Тема 5. Конституциональные основы индивидуально-психологических различий

В данной теме следует рассмотреть теории, в соответствии с которыми темперамент и характер человека зависит от строения его тела. Для этого студенты знакомятся с морфологическими теориями Э.Кречмера и У.Шелдона. После изучения этих теорий необходимо провести их обсуждение.

Литература по теме:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., Пед. общество России, 2001.

2. Е.П.Ильин. Психология индивидуальных различий. СПб.: Изд-во «Питер», 2004.

3. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2000.

Тема 6. Возрастные основы индивидуально-психологических различий

При изучении данной темы следует рассмотреть периодизацию онтогенеза, возрастные изменения психических функций и других особенностей. Разобрать специфику соотношения генетических и средовых факторов в онтогенезе.

Литература по теме:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

3. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998

4. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

Тема 7. Гендерные основы индивидуально-психологических различий

В данной теме следует обратить внимание на закономерности, выявленные в дифференциально-психологических исследованиях различий между полами. Проанализировать 2 подхода: конституциональный и социокультурный. Разобрать понятия половой диморфизм, гендер, гендерная роль, гендерная идентичность. Проследить роль наследственности и среды в формировании половых различий. Как появляются гендерные стереотипы?

Рассмотреть: биологические аспекты половой дифференциации, половую идентификацию как социальный феномен, половые различия в эмоциональной сфере, в способностях мужчин и женщин, их личностных особенностях, особенностях общения и поведения. Познакомиться с теорией В.А.Геодакяна.

Литература по теме:

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

4. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.

5.Е.П.Ильин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Изд-во «Питер», 2006.

Тема 8. Культурные основы индивидуально-психологических различий

3. При рассмотрении данной темы следует обсудить понятие «кросс-культурные исследования». Рассмотреть историю вопроса и современное состояние кросс-культурных исследований. Познакомиться с исследованиями национальных различий в зарубежной и отечественной литературе. Разобрать генетические и средовые различия между культурами. Рассмотреть культуры по разным основаниям.

Литература по теме:

2. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.

3. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., «Смысл», 2000.

4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.

Тема 9. Социальные факторы формирования индивидуально-психологических различий

В данной теме следует разобрать роль социальных факторов в формировании индивидуально-психологических различий. Сделать обзор индивидуально-психологических различий, обусловленных социальными факторами.

Литература по теме:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

3. Е.П.Ильин. Психология индивидуальных различий. СПб.: Изд-во «Питер», 2004.

4. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

5. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., «Смысл», 2000.

Тема 10. Психодиагностическое измерение человеческих различий

В данной теме следует рассмотреть предмет и методы дифференциально-психологической диагностики. Показать, что выбор метода зависит от конкретной задачи. Познакомиться с применением инструментальных методов определения межиндивидуальных и межгрупповых различий. Необходимо разобрать основные требования к тестам, применяемым в дифференциально-психологических исследованиях.

Заключение: обзор изученного материала, перспектива развития учебной дисциплины, пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний, рекомендации по подготовке к зачету.

Литература по теме:

1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

2. Либин А.В. Дифференциальная психология. М., «Смысл», 2001.

3. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

4. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001.

5. Собчик Л. Психология индивидуальности. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Общие положения

Семинарские и практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской деятельности. На этих занятиях выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний. В ходе этих занятий и подготовки к ним вырабатываются учебные и практические навыки, решаются задачи, подсказанные практикой. Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории. Для самостоятельного выполнения требуется, чтобы студент овладел показанными методами решения. Следующий вид заданий может содержать элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые студент должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений.

При проведении семинарских и практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.

Планы семинарских занятий

Наши рекомендации