числу относятся К. С. Лешли и К. Прибрал (США), А. Р. Лурия (СССР), Зангвилл (Англия), Б. Милнер (Канада) и др.
Рядом с нейропсихологией можно поставить и патопсихологию, которая изучает особенности психических процессов, наблюдаемых у больных с психическими заболеваниями, и позволяет ближе подойти как к научному изучению душевных болезней, так и к выявлению некоторых общих закономерностей психической деятельности, выявляющихся при патологических состояниях. Патопсихология успешно разрабатывалась многими учеными-психиатрами (Е. Крепелин в Германии, П. Жанэ во Франции, В. М. Бехтерев в России) и современными психологами (Б. В. Зейгарник в СССР, Пиша во Франции и др.).
Специальный раздел, стоящий на границах психофизиологии и нейропсихологии, составляет исследование нейронных механизмов психической деятельности. Ученые, разрабатывающие эту область (Д. Хьюбел и Т. Визел в Англии, К. Юнг в Германии, Г. Джаспер в Канаде, Е. Н. Соколов и О. С. Виноградова в СССР), ставят перед собой задачу проследить формы работы отдельных групп нейронов и провести анализ тех наиболее элементарных нервных процессов, которые лежат в основе поведения. Важные открытия физиологических механизмов активации и привыкания были получены при исследовании простейших ф