Рисование мандалы и группы сопереживания

Когда сеанс завершается и дышащий возвращается в обычное состояние сознания, сиделка сопровождает его в комнату мандалы. В комнате этой должны быть различные виды художественных принадлежностей, такие как фломастеры, пастель, акварель и большие альбомы для рисования. На листах этих альбомов карандашом следует нарисовать круги размером с суповую тарелку. Дышащих просят сесть, задуматься над собственным переживанием и найти способ выразить то, что происходило с ними во время сеанса.

По рисованию мандалы нет конкретных руководств. Некоторые люди просто воспроизводят сочетания цветов, другие же создают геометричные мандалы, образные рисунки или картинки. Последние могут изображать видение, случившееся во время сеанса, либо рисованное путешествие с несколькими отдельными эпизодами. Иногда дышащий решает запечатлеть один сеанс в нескольких мандалах, отражающих отдельные стороны или стадии сеанса. В более редких случаях у дышащего не возникает никакого представления насчёт того, что же он собирается нарисовать, и он создаёт какой-нибудь автоматический рисунок.

Мы встречались со случаями, когда мандала на самом деле не воспроизводила непосредственно предшествующий сеанс, а предвосхищала сеанс последующий. Что согласуется с представлением К.Г. Юнга о том, что творения психики не могут полностью объясняться из предшествующих исторических событий. Во многих случаях они обращены не только к прошлому, но и к будущему. Стало быть, некоторые мандалы отражают то движение в психике, которое Юнг называл процессом индивидуации, и вскрывают его предстоящую стадию. Возможной альтернативой рисованию мандалы может быть лепка из глины. Мы применяли этот метод с группой, участниками которой являлись слепые, которые не могли нарисовать мандалу. Интересно заметить, что и другие участники прибегают именно к этому средству, когда оно доступно или предпочитают сочетать рисование мандалы с лепкой трёхмерной фигуры.

В тот же день некоторое время спустя дышащие приносят свои мандалы на сеанс сопереживания, в ходе которого они рассказывают о своих переживаниях. Стратегия помощников, руководящих группой, в то время, когда дышащие делятся переживаниями состоит в том, чтобы вдохновить их на максимальную открытость и честность. Готовность участников открыть содержание своих сеансов, включая различные интимные подробности, приводит к сплочённости и развитию доверия в группе. Что углубляет, усиливает и ускоряет ход излечения.

В противоположность практике большинства терапевтических школ помощники воздерживаются от того, чтобы истолковывать переживания участников. Причина этого – в отсутствии согласия между существующими школами относительно деятельности психики. Как ранее мы уже говорили, в подобных условиях любые объяснения окажутся спорными и произвольными. Другая причина для воздержания от истолкований состоит в том, что психологические содержания имеют множество причин и связаны по смыслу с несколькими уровнями психики. И выдвижение какого-либо предположительно определяющего объяснения и толкования несёт в себе опасность остановки и застывания происходящего и создания препятствия на пути постепенного излечения.

Более продуктивный путь заключается в задавании вопросов, что помогали бы выявить дополнительные сведения для самого пациента, который, ввиду того, что всё это пережил именно он, является наилучшим экспертом насчёт всего, что связано с его собственными переживаниями. Когда мы терпеливы и противимся искушению поделиться своими собственными впечатлениями, участники очень часто находят собственные объяснения, лучше отражающие их переживания. В этом случае было бы очень полезно поделиться нашими собственными наблюдениями из прошлых сеансов, касающимися схожих переживаний или подчеркнуть взаимосвязи с переживаниями других членов группы. Когда же переживания имеют архетипическое содержание, использование юнговского метода распространения – выделения параллелей между отдельным переживанием и сходными мифологическими мотивами из различных культур – либо обращение к хорошему словарю символов могло бы оказаться очень полезным.

В дни после напряженных сеансов, заключающихся в значительном эмоциональном прорыве или раскрытии, воссоединение может облегчить применение широкого набора дополнительных методов. Среди которых могут быть беседы о сеансе с опытным помощником, запись содержания переживания или рисование дополнительного количества мандал. Хорошая телесная работа с тем человеком, который считает приемлемым эмоциональное выражение, и привык заниматься бегом трусцой, плаванием и другими видами физических упражнений или выразительными танцами, могла бы быть очень полезной, если холотропное переживание высвободило излишек прежде скрытой физической энергии. Сеанс гештальт-терапии или юнгианская игра в песочнице Доры Кальф могли бы стать большим подспорьем при прояснении интуитивных озарений, даваемых холотропным переживанием, и для понимания его содержания.

Наши рекомендации