Организация индивидуальной работы психолога-консультанта
Под организацией индивидуальной работы психолога-консультанта понимается то, как он организует свой личный профессиональный труд. Прежде всего имеется в виду режим работы, обеспечивающий психологу-консультанту выполнение его профессиональных обязанностей на высоком уровне, поддержание его профессионального мастерства и повышение квалификации.
Время, затрачиваемое на разные виды деятельности, может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Если за единицу отсчета взять месяц, то можно будет примерно определить, сколько времени на разные виды работ будет затрачивать в среднем психолог-консультант, чтобы достаточно успешно решать возложенные на него задачи.
Исходя из семичасового рабочего дня и нормы, составляющей 26 рабочих дней в месяц, можно месячный объем рабочего времени распределить между разными видами работ примерно следующим образом (в абсолютном и относительном часовом выражении в процентах от месячной нормы времени; приводятся округленные, приблизительные цифровые данные):
1) подготовка к проведению психологического консультирования - 18 ч (10%);
2) работа непосредственно с клиентами - 90 ч (50%);
3) обработка и анализ результатов консультирования - 26 ч (15%);
4) оформление необходимой документации - 14 ч (5%);
5) повышение психологом-консультантом собственной профессиональной квалификации - 34 ч (20%).
Эти данные не только приблизительные, но и условные. Они могут изменяться в зависимости от вида психологического консультирования, времени года (весной и летом в психологическую консультацию обычно обращается меньше людей, чем осенью и зимой), индивидуального опыта консультанта (опытный психолог-консультант обычно теряет гораздо меньше времени на виды работ, отмеченные выше в п. 1, 3, 4, чем малоопытный) и ряда других обстоятельств.
Общий обзор методов и приемов
На взгляд человека непосвященного, консультативная беседа мало отличается от обычного разговора двух людей о жизни, семье, работе. Однако содержательная ткань беседы в рамках психологического консультирования соткана из определенных приемов и техник.
Начинается психологическое консультирование с диагностической беседы, в ходе которой практический психолог диагностирует не только затруднения обратившегося, но и его индивидуальные особенности (психическое состояние, свойства личности, психические процессы). Консультирование можно начинать с рассказа клиента на любую тему, обращая внимание на содержание рассказа, манеру изложения, расставленные акценты, настроение. Если у консультируемого нет конкретно сформулированных затруднений, а обнаруживается неудовлетворенность настроением, необходимо в беседе затронуть темы семьи, работы, друзей, любовную сферу. По поведению и отношению к этим вопросам можно установить сферу затруднений. Помочь клиенту начать рассказ о себе можно репликами: "Слушаю вас внимательно", "Расскажите, что вас привело к нам...."
Иногда наблюдается сопротивление консультированию. Тогда клиенту объясняют, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. А в случае его скептических вопросов типа: "А вы уверены, что сможете помочь?" - лучше не вступать в прения, не гарантировать 100%-ный результат, а ограничиться предложением: "Давайте попробуем".
По мнению В. В. Столина , спонтанно высказанные жалобы клиента делятся на:
- субъективные (на кого жалуется),
- объективные (на что жалуется).
Субъективных жалоб пять. Это жалобы на ребенка (поведение, развитие, здоровье), на семью (все в целом плохо), на супруга, на самого себя (характер, способности), на третьих лиц.
Виды объективных жалоб: на психосоматическое здоровье (страхи, фобии), на ролевое поведение, на психологическую ситуацию (трудности в общении), на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой).
В процессе диагностической беседы можно использовать методику Розенцвейга, цветовой тест Люшера. Введение в беседу любого тестового материала увеличивает доверие к психологу, стимулирует предметность собеседования.
Итак, проблема определена, необходимо перебрать варианты решения проблемной ситуации. В ходе перебора гипотез происходит их оценка, сравнение альтернативных решений. Обсуждая их с клиентом, психолог должен помнить, что приемлемое для него лично решение не обязательно является таковым для клиента.
Ачастую объективные, на первый взгляд, проблемы являются прямым следствием особенностей характера клиента, поэтому одним из этапов индивидуального консультирования будет коррекционный этап. Его цель - создание нового взгляда на себя, окружающий мир, гармонизация личности.
3аканчивается консультация подведением итогов, оценкой эффективности работы психолога. Чтобы сделать это, конкретных стандартных форм не существует. Наверное, психологу целесообразно кратко повторить, к какому именно решению пришел клиент с помощью психолога. Иногда стоит сказать несколько поддерживающих, ободряющих фраз: "Я уверен, что вы с этим справитесь" - и т. д.
Работая с каждым клиентом, практический психолог создает программу, в которой он расписывает этапы консультирования, цели и задачи каждого этапа, стратегию и тактику, методику работы, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам программы. Психолог определяет частоту необходимых встреч (ежедневно, 1-2 раза в неделю). На завершающей психологической консультации, прощаясь с клиентом, если есть такая возможность, можно подарить ему видеокассету с записью консультирования. После завершения работы с клиентом желательно осуществлять контроль и наблюдение за клиентом в течение 1-2 месяцев.
Частыми мотивами обращения за психологической консультацией являются: трудности в общении, стресс при потере и поиске работы, фобии, депрессивные, кризисные состояния, семейные проблемы, конфликты на производстве.
При работе с этими проблемами используют самые разнообразные направления и методики, но такие направления в психокоррекционной и психотерапевтической практике, как психоанализ, трансактный анализ, логотерапия, гештальттерапия, НЛП являются приоритетными.
II Практическая часть