Психологические требования к личности педагога

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требова­ний. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозмож­но стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепен­ные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как глав­ные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и об­щения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психоло­гических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчи­вые постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуи­ция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственно­сти, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспита­ния детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая рабо­та невозможна.

Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются системати­ческим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педа­гогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человече­ской деятельности-

Дополнителъными, но относительно стабильными требованиями, предъяв­ляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хо­роший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечислен­ные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне, могут обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он, тем не менее, вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педа­гогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хоро­шим учителем или воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности состав­ляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель пред­ставляет собой уникальную и своеобразную личность.

Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент исто­рии общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования нередко отстает от тех преобразований, которые происходят в соци­альной сфере, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация, склады­вающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою оче­редь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя. Для того чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее:

1. Правильно оценить тенденции политического, социального я экономиче­ского развития общества.

2. Определить, какими качествами в этом обществе должен будет обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось. После этого можно будет отве­тить на такие два вопроса:

3. Какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков дол­жен быть избавлен современный человек, оканчивающий среднюю школу?

4. Каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирова­ние и развитие личности, необходимой обществу?

Начнем с обсуждения первого из сформулированных вопросов. Главная тен­денция современного прогрессивного развития общества — демократизация жиз­ни; происходит децентрализация управления, передача власти на места.

Экономические преобразования затронули всю систему социальных отно­шений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость само­стоятельного принятия ответственных решений. В этой связи значительно расши­рились возможности для установления прямых политических, социальных, хозяй­ственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к ин­тенсификации делового и личного общения.

Усиление гласности позволило публиковать различные точки зрения по наи­более злободневным вопросам, затрагивающим все сферы жизни общества. Отме­ченные тенденции повысили требования к тем качествам, которым должны обла­дать представители нового подрастающего поколения. Какие же это качества?

Прежде всего — умение жить в условиях расширяющейся демократии, глас­ности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Это предполагает, с одной стороны, способность при­знавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зре­ния, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие раз­ногласия; с другой — отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности.

Передача или утрата власти одной стороной предполагает ее принятие, уме­ние воспользоваться ею другой стороны. Это предъявляет повышенные требования к организаторским умениям, к способности руководить людьми, принимать управ­ленческие решения. Здесь нужны профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера.

Изменение системы экономических отношений требует расчетливости, де­ловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности, которые совсем еще недавно считались если не отрица­тельными, то во всяком случае не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей.

Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слу­шать других. Обладателями всех этих качеств в ближайшее время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и если мы хотим, чтобы те поло­жительные изменения, которые начали происходить в нашем обществе, закре­пились окончательно, уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы существенно изменить систему обучения и воспитания детей. Для того чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени,— сам педагог должен обладать независимостью, грамотно­стью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, сис­тематически развивать их у себя.

Наши рекомендации