Развитие личности подростка и юноши и задачи педагогики
В отрочестве возникает новый уровень самосознания,харак-й чертой кот явл появление у подростка способ-ти и потреб-ти познать самого себя как личность.Это порождает у подростка стремление к самоутверж-ю,самовыраж-ю и самовоспитанию.Особая форма отроч-го самосознания-чувство взрослости,ч\з кот подросток сравнивает себя с др,находит образцы для усвоения,строит свои отношения с др людьми,перестраивает свою деят-ть.Эриксон в кач-ве основн новообразования подрост-го возраста определил идентичность-субъективное чув-во непрерывной самотождественности.Эриксон выделил 4 основ-х типа развития неадекватной идентификации:
-уход от близких взаимоотношений,обусловл-й страхом потери собст-й идентичности;избегание слишком тесных межлич-х взаимоотношений приводит к стереотипизации контактов,изоляции;
-размывание времени,в рез-те чего обнаруж-тся неспособ-ть и упорное нежелание строить планы на будущее;«избегание» взросления;боязнь перемен,неверие;
-избегание вовлечен-ти;размывание способ-ти к продуктивной работе;ребен не может найти в себе силы заняться делами,сосредоточиться;
-негативная идентичность-презрит-е,враждебное отношение к занятиям и ценностям.
Опасен и для дальнейшего развития идентичности прямо противопол-й тип идентичности, описанный Марсиа.Этопредопределенная идентичность-некритичное принятие ценностей семьи,общ-ва.Уход от самого поиска себя порождает нежелат-й,ригидный, консервативный,нерассуждающий склад личности.Др важное явление,определяющ формир-е самосознания подростка-эгоцентризм.Они столь себя анализируют и оценивают,что легко поддаются иллюзии,будто их непрерывно оценивают все окружающие.Смягчение,угасание подрос-го эгоцентризма происходит по мере развития близких,непосредственно-личнос-х отношений со сверстниками.В подрос-м возрасте впервые появл-ся будущее как психолог-ая детерминанта личности.С возрастом жиз-я перспектива увелич-ся,и это становится одним из фундаментальнейших фактов развития личности.У подростка формируется жиз-й план.Одним из важнейш внутр-х условий,активно участвующ в формировании личности подростка,явл осознание своего физич-го облика,четкий самообраз,осознание эстетич-го эффекта своей внешности.Осознание особен-тей своей внешности влияет на формир-е многих важных качеств личности.В конце подрос-о возраста,на границе с ранней юностью,представления о себе стабилизир-я и образуют целос- систему-"Я-концепцию"-то важнейш этап в развитии самосознания.В отеч- психологии подЯ-концепциейпонимается относительно устойчивая,осознанная, неповторимая система представлений человека о самом себе,на основе кот он строит свои взаимоотношения с др людьми и относится к себе.Ее составляющие:реальное Я(представление в наст врем),идеальное Я,инамическое Я(то, каким субъект намерен стать),фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать)и р.
Для подростка важно знать,какой он есть на самом деле,насколько значимы его индивид- особен-и.Важнейш особ-ью подростков явл постеп= отход от их прямого копирования оценок взрослых в самооценке,все большая опора на внутр- критерии.Подросток-еще не цельная зрелая личность.Подростки не только мечтают о том,какими они будут в будущем но и стремятся развить в себе желат- кач-а.
В юношеском Самосознание достигает уровня самоопределения,кот предполагает не только понимание самого себя,своих мыслей,но и понимания своего места в чел-м бщ-е и своего назначения в жизни.Формируется потреб-ь в смысле жизни.Заверш-ся навств-е рзвитие,формирование ценностей,мировоззрения.В мотивац-й сфере ведущ место нач занимать нравств-е отивы.Это приводит к стабилизац кач-в лич-ти определяя ее направл-ть
Самоактуализирующаяся личность.
Самоактуализирующаяся личность(от лат.actualis–деятельный)—характер-а личности, автор Маслоу.В развитии индивида,после удовлетворения его базовых потребностей (физиолог-х в безоп-ти,в принадлеж-ти,в уважении),возникает возмож-ть выхода на нов уровень развития,на уровень самоактуализации.Для самоактуализирующейся личности свойственны кач-ва:
—лучшее восприятие реальности;
—лучшее принятие себя, др,окружающ мира;
—увеличение спонтанности поведения;
—способность концентрироваться на проблеме;
—эмоц-я незав-ть,богатая внутр-я жизнь;
—автономия и способность противостоять соц-му натиску;
—зрелость чув-в;
—опыт трансперсон-х переживаний;
—лучшее понимание чел как чел-ка (с соц-х клише);
—улучшение межчел-х взаимоотношениях;
—демократич-е признаки в собственном хар-ре;
— усиление креативности;
—более объективная система оценок.
Группа.Виды групп.
Термин «группа» в социологии,пс\х,соц-й пс\х,политологии употребл-ся широко,в различ-х контекстах его содержание варьирует от:«множ-во людей,объедин-х на основании определ-го объект-го критерия»-в этом случае группой можно назвать женщин,мужчин, инженеров,жильцов дома,до:«устойчивая организов-я общн-ть людей,объедин-х общ интересами,социально значимыми целями,совместной деят-тью и соответствующ внутригруп-й организацией».Классиф-ция групп в соц-й пс\х м. произв-ся по различ-м основаниям.Наиболее распространена дихотомическая классиф-ция.Выделяют условные и реальные(члены кот связаны м\у собой объектив-ми взаимоотнош-ми),лаборат-е и естеств-е группы.По колич-ву членов выделяют большие группы–количественно неогранич-е общности.К организов-м большим группам относятся нации,партии,общест-е движения,к неорганиз-м–выдел-е на основании демограф-х или соц-х признаков,также по фактору места,времени и обстоят-в(толпа,аудитория,публика).Малые группы- немногочис-е по составу(до30-50чел)группы,члены кот объединены общ социал-й деят-тью и наход-ся в непосредственном личном общении,что явл основой для возникновения эмоц-х отношений,групп-х норм и групп-х процессов.По уровню развития выделяют становящиеся и высокораз-е группы.Принято следующ поуровневое определение развитости групп:диффузные группы–группы с еще не установивш-ся взаимоотношениями и совместной деят-тью;ассоциативные группы–группы,в кот взаимоотношения членов определ-ся лично значимыми целями;кооперативные группы– группы,в кот сформирована реально действующорганизац-я структура,отношения м\у членами определ-ся соучастием в совместной деят-ти;корпоративные группы–группы,в кот сформирована многоуровневая развивающ-ся организац-я структура,развит корпорат-й дух,члены корпорации руководств-ся прежде всего корпоративными целями.В отеч-й социал-й пс\х широко распространено понятие «коллектив»-высокоразвитая,устойчивая во времени группа взаимодействующ людей,объед-х целями совместной общественно-значимой (общественно-полезной) деят-ти,отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания,также слож динамикой формал-х и неформал-х взаимоотношений.Выделяют формальные (с внешне заданной структурой) и неформал-е группы.Или формальную и неформальную структуры группы.Также выделяют группы членства и референтные группы(те группы,ценности и нормы кот разделяет индивид).
Малая группа.
Отличит-ми признаками малой группы:1)пространств-е и врем-е соприсутствие ее членов,что обеспечивает возмож-ть личных контактов,наличие всех аспектов общения;2)наличие постоян-й цели совмес-й деят-ти;3)наличие в группе организ-го начала;4)распредел-е внутригруп-х ролей;5)наличие эмоц-х отношений м\у членами группы,что формирует структуру межлич-х отношений;6)выработка групп-й культуры: норм,правил,стандартов,традиций,что формирует групповые ожидания и определяет групп-ю динамику;7)свойств-й группе микроклимат.
Социально-психолог-й анализ малой группы предполагает выявление типа группы,ее состава,ее динамич-й структуры,что предполагает определение функционально-ролевых взаимосвязей,коммуникаций,межлич-х предпочтений,также групп-х процессов, приводящих к формированию относительно стабильных групп-х образований.Развитие межличн-х отношений в группе представляет собой един-во процессов интеграции и дифференциации,приводящее к возникновению групп высокого уровня развития. Проявлением и результатом интеграции группы явл:ценностно-ориентацион-е един-во ее членов;коллективистское самоопределение каждого члена группы,возложение и принятие каждым ответств-ти за успехи и неудачи группы;сходство функционально-ролевых ожиданий.Проявлением и резул-том дифференциации явл:деловое лидерство;референтность и авторитет-ть; эмоц-е лидерство.Основ-е процесс:
Групповая сплоченность характер-ет степень приверженности группе ее членов.Картрайт дал развернутую характер-ку групп-й сплоч-ти.Он выделил св-ва сплоч-й группы:1) привлекат-ть членов группы друг для друга;2)сходство ценностей,установок,стереотипов членов группы;3)соответствие групповых целей потребностям членов группы,четкость целей,успех в их достижении;4)переплетенность кооперативной и конкурен-й стратегий взаимодействия;5)удовлетвор-ть групповой деят-тью;6)действит-е участие членов группы в выработке групп-х решений;7)доброжелат-я групп-я атмосфера.
Групповое давление.Каждая малая группа вырабатывает систему групповых норм–совок-ть правил и требований,выполняющ роль сред-ва регуляции поведения,общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы.Выполнение членами группы групп-х норм–условие сохр-я целост-ти группы,достижения ее целей.
Принятие групп-го решения.- выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информ при решении общ для всех членов группы задачи.Групповое решение,т.е. решение инициированное группой и поддержанное всеми присутствующими,повышается в своей ценности,превращается в групповую норму.
Лидерство–групповой феномен,заключающ-ся в выдвижении и признании определ-го одного или нескольких членов группы,способных мотивировать остальных к совместной деят-ти и вести за собой группу.Лидер демонстрирует более высокий,чем др члены группы,уровень активности,принимает на себя дополнит-е лидерские фун-и:направлять и организовывать деят-ть группы,контролировать,убеждать,воодушевлять,определяющим образом влиять на формир-е и изменение целей,ценностей и норм группы.Сущес-т различ подходы к определению происхождения и сущности лидерства:теория черт личности лидера,концепция ситуат-го лидерства,групп-я теория лидерства.Лидерство в чистом виде имеет место в неформал-х группах.В формальных группах процессы лидерства и руководства в большей или меньшей степени сливаются содержательно) и персонально.