Интеллектуального порога П. Торренса

Б-3-4. На каких свойствах креативности основаны следующие способы ее развития?

1) «Ментальные карты» (Т. Бьюзен). Нужно поместить в центр листа ключевое

понятие, а все ассоциации, связанные с ним, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

2) «Синектика» (У. Гордон). Сначала нужно выбрать объект и нарисовать

таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй – непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии.

Например, объект – карандаш, задача – расширение ассортимента. Прямая аналогия – объемный карандаш, ее отрицание – плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

3) «Морфологический анализ» (Ф. Цвики). Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик,

изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной

компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и

воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с

запахом парфюма.

Б-3-5. Выполните задание:

Для выполнения задания понадобится

секундомер или часы с секундной стрелкой!

Необходимо за три минуты написать как можно

больше предложений, в каждом из которых одновременно встречалось бы два заданных слова: газета, верблюд.

Предложите максимальное количество способов оценки полученных результатов, ориентируясь на параметры креативности, сформулированные Дж. Гилфордом.

Задания Б-4: Задатки

Натан Семёнович Лейтес

Интеллектуального порога П. Торренса - student2.ru

(род. 1918)

Б-4-1. Установите авторство:

«Говоря о врожденных задатках, мы тем самым не говорим еще о

наследственных задатках… Понятие "врожденные задатки" ни в коем случае не тождественно понятию "наследственные задатки". Этим я вовсе не отрицаю

законность последнего понятия. Я отрицаю лишь законность употребления его

в тех случаях, где нет всяких доказательств того, что данные задатки должны быть объяснены именно наследственностью».

Б-4-2. Выберите схему, наиболее корректно отражающую соотношение

задатков и способностей. Обоснуйте свой ответ:

а) задатки →способности

б) задатки←способности

в) задатки ↔способности



Б-4-3. Как связаны между собой:

1) задатки; 2) особенности нервной системы?

Интеллектуального порога П. Торренса - student2.ru

а) б) в)    
         
 
г)   д)    
         
    1, 2    

Б-4-4. Объясните факт:

Интеллектуального порога П. Торренса - student2.ru

Исследования взаимосвязи массы мозга с

выдающимися способностями человека таковой

взаимосвязи выявить не позволили. Так, при средней массе мозга около 1500 г., мозг И.С. Тургенева весит 2021 г., Дж. Байрона – ок. 1800 г. Однако в других случаях масса мозга значительно ниже средней (например, у А. Франса – 1017 г.)

Франц Йозеф Галль

(1758-1828)

Б-4-5. Объясните результаты, полученные при исследовании взаимосвязи

музыкальной одаренности детей и их родителей:

Родители Дети  
     
  Ярко выраженная Совсем не музыкальны
  музыкальность (%) (%)
     
Оба музыкальны
     
Оба немузыкальны
     

Наши рекомендации