Основные принципы ролевой игры

В первую очередь перечислим основные принципы игры. Их не так много – шесть. Но каждый из них достаточно важен. Итак:

1. Не заходи на чужую территорию, пока тебя не зовут.

2. Не считай себя умнее всех.

3. Не думай, что ты можешь кого‑то спасти, поскольку иногда в этом никто не нуждается.

4. Маска не должна жать.

5. Маска должна подчеркивать достоинства и ретушировать недостатки.

6. Когда мы научимся разделять свое «я» от «я» маски, это значит, что мы можем честно сказать, что стали Мастерами игры в своей жизни.

Вы ведь понимаете, что человек может использовать какой‑то игровой прием для своей профессии, но при этом он остается самим собой только для семьи и своих друзей? Это тоже очень важное правило, которое нужно помнить, если вы общаетесь на игровой «площадке». Ни в коем случае нельзя путать роли, маски и собственные партии.

Мы должны учиться играть, реализовывать себя в игровой реальности любым удобным для нас образом. Ключевое слово здесь, конечно, «реализация», а только потом – «игра». Это уже высший пилотаж, и многие не умеют и не видят разницы в том, что предлагают возможности того или иного учения.

Теория игр – очень вольная практика, позволяющая творчески подходить к жизни. И не просто пассивно позволяет, а даже активно способствует, потому что мантра: «Я ничего не могу сделать, потому что не умею играть свою социальную роль» – очень обидна. А ее надо произносить, иначе нельзя, а то получится, что мы лжем сами себе. А это уже катастрофа. Умейте признавать свои ошибки, без этого вам не достичь совершенства. Но при этом надо видеть и свои достоинства, ведь без этого мы тоже не достигнем совершенства. Причем в данном случае речь не идет о самонадеянности или бахвальстве, а о том, что если мы не видим качественного роста своей личности, то как мы вообще сможем разделить достоинства и недостатки?

Учтите, вы можете быть кем угодно, кроме серой мыши, синего чулка и тупицы. Это не ваше амплуа, вы разве не знали?

В Италии во времена расцвета площадного театра были популярны определенные маски, и среди них главенствовала маска «герой». Вот так просто и незамысловато (кстати, маска «сварливая старуха» была тоже, кому она понравится?), но при этом почти безупречно, потому что существовал перечень качеств персонажа, подходящего под понятие «герой».

Учитесь думать, дамы и господа. А желательно еще и плавать, потому что иногда рядом не оказывается никого, кто вас спасет, кроме вас же самих. И тогда вы просто утонете, что и требовалось доказать.

Вы – герой, девственница, благородная сеньора или судья. На самом деле это не имеет значения, потому что героем может быть Робин Гуд, а может быть и Мефистофиль, поскольку литературные вкусы меняются. Сегодня мы любим благородного разбойника, а завтра дьявола. Одно общее – они неординарные. И мы ведь тоже можем позволить себе этом, не так ли?

Быть непохожими на других, при этом оставаться самими собой и играть свою лучшую партию – вот правильное решение. И это натура человека неравнодушного. Вы ведь понимаете, что ставки делаются не на посредственностей?

Пора бы уже признаться себе в том, что мы не хотим быть среди них. Не хотим. Не можем. Не умеем. Поэтому давайте лучше, как Чацкий – с корабля на бал. Итак, какова наша любимая роль?

Благообразная матрона. Мать двоих детей.

Пронырливая нимфетка.

Мачо.

Рядовой мудрец.

Стихийное бедствие.

Заучка.

Иллюзия.

Обман.

Василиса Прекрасная.

Илья Муромец

Стерва.

Рыцарь.

Пижон.

Шлюха.

О, сколько бы я мог еще придумать ролей. А вы? Ведь все в мире существует и открыто – для вас, и только тогда, когда мы осмеливаемся вступить на площадку интриги, мы можем получить ответную реакцию.

Что же мы имеем в остатке? По сути, то же самое, что и в случае с влиянием внутреннего Мастера игры, Игротехника. Если там мы упоминали о страхе, мешающем вашему ребенку любить биологию, то тут мы можем говорить уже о том, что способны понять того, кто скроется за различными ролями: стервы, героя, эстета, невинной жертвы, священника. (Попробуйте подставить под эти и другие роли тех знакомых и коллег, которых вы как‑то для себя обозначаете). Затем пускаем в ход прием «перевертыша» и смотрим, кем же у нас получаются те или иные «герои».

Кем оказалась стерва?

А кем святая невинность?

А кем пижон?

В людях нужно уметь разбираться, и это станет вашим первым шагом к успеху. Если вы зациклены только на себе, то вы проиграете. Если вы не понимаете своих партнеров, то тоже проиграете. Искусство игры – это смесь психологии, чуткости и умения наблюдать. Если вы не владеете ни одним из этих «ремесел», то разговор получается беспредметным.

Итак, «перевертыш». Не отвлекаемся, просто следим за мной. Я привожу пример навскидку и не нуждаюсь в одобрении, потому что я прав, как исследователь. Как игрок, если вам угодно.

Вот он – «пижон» из нашей компании. У него складка на брюках с иголочки. Проборчик ровный. Улыбка идеальная. Зубы белые. Походка летящая. У него всегда есть деньги на кофе. При этом он умеет пить за чужой счет коньяк. У него мышление порнозвезды, раскрепощенной настолько, что она забыла, что такое просто получать удовольствие от секса. У него чуть прищуренный, оценивающий взгляд человека, который все пережил. У него не судьба, а мечта. Золотая цепь на запястье. Дорогой костюм. Достаток. Любовь женщин. Зависть коллег.

А теперь играем в игру «перевертыш», так?

У него нет возможности попасть на другой уровень, потому что ему не хватает шика для этого. У него вставная челюсть для передних зубов, чтобы казалось, что улыбка белоснежная. У него позолота вместо золота. Он никогда не уезжает при вас домой, потому что ему неудобно, что ему приходится ехать домой на метро. У него дорогой костюм, потому что его друг работает в химчистке и дает ему поносить то, что сдают в стирку богатые клиенты. А его кожаные туфли так блестят потому, что он мажет их подсолнечным маслом.

Вот и все.

Это называется «перевертыш». Если вы терпеливы настолько, что готовы обсудить с ним, как и где он живет, то можете услышать массу интересных историй. А вы тут же делите их на два, потому что роль «пижона» требует определенных способностей и среди них волнительный рассказа о каких‑то успехах, вычитанных на сайтах сети Интернет. Зачем вам беспокоиться о том, кто играет «пижона»?

А для того, чтобы не испугаться того, кто будет играть роль, способную испортить вам жизнь.

Соперница.

Начальница.

Кокетка, что пытается вцепиться в вашего мужа (сына, брата, друга).

Тут доходит до смешного, но почему‑то мы тянем на себя роли, являющиеся нашей полной противоположностью. Вы же читали интервью со всякими актерами, и что они говорят?

– О, я хочу сыграть злодея потому, что засиделся на ролях романтических героев.

– О, я хочу сыграть нормального человека, потому что амплуа злодея уже в печенках.

И так далее. Это закон природы или, может быть, подлости, но играть всегда интереснее то, что нам не свойственно. И поэтому, когда дамы готовы, захлебываясь от слез, сообщить подругам, что вашего мужа соблазнила женщина‑вамп, вы сто раз подумайте, что именно это за «вамп» такая и каким местом. Дело в том, что если, мы не научимся распознавать себе подобных «игроков», то наш ликбез – это пустая трата времени и денег. Лучше купить килограмм помидоров, чем книгу, что упорно твердит о необходимости играть и учиться этому.

Самое забавное, что никто из скептиков сейчас даже не сможет построить замок из кубиков, потому что они забыли, как это делается. Забыли, ведь правда?

В основе Крепости лежат не те кубики, что больше размером, а те, которые кажутся наиболее привлекательными. И это не закон Мерфи, а закон человеческого мировоззрения. Человек строит свою жизнь исходя из того, что он видит для себя возможным и приемлемым. Принять человека с тем, что для него «приемлемо» – это называется толерантностью.

Например, кто–то в основу своей Крепости кладет камешки социального благополучия. А кто‑то – достижения в профессии. Кому‑то важнее всего вложить средства в будущее детей. А кто‑то умеет просто наслаждаться жизнью, не думая о воздвижении Крепости. Никого и никогда нельзя осуждать.

Это инстинкт играющего человека – воздвижение своей Крепости. Что бы ни случилось, каким бы нам ни казался странным подбор этих «кубиков», осуждать мы не имеем права. Потому что в конструкторе типа «Лего» реакция идет не просто на цветовую гамму, а на форму и прочность.

«Лего» – это игрушка, но при этом я смело решусь провести аналогию между пластиковыми кубиками и нашим выбором в жизни. Кому–то нравится синий цвет. Кому‑то алый. Кто‑то без ума без кнопок. Кто‑то видит основу своего строения в колоннах. И так во всем, или почти во всем.

Дети очень сердятся в садике или на детской площадке, если их учат, как надо строить дом. Крепость. Крепостную стену. А если уж кто‑то подскажет, как разместить солдатиков во время военных действий!.. Все, родители, убегайте. Так и в жизни – мы всегда готовы ощетиниться, если кто‑то внезапно сочтет, что его совет об устройстве нашей жизни очень полезен и своевременен. А если он не нужен, то не надо его давать. Можно просто прикусить язык и придержать что‑то при себе. А потом рвануть. Взорвать. Завоевать.

Причем, детям можно объяснить стратегию или, иначе говоря, почему я победил в баталии, и почему разрушил его Крепость. Взрослым донести это во сто крат сложнее, но зато увлекательнее. Чтобы разоблачить роль «пижона» или «женщины‑вамп», требуется тактическое превосходство. Терпение, знание хитростей, короче говоря, едва ли не шпионская деятельность. Вот теория игр как раз и учит этому.

Все в жизни обязательно упирается в необходимость что‑то узнать, изучить, и естественно, перелопатить под себя. Нет в мире такого знания, которое является чистым учением о том, что надо делать, как делать и зачем делать.

Я понимаю тех, кто очень хочет, ничего не делая, получать прибыль, потому что кому охота морочить голову каким–то глупыми проблемами?

Никому.

Но разве без интриги мы становимся лучше, богаче, достойнее? Да тысячу раз нет! И пусть это будет метафора, что угодно, лишь бы вы поняли, что уход от реальности нормальному человеку все равно не свойственен. И будь ты хоть сто раз «стервой», но в итоге найдется тот, кто раскроет твою истинную сущность. Причем сейчас я уже обращаюсь и к тем, кто играет «стерву» и хочет использовать прием «перевертыш», чтобы пообщаться со «стервой» и найти путь к ее сердцу. Памяти. Стыду.

Это на самом деле не имеет значения, тем более что, вступая в контакт, мы все преследуем в равной мере собственные цели.

Не так ли?

Глава 4

«Ах, соблазни меня. А лучше даже дважды, а может быть разочек, как однажды…»

Девушка обращается к парню:

– Вань, скажи, что ты меня любишь?

– Люблю, кобра.

– Вань, а скажи, что ты меня хочешь?

– Хочу, стерва.

– Ой, Вань, ты любую уговоришь.

Анекдот

Мнение Берна

О сексуальных играх старина Берн написал довольно много и подробно. Действительно, там есть о чем поговорить. Ведь игры возникают там, где существуют какие‑то запреты, и для того чтобы эти запреты обойти. Поэтому мы и учимся играть – чтобы легко и в ритме вальса проходить там, где другие упираются лбом в созданную ими самими кирпичную стенку. А где у нас больше всего запретов? Правильно, в сексуальной сфере. Но наши желания и влечения, часто подсознательные, подавить просто так не получается. Вот и выходит, что в сексуальной области придумано гораздо больше игр, чем в других.

Там, где удовлетворение не может принести половой акт, его приносит выигрыш в игре. В большинстве случаев игры провоцирует и ведет женщина, мужчинам в ее замыслах отводится роль пешек. Однако мужчина может перехватить инициативу и сделать так, что теперь уже женщина будет вынуждена либо подыгрывать ему, либо ощущать себя проигравшей. Пробежимся галопом по четырем из перечисленных Берном типов игр.

Наши рекомендации