Раздел IV ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1 страница

Глава 38. Введение в проблематику педагогической психологии 535

38.1. Предмет, задачи и разделы педагогической психологии 535

38.2. Исходные понятия психологии обучения 543

38.3. Основные психологические проблемы традиционного обучения 551

Контрольные вопросы 556

Тестовые задания 556

Глава 39. Основные концепции психология обучения 558

39.1. Психологическая сущность программированного обучения 558

39.2. Сущность и организация проблемного обучения 561

39.3. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова 566

39.4. Гипотеза П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий 569

39.5. Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении 579

Контрольные вопросы 582

Тестовые задания 582

Глава 40. Психологические вопросы контроля и оценки результативности учебного процесса 584

40.1. Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования 584

40.2. Психологические вопросы педагогической отметки и оценки 587

Контрольные вопросы 593

Тестовые задания 593

Глава 41. Психология воспитания 595

41.1. Воспитание и личностный рост. Критерии воспитанности 595

41.2. Основные направления, средства и принципы воспитания 599

41.3. Воспитание как путь к сознанию и смыслу 607

41.4. Представления о просоцнальном и асоциальном поведении 609

Контрольные вопросы 613

Тестовые задания 614

Глава 42. Психология труда педагога 615

42.1.Личность педагога, педагогическая деятельность, педагогическое общение как важные составляющие педагогического труда 615

a ses: =»;==~»^:::.е26

педагога............................................ ...................630

Контрольные вопросы.................................... .............'■'*....................630

Тестовые задания........................................................... ............63i

Литература.........................■............................. 633

Словарь терминов........................................... ...................g46

Персоналии....................................................... ..................559

Ответы к тестовым заданиям..............................

=10=

Введение

Систематическое изучение психологии — неотъемлемая часть отечественного профессионально-педагогического образования. Менялись программы и подходы, названия министерств и вузов, перестраивались концепции и стандарты, проходила и возвращалась «мода» на психологию. Но неизменным оставалось одно: в педвузах и других педагогических учреждениях психология так или иначе присутствовала и изучалась всегда, став одним из символов качества российского педагогического образования.

Российская психология прошла сложный путь от психологической пропаганды и просвещения педагогического сообщества до целостной системы психологического образования будущего учителя, до постановки и решения вопросов об обеспечении психолого-педагогической и психологической готовности студентов к учительскому, педагогическому, преподавательскому труду.

Образование человека не простое приращение его знаний и умений. Это обязательное изменение и развитие человеческой психики, результат психологической работы, порой весьма насыщенной и напряженной. А значит, для психологического обеспечения и поддержки образования человека требуется должная психологическая осведомленность, грамотность, профессионализм исполнителей.

Многие преподавательские недоработки и ученические ошибки происходят, к сожалению, по незнанию основ современной психологии, по причине недопустимого смешения научных и житейских понятий, являющихся, по сути, психологическими.

Упрощения до уровня искажений недопустимы ни для одной из наук, особенно это актуально для наук, связанных с человеком, б частности для психологии, поэтому хочется сразу настроить читателя на вдумчивую работу с представленным в учебнике материалом. Психологию вообще нельзя «зазубрить», ее как знание можно только понять и принять или в чем-то отвергнуть. Но в любом случае работа с учебником предполагает размышления, неоднократное возвращение к прочитанному, обращение к первоисточникам.

Основное содержание и построение данного учебника соответствуют действующему Государственному образовательному стан=11=дарту, в разработке и корректировке которого авторский коллектив принимал активное участие. Согласно этому документу психология для педагогических вузов обязательно включает в себя четыре раздела: общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию.

Учебник ориентирован на студентов педагогических вузов, т.е. на будущих учителей-предметников, для которых психологическое знание не является основным. Тем не менее он не мыслился как прагматически учительский, ведь школа не только дает предметное образование, но учит человека учиться, вводит его в реальную и чрезвычайно сложную жизнь, а не только в профессию химика, историка, музыканта и т.д.

Учитель, преподаватель — это самый массовый и очень авторитетный распространитель психологии в человеческом сообществе. Поэтому он несет определенную моральную ответственность перед окружающими за доброкачественность своих психолого-педагогических рекомендаций, воззрений и поступков.

По этим причинам в содержании материалов учебника имеется определенная «избыточность» психологической информации, отнесенной не только к учебно-воспитательному или образовательному процессу. Это позволит будущему педагогу уяснить идеи, концепции и методологию науки психологии, а в дальнейшем — самостоятельно приобретать психологические знания, уверенно использовать их в научной и педагогической работе.

Особенность данного издания и в том, что в одном переплете представлены все четыре раздела психологии, изучаемые в педвузе. Это удобно для пользователя, для усвоения материала.

Но отсюда возникают две объективные трудности. Во-первых, это разумная ограниченность объема учебника и соответствующая необходимость содержательных сокращений. Во-вторых, это опасность недостаточной понятийной «состыковки* разделов.

Думается, что авторский коллектив учебника с этими трудностями в первом приближении справился. Представленная в учебнике система психологических взглядов в целом не противоречива, хотя и включает в себя различные подходы и концепции. Но общими остаются замысел, понятийная система и единая методология, касающаяся прежде всего близкого для авторов понимания предмета научной психологии. Здесь сказались и общность образования, и долгие годы совместной преподавательской работы на обще--университетской кафедре психологии МПГУ — головного вуза отрасли, и предшествующие коллективные публикации.=12=

Авторы стремились придать учебнику общеобразовательную психологическую ориентацию, руководствуясь тем, что психология как наука, как учебный предмет остается неизвестной широкому кругу. Ее не изучают в массовой школе, в большинстве средних профессиональных и высших учебных заведений. В результате огромная масса людей остается психологически необразованной, а это может иметь серьезные негативные последствия как для профессиональной деятельности человека, так и для его реальной жизни.

К сожалению, многие распространившиеся в последние годы популярные издания и пособия по психологии не только не ликвидируют психологической необразованности населения, но ведут, скорее, к обратному: к недопустимому упрощению и Искажению взглядов человека на самого себя, на свое переживание и поведение, на людское сообщество.

Мы полагаем, что современный учебник психологии для педвуза должен также решать задачу борьбы с массовой психологической неграмотностью, что по-особому актуально в условиях периодически обсуждаемой н все более реализуемой модернизации системы образования в России.

Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин не только в структуре педагогического образования, но и в системе общего гуманистического человекознания, обществознания. Любые знания н действия, общение и взаимодействие производит всегда реальный, живой человек, его неповторимая психика. Поэтому определенная психологическая культура нужна не только профессиональному учителю и воспитателю, но и каждой конкретной личности.=13=

Авторы:

Асадуллина Ф.Г. — канд. психолог, наук, гл. 19, 21—25;

Калинова О.В. — канд. психолог, наук, гл. 26,27, 30, 31, 33;

Маркова А.К.\— д-р психолог, наук, проф., гл. 42;

Молчанова О.Н. — канд. психолог, наук, гл. 6, 28, 29,32, 34—37;

Орешкина Н.А. — ст. преп., гл. 20;

Сосновский Б.А — д-р психолог, наук, проф., введение, гл. 1, 2, 4, 5,7,9,10, 12,17,38,39 (39.4), 40;

Телегина Э.Д- — д-р психолог, наук, проф., гл. 3, 8, II, 13—16,18, 39 (39.1, 39.2,39.3,39.5), 41.

Раздел I ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

==

Глава 1

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. Общее представление опредмете психологии

Задолго до создания психологии как науки, как понятийной системы знаний человек обнаружил, что в его жизни существуют как бы два мира, две похожие и связанные между собой реальности: одна — материальная, объективная, внешняя, от него не зависящая, например большое дерево в соседнем лесу. Другая реальность — внутренняя, субъективная, только самому человеку принадлежащая, когда человек, например, вспоминает или видит во сне одно и то же дерево, которого перед ним сейчас в действительности нет.

Люди и сама жизнь существуют в переменчивом времени и пространстве. Мир динамичен: меняются место действия, время суток, фазы Луны, сезоны года. Человек живет в движении объективного времени: рождается, растет и взрослеет, учится и работает, общается и взаимодействует с другими людьми.

Отчего возможно понимание, осознание человеком изменения пространства и течения времени, выделение из всего этого самого себя и других людей, восприятие хода жизни? Оттого, что кроме объективного мира есть мир отраженный, познаваемый. Это мир внутри личного «Я», многочисленные реалии которого для каждого человека не менее значимы, чем объективные события, само время и бытие. В этом мощь психики.

Любой человек непременно уходит из жизни, но в объективном мире остаются звезды и планеты, моря и деревья, языки и формулы, религии и науки. Остаются другие люди и само человечество как вид, как Homo sapiens — «Человек разумный».

Почему все это доступно пониманию любого из нас? Что такое существование, поведение, бытие в целом? Чем обеспечиваются на=17=копление, систематизация и передача человеческого опыта и существование цивилизаций? Что в человеке направляет его активность, задает отношение к миру и его переживание? Над подобными вопросами рано или поздно задумывается каждый, причем не всегда осознанно, соприкасаясь с тем, что относится к сфере проблем психологии. Ведь это единственная наука, которая была изначально заинтересована в познании сущности «вторичного», внутреннего, мира.

Итак, существуют явления внешние, материальные, совершенно неустранимые, например «гроза в начале мая». Но один человек этой грозы панически боится, а другой хрестоматийно «любит» ее (Ф.И. Тютчев). Подобные различия невозможно объяснить, если не согласиться с наличием, помимо внешнего и неоспоримо объективного мира, некой другой, субъективной реальности.

Сама видовая разумность человека как особого биологического существа на Земле есть категория психологическая и означает прежде всего наделенность человека «сознанием» в качестве высшей формы психологической субъективности, своего рода самостоятельности, «самости», определенной жизненной независимости.

Реально существующий мир, в том числе человек как его составляющая, является, безусловно, целостным, взаимообусловленным. Но традиционно научное познание этого мира шло по пути его искусственного, вынужденного анализа, т.е. условного разложения на составляющие. Изначально целостный мир поделили между собой разные отрасли научного знания: физика, астрономия, химия и др. Но сам объективный мир от этого не перестал быть реально завершенным, самодостаточным, существующим только в органичном единстве всех своих взаимопроникающих аспектов и проявлений. Поэтому, к примеру, убедительные с виду экономические законы становятся недейственными, если они не учитывают конкретный социум. А любые самые правильные дидактические и педагогические принципы не срабатывают, если не опираются на живую и всегда индивидуализированную психику учащихся и педагогов.

Разговор о предмете любой науки только с первого взгляда представляется несколько формальным, академичным, оторванным от нужд и задач жизни и научной практики. В действительности это вопрос не только и не столько методологический, сколько прикладной, глубоко практический. Ведь от того, как формулируется предмет науки, напрямую зависит и то, какими средствами он исследуется, как интерпретируются результаты, как они используются в реальной практике. Любая созданная и принятая людьми на=18=ука на деле существует лишь тогда, когда вычленяет свой специфический предмет, отличая его от более широкого понятия объекта.

Объект подобен миру, тогда как предмет аналогичен какой-либо отдельной, четко обозначенной его схеме, модели, ракурсу, неизбежно ограниченному «повороту» исследования целостного объекта. Например, человек выступает объектом множества отраслей научного знания: антропологии, философии, медицины, психологии и др. Человек как объект изучения неисчерпаем.

Объект — это то реальное, целостное, относительно большое, с чем наука имеет дело, с чем она в действительности работает. Объект беспределен, многоаспектен. Тогда как предмет — это сторона, проекция, аспект объекта, на который непосредственно направлено научное исследование. Понятно, что частные, предметные, аспекты могут и должны перекрещиваться, все более приближая нас к целостному пониманию объекта.

Само происхождение термина «психология», казалось бы, не несет в себе особых проблем. «Псюхе» по-древнегречески — «душа», из этого следует, что психология — наука о душе. Однако современная научная психология, по всеобщему признанию, не занимается изучением феномена «души». Психология — это наука о психике, психической жизни и психической деятельности. Таким образом, произведена вполне осознанная замена понятий души и психики, которые в современном языке не являются синонимами.

Образно говоря, вначале психологии «потеряла душу», затем во многих своих конструкциях она утратила также и самого человека, эту психику производящего. Так что же тогда исследует собственно психология, т.е. что же такое «психика» как предмет науки?

На этот центральный понятийный вопрос стремится ответить вся история существования психологии, самые несхожие ее школы и направления. К тому же вопрос о душе и психике был и остается исконно философским, во многом религиозным, отнесенным к культуре, уровню цивилизации. Он и сейчас стоит перед наукой, присутствует фактически в каждом исследовании, хотя и не всегда отчетливо осознается. В этом заключается основная проблема современной научной психологии.

По мнению одного из выдающихся отечественных и мировых психологов XX в. П.Я. Гальперина (1902—1988), в истории науки можно выделить не так уж много подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии. Приведем их краткое описание, учитывая два важных обстоятельства.=19=

Во-первых, за тем, что в данном учебнике обсуждается в нескольких строках, в действительности сокрыта напряженная работа многих поколений именитых ученых. За скупыми словами дефиниций и критических замечаний стоят живые человеческие мысли и чувства, находки и потери, людские судьбы. Заинтересованный читатель может убедиться в этом, обратившись к изучению любого первоисточника.

Во-вторых, излагаемый материал нельзя считать сугубо историческим, до конца отработанным. Многое из прошлого опыта является до сего времени эвристичным, т.е. несущим в себе творческий потенциал, предполагающим обдумывание и развитие. Что-то незаслуженно забыто или упрощено до неузнаваемости. К сожалению, в ряде нынешних психологических конструкций легко узнаются определенные предшествующие воззрения. Только они не всегда называются своим исконным именем, например бихевиоризмом или ассоцианизмом. Они искажаются на понятийном уровне, эклектично объединяются. Такое в современной науке недопустимо.

Итак, хронологически первым, мифологическим было представление о том, что психологии следует изучать душу как некую неоспоримую данность. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, традиционно определяется от V—IV вв. до н.э. до начала XVIII в. При этом существовало множество подходов и трактовок «души», ее проявлений и описаний. Одни из них кажутся современным людям наивными, другие же — поразительно точными.

Достаточно упомянуть таких хрестоматийных мыслителей-энциклопедистов, как Платон (427—347 до н.э.), Аристотель.(384— 322 до н.э.), Демокрит (460—370 до н.э.), Сократ (469—399 до н.э.), Сенека (4 до н.э. — 65), Б. Спиноза (1632—1677), Р.Декарт (1596—1650), чтобы обозначить несметное богатство тогдашних взглядов.

Однако само базовое понятие души оставалось неопределенным, недоказуемым. Для одних она есть первопричина всего остального мира (классический идеализм), для других — материальное тело по-особому тонкой и подвижной организации (недиалектический материализм). Такие противоборствующие взгляды до сих пор бытуют как некие аксиомы, как выражение мировоззрения автора, не требующее развернутой системы доказательств. Потому и последующие размышления о душе также недоказуемы, сколь бы убедительными они ни казались. Именно глобальность, всеохватность, мифологичность категории души мешала выделению и становлению специальной отрасли научного знания.=20=

Исторически вторым представлением о предмете психологии выступили явления сознания как некоторые составляющие элементы внутреннего, ментального, переживаемого человеком мира. Человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Согласно новому подходу, именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

Становление этого подхода, а с ним и психологической науки относится к XVIII в., когда в Европе, в западной цивилизации, наступил период господства причинно-следственного мировоззрения, классическим образцом которого является строгий линейный детерминизм физической картины мира И. Ньютона (1643—1727). Есть причина, значит, существует законом обусловленное, т.е. однозначное, следствие. Все в мире строго детерминировано, а потому доступно объективному экспериментальному изучению.

К истокам новой, эмпирической, физиологической, ассоциативной, экспериментальной психологии относятся исследования Г.Т. Фехне-ра (1801‑1887), Г. Эббингауза (1850‑1909), В. Вундта (1832‑1920), Ф. Гальтона (1822‑1911) и многих других специалистов в области физиологии, астрономии, математики. В новую психологическую практику введен аппарат математики и математической статистики. Разрабатываются основы психологического эксперимента. В 1879 г. в Лейпциге открыта первая в мире лаборатория физиологической психологии. Психология бурно развивается и распространяется в развитых странах мира, поскольку демонстрирует свою практическую состоятельность в понимании и решении многих социально значимых проблем, связанных с обучением, развитием, поведением личности.

Однако остается нерешенной проблема о недостаточной определенности «сознания» как предмета новой психологии. Он продолжает быть в значительной мере описательным, нечетким, а значит, допускающим возможность неоднозначной, субъективной трактовки. Это не соответствует канонам классической позитивной науки, какой стремилась стать психология, а потому вызывает дискуссии.

Одним из результатов таких сомнений в научности психологии и поисков ее принципиально другого предмета явился бихевиоризм, оформившийся в конце XIX — начале XX в. в США. «Behaviour» по-английски — «поведение», оно и стало предметом новой объективной науки.

На организм животного, человека воздействуют конкретные, измеряемые внешние стимулы, на которые возникает объективная=21= реакция, ответ. Отсюда ставшая классической двучленная схема первоначального бихевиоризма: «стимул — реакция». Эти компоненты находятся в причинно-следственных отношениях и подвергаются экспериментальному анализу. Их можно планомерно изменять, дозировать, т.е. строго, систематически исследовать, не обращаясь за объяснением к различным субъективным или психологическим терминам. Оформление бихевиоризма как научного направления связано с работами таких тщательных исследователей и экспериментаторов, как Дж. Уотсон (1878‑1958), Э. Торндайк (1874‑1949), К. Лешли (1890‑1958) и др. Возникающий бихевиоризм пользуется широким признанием, внедряется во многие психологические конструкции. Этот процесс характерен и для настоящего времени, для немало усложненных и преобразованных схем, так называемого необихевиоризма,

Вместе в тем многие «традиционные» психологи высказывают серьезные возражения относительно некоторых исходных положений бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. При воздействии одного и того же стимула возможно наличие не единственной реакции, а некоторого их набора, чем-то обусловленной системы. И, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. Что-то существенное происходит внутри самого организма, усложняя, опосредствуя исходную двухкомпонентную связь стимула и реакции. Поведение человека не получает адекватного описания в терминах, скажем, «поведения прямой кишки», законов обучения крысы или правил выработки рефлексов у собак.

Есть известная неоднозначность связи между знанием человека и его поведением. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое. Между внешним стимульным «входом» и объективным поведенческим «выходом» функционирует собственно психика, которая их не просто связывает, а по-особому организует в специфическую реальность, заслуживающую конкретного изучения.

Поэтому остановимся еще на одном подходе к пониманию психики, разрабатывавшемся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в советский исторический период.

Речь не идет о ретроспективной оценке сделанного за несколько десятилетий не одним поколением психологов. В учебнике излагаются лишь основы психологической методологии, построенной на диалектическом материализме. Суть данного понимания психики=22= можно свести к четырем словам, формальное авторство которых принадлежит В.И.Ленину (1870‑1924). Психика — это субъективный образ объективного мира.

Но как всегда в философии, за значением этих слов-терминов стоит многоаспектное смысловое содержание, требующее развернутой трактовки. Сделаем это в форме пяти схематических пунктов.

1. Первым, что вытекает из приведенной формулировки психики, является утверждение ее вторичности, производности по отношению к первичному миру. Это известная материалистическая позиция: материя существовала всегда, а психика есть один из результатов ее развития, движения, одно из свойств материи. Идеалисты придерживаются противоположного мнения. Но для нас важно подчеркнуть, что в фактическом, повседневном функционировании психики дискуссия о ее первичности либо вторичности по отношению к материи, по существу, не имеет никакого смысла.

Хрестоматийно риторический вопрос: что было раньше — курица или яйцо — остается без ответа, поскольку неграмотно сформулирован. Материализм полагает, что если нет отражающего органа — живого мозга, то нет и его субъективного образа. Но это вовсе не означает, что не существует образа мечты, пока человек не реализует его на практике. Высказывающийся человек исходит из принадлежащей ему субъективной мысли и переводит ее в объективное, языковое существование. Получается, что вначале была идея, затем — материя.

Однако здесь нет места отношениям «начала и конца» в смысле линейного течения времени, нет однонаправленной причинно-следственной связи. В действительности реализуются более сложные, диалектические отношения, взаимодействия, постоянные взаимопереходы идеального и материального мира и его образа.

Для выделения и описания таких взаимосвязанных процессов в психологии употребляются два понятия: интериоризация и экстериоризация. Первый означает процесс перехода, переноса чего-то внешнего, материального во внутренний, вторичный план психического отражения, в субъективный образ. Так «работаем», например, психика читателя: объективные буквенные знаки преображаются, интериоризуются в мысли читающего. Они усваиваются человеком, становятся его психологическим достоянием.

Процесс экстерноризации заключается в обратном, т.е. в преобразовании субъективного в материальную форму существования. Исходя из представленной в его сознании идеи, человек воплощает ее в объективные знаки; слова, живопись, музыку. Идеальное материализуется и становится доступным для понимания другими людь=23=ми. На практике психика существует в некотором пересечении, единстве интериоризации и экстериоризации, во взаимопереходах объективного и субъективного, материального и идеального, в превращении, «испарении» одного в другое.

2. Субъективность психики, подчеркнутая в обсуждаемой трактовке, означает также, что образ в определенном философском смысле идеален, т.е. наличествует только в сознании. Мир существует объективно, независимо от отражающего человека. Но психика — это не мир, а его особый образ, который не отделим от производящей его материи мозга и социума. В то же время этот образ не сводится к материи, не исчерпывается описанием мозговых процессов, несомненно обеспечивающих это отражение.

Давно стала хрестоматийной критика взглядов механистического материализма, ярко выраженная еще в трудах Ф.Энгельса (1820‑1895). Он, в частности, писал, что мозг не выделяет мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Психическое по определению не сводится к физиологическому, к общеизвестной системе условных и безусловных рефлексов, а образует некую особую, высшую, интегративную реальность.

Один из крупнейших психологов XX в. Ж.Пиаже (1896‑1980) отмечал, что самое полное и подробное описание того, что происходит в каждом нейроне головного мозга человека, не объясняет, например, почему в субъективном мышлении человека дважды два равняется четырем. Есть объективный язык материальных мозговых процессов, но существует и субъективный, идеальный «язык психики». Поэтому психика — это некоторое единство, но не тождество (!) материального и идеального, их отношение. Психика не мозг, не тело, не социум и не объективный мир, а их особое свойство. Психический образ отражает окружающий мир, а не деятельность мозга по данному отражению.

Поэтому человек видит рассматриваемый им предмет не внутри себя, не там, где он физиологически «отпечатался», т.е. в затылочной области коры головного мозга, а в объективном пространстве и во времени. При таком толковании предмета психологии ее нельзя называть наукой об отражательной деятельности мозга. Последнее изучает физиология высшей нервной деятельности — отрасль знания смежная, но не идентичная психологии.

Тогда правомерен сакраментальный вопрос: где психика «расположена», в чем она локализуется?

Здесь уместно привести образное выражение одного из классиков отечественной психологии советского периода Л.С. Выготского (1896‑1934), утверждавшего, что искать психическое под череп=24=ной коробкой равносильно тому, как обезьяна ищет свое изображение в зеркале позади этого зеркала. Психический образ «производится» головой, нервной системой человека, но «располагается» не в ней. Психика, по-видимому, существует в некотором пространстве взаимодействия материального и идеального, человека и мира. Психика и психическая деятельность — это результат многообразных отношений человека со средой и с самим собой, хотя в истории психологии известно большое количество редукционистских подходов, так или иначе «уменьшающих» психическое, сводящих его к неким простейшим явлениям и механизмам.

Существуют вариации редукционизма поведенческого, физиологического, логического, социологического, педагогического. Например, их можно рассматривать как различающиеся подходы, как определенные этапы процесса познания многоликой человеческой психики. Вместе с тем многие устоявшиеся редукционистские конструкции выхолащивают из психики нечто важное и ввиду своей подчеркнутой односторонности наносят реальный вред действительному пониманию собственно психологической феноменологии.

3. Термин «субъективный» в исходном определении психического образа означает также, что этот образ принадлежит субъекту, личности. Отсюда вытекают две глобальные сложности. С одной стороны, как объективно изучать то, что в действительности субъективно? Психический образ каждого конкретного человека, конечно, субъективен, но для позиции исследователя он объективно существует в сознании его носителя. Здесь снова проявляется диалектическая категория отношений, без принятия которой само понимание психики неоправданно упрощается.

Наши рекомендации