Проблемы экспериментальной педагогической психологии

Итак, экспериментальную педагогическую психологию мы будем рассматривать как область прикладных научных иссле-

Часть II. Введение в научное психологическое исследование

дований, конечная цель которых состоит в том, чтобы ставить и на научной основе решать практические задачи развития обра­зования. Таких задач немало, и их можно представить в виде ти­пичных, повторяющихся из поколения в поколение проблем, ко­торые соответствуют не полностью использованным резервам в совершенствовании обучения и воспитания детей, подготовки ро­дителей, специалистов системы образования и повышения ква­лификации учителей. Назовем основные из этих проблем, тре­бующие научного экспериментального решения.

Проблема 1.Ускорение психологического развития детей и взрослых людей.

Суть этой проблемы заключается в том, что в современной жизни используются далеко не все резервы психологического развития, имеющиеся у людей разного возраста. Более того — и это важная составляющая обсуждаемой проблемы — данные ре­зервы до сих пор еще полностью даже не выявлены, как следует не изучены. Да и в отношении того, что уже доподлинно извест­но, не вполне ясно, как этим эффективно распорядиться.

Мы, например, недостаточно хорошо знаем возможности ус­воения детьми сложной современной информации и пределы их интеллектуального развития (если таковые на самом деле суще­ствуют). То же самое можно было бы сказать и о взрослых лю­дях. Хотя нам известно, что практически у каждого нормально­го, физически здорового ребенка есть так называемая зона по­тенциального развития (факт, доказанный Л.С. Выготским; ему же принадлежит и термин), но до настоящего времени еще не вполне ясно представляем себе, как эту зону практически опре­делить, создать, если это возможно, реализовать или расширить.

Проблема 2.Определение и преодоление кризисов возраст­ного развития.

Из психологии возрастного развития известно, что эти кри­зисы имеют место и существенно препятствуют ускоренному пси­хологическому развитию человека. У каждого ребенка и каждо­го взрослого человека они наступают периодически и проявля­ются с большей или меньшей остротой. Но как точно опреде­лить или предугадать момент наступления кризиса? Как его пре­одолеть, если он уже наступил? На эти вопросы существуют от-




____ Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология

веты, но они носят в основном гипотетический характер и мало способствуют практическому разрешению возрастных кризисов. Например, мы давно и хорошо знаем, что в подростковом возрас­те практически у всех детей в той или иной степени наступает кри­зис. Но мы не умеем его предвидеть и успешно бороться с ним.

Проблема 3.Диагностика и управление сензитивными пе­риодами в развитии.

Общепризнанной является в детской психологии идея о на­личии в жизни ребенка сензитивных периодов психологическо­го развития. Она сложилась на основе систематических наблю­дений за тем, как развиваются дети в ранние периоды их жизни. Однако данная идея является теоретической и не дает вполне удовлетворительного ответа на ряд весьма существенных вопро­сов, связанных с практическим управлением и использованием сензитивных периодов развития. Сколько таких периодов име­ется в жизни ребенка? Когда и при каких обстоятельствах они наступают? Являются ли временные границы наступления сен­зитивных периодов развития жесткими или они пластичны, с до­статочно большими индивидуальными вариациями? Можно ли как-то регулировать начало и конец наступления сензитивного периода? По каким признакам можно судить о том, что он на­ступил или завершился? Ни один из данных вопросов не имеет пока не только практического, но и удовлетворительного теоре­тического решения.

Проблема 4.Выбор содержания обучения, соответствующе­го реальным возможностям ребенка и перспективам его психо­логического развития.

До сих пор не вполне ясно, соответствует ли предметное, эм­пирически сложившееся содержание обучения детей их реаль­ным возможностям и полностью ли оно обеспечивает реализа­цию потенциала психологического развития. Можно ли сделать так, чтобы дети в школе могли усваивать гораздо более сложный по содержанию, значительный по объему материал по каждому из учебных предметов? С одной стороны, ответ на этот вопрос кажется простым — нет, учитывая трудности в освоении школь­никами современных учебных программ. Но свидетельствует ли это о том, что в усложнении учебных предметов мы достигли пре-

Часть II, Введение в научное психологическое исследование

дела, исчерпав интеллектуальные возможности детей? Также, очевидно, нет. В разрешении этого противоречия и заключается суть поставленной проблемы.

Проблема 5.Превращение методов и средств обучения в раз­вивающиеся в психологическом смысле, т.е. повышающие уро­вень познавательного, личностного и межличностного развития человека.

В настоящее время — век научно-технической революции — известно и используется немало разнообразных методов и средств обучения. Что дает каждый из них для психологическо­го развития ребенка? Соответствуют ли все эти методы и средст­ва возможностям ребенка? Нельзя ли их усовершенствовать та­ким образом, чтобы они действительно вели к ускоренному раз­витию? Ответы на каждый из этих вопросов не являются оче­видными и достаточно простыми.

Проблема 6.Профессионально-психологическая подготов­ка и повышение квалификации преподавателей и воспитателей.

Каким должен быть современный специалист в области об­разования, в частности учитель в плане его психологической под­готовки? Должен ли он только знать психологию, учитывать ее в своей профессиональной педагогической деятельности, или же должен быть в какой-то степени и практическим психологом? Следует ли готовить учителя к экспериментальной психолого-педагогической работе, или вполне можно ограничиться сооб­щением ему знаний и умений, касающихся преподавания пред­мета? Каждый ли учитель в состоянии стать хорошим практичес­ким психологом? Какими специальными качествами он должен обладать для этого? Какими должны быть содержание и формы психолого-педагогической подготовки различных работников сфе­ры образования? Все это также составляет немалую проблему.

Проблематика экспериментальной педагогической психоло­гии не исчерпывается перечисленными вопросами. Здесь были названы только некоторые из них, касающиеся образования де­тей и взрослых.

Наши рекомендации