Развитие представлений о сущности эмоций
Бихевиористская теория о сущности эмоций.
Согласно Дж. Уотсону эмоции есть "наследственная, "шаблонная" реакция, включающая глубокие изменения механизма тела как целого, и, в частности, висцеральной и железистой системы" (24, с. 460). В ходе изучения в рамках бихевиористской психологии так называемых условных эмоций был выделен ряд закономерностей. Такие эмоциональные явления как любовь, гнев, страх наряду со многими инстинктивными реакциями являются врожденными и продолжают существовать в течение жизни индивида, обусловливая появление условных эмоций.
Процесс обусловливания сводится к тому, что первоначально не вызывающие какой-либо эмоциональной реакции, могут ее вызвать при условии, что эти стимулы сочетаются (однократно или многократно) во времени появления с безусловным стимулом. Сложные эмоциональные реакции могут образовываться по механизму обусловливания за счет временного присоединения одного простого стимула к нескольким безусловным. Таким образом, механизм образования условных рефлексов является главным для понимания вопроса о многообразии эмоций.
Обобщенность эмоций (однотипность по модальности эмоций, относящихся к разным по содержанию объектам) была объяснена механизмом перенесения. Сходство условных стимулов (их одновременность, наличие сходных, но несущественных признаков) приводит к образованию сходных недифференцированных эмоциональных реакций.
Изменение знака и модальности эмоций объяснялись механизмом размыкания, суть которого состоит в одновременном сочетании вызывающих различные по знаку и модальности эмоции раздражителей. Так, для устранения страха важно, чтобы вызывающий отрицательные эмоции раздражитель сочетался с вовлечением " висцерального компонента общей реакции организма" (20, с. 43), с вовлечением пищеварительного аппарата.
Психоаналитическая теория о сущности эмоций.
Психоаналитическая теория рассматривала эмоции в контексте более общей теории мотивации, ядром которой являлось учение об инстинктивных влечениях.
В классическом психоанализе рассматривались отрицательные эмоции или аффекты: реальный и невротический страх; виды страха в связи с различными инстанциями личности (реальный страх, относящийся к Я; невротический страх, относящийся к ОНО; страх совести, относящийся к Сверх-Я); формы невротического страха: свободный страх (для актуальных неврозов), фобии (для истерии), спонтанный страх (для невроза навязчивых состояний); аффекты в так называемых страшных сновидениях; различные рода травматические переживания, приводящие к длительному энергетическому дисбалансу; бессознательной чувство вины как отражение бессознательной потребности наказания и соответствующей части ушедшей вовнутрь и принятой Сверх-Я энергии; чувство вины как напряжение отношений Я и Сверх-Я и в этом плане близкое к чувству неполноценности; амбивалентные чувства, возникающие либо в ситуации клинического психоанализа в результате перенесения чувств пациента на личность терапевта; либо при нарциссических проявлениях, при которых удовлетворение влечений уклоняется от влияния других лиц; или в интимных, родственных, дружеских проявлениях.
Строение аффекта, как динамического состояния, описывалось посредством нескольких компонентов:
- моторные иннервации или оттоки энергии (процесс разрядки);
- восприятие состоявшегося моторного действия;
- непосредственные ощущения (или чувства) удовольствия-неудовольствия, которые придают целостному аффекту основной чувственный тон.
Ощущения (или чувства) удовольствия-неудовольствия имеют следующие особенности:
а) вызываются длительностью (а не количеством) изменения психического возбуждения;
б) императивны в том смысле, что автоматически регулируют течение психических процессов (принцип удовольствия). "Каковы смысл и цели жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения?… Трудно ошибиться, отвечая на этот вопрос: люди стремятся к счастью, они хотят стать или пребывать счастливыми. Это стремление имеет …отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения, с другой…. В узком смысле слова под "счастьем" подразумевается только последнее… Жизненная цель … определяется программой принципа наслаждения" (27, с. 269). Конечный результат поведения не всегда приводит к удовольствию, т.к. в реальной жизни действуют другие силы (принцип реальности; конфликтность влечений; возможность прямого или замещающего удовлетворения вытесненных влечений, что вызывает неудовольствие Я и др.), тормозящие стремление к удовольствию. "Успех никогда не обеспечен, он зависит от сочетания многих факторов и, вероятно, ни от одного из них не зависит в той мере, как от способности психической структуры приспосабливаться к окружающему миру и извлекать из него наслаждения" (28, с. 276). Действие принципа удовольствия особенно явно проявляется в таком защитном поведении, как вытеснение приемлемых для личности влечений под влиянием страха;
в)по происхождению удовольствия-неудовольствия эндогенны, проистекая "изнутри нашего психического аппарата", а не из внешнего мира (28, с. 217), и доминируют в сознании над всеми другими ощущениями от внешних раздражителей;
г)функция удовольствия прямо проявляется в тенденции понижения психического возбуждения, а функция неудовольствия - повышения психического возбуждения.
По оценкам исследователей (13; 25) представить единое и целостное определение аффекта (эмоции) в терминах классического психоанализа не удается из-за очень широкого и неоднозначного его использования. В общем плане в психоаналитической теории эмоции определяются:
а) как процессы разрядки, средство уменьшения напряжения бессознательного желания; невозможность адекватно и своевременно аффективно отреагировать в соответствующей ситуации может в дальнейшем стать источником "постоянного возбуждения для душевной жизни" (29, с. 353), телесных симптомов;
б) как оценки ситуации, как сигналы об опасности повтора опасных ситуаций;
в) как явления, помогающие Я избавиться от неприятных воспоминаний и событий.
Когнитивные теории о сущности эмоций. Базовые положения этих теорий традиционно связывают с идеями немецкого философа и педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), рассматривавшего эмоции как вторичные состояния, зависящие от представлений. Динамика представлений связана со знаком эмоций: взаимное усиление различных представлений вызывает положительные эмоции, а их задержка – отрицательные (по: 15). В современных когнитивных теориях (С Шехтер, В. Лазарус, М. Арнолд) в качестве детерминант эмоций рассматриваются познавательные или интеллектуальные процессы. Анализ и оценка когнитивных теорий эмоций достаточно подробно представлены в ряде учебных пособий (3; 14).
Здесь отметим, что, несмотря на общую идею когнитивных теорий о наличии познавательных детерминант эмоций, сами эти детерминанты трактуются по-разному. Так, по мнению С. Шехтера, основным фактором, определяющим интенсивность, модальность и длительность эмоций, является интерпретация доступной субъекту информации о внешнем воздействии и о собственном состоянии (по: 3, с. 30). В концепции М. Арнолд познавательной детерминантой эмоций выступает интуитивная оценка (мгновенное, непосредственное, непреднамеренное чувственное суждение) объекта как угрожающего или как такого, которым стоит овладеть. В концепции Р. Лазаруса процессам оценки ситуации (как угрожающей, например) также придается решающее значение для возникновение эмоций, в частности, стрессовых реакций. Но по мере развития собственной теории и накопления результатов экспериментальных исследований трактовки познавательных оценок модифицировались Лазарусом. Первоначально это были оценки, включающие не только относительно простые перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта и т.п. (по: 2). Затем эти оценки были дифференцированы Лазарусом на первичные и вторичные (по: 3, с. 34). Первичные оценки были отнесены к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация затрагивает картину мира и систему отношений индивида. Бреслав описывает компоненты первичной оценки: релевантность и конгруэнтность цели индивида, а также Я-включенность. Релевантность цели связана с тем, насколько оцениваемый стимул или ситуация затрагивает цели и образ жизни индивида; конгруэнтность - насколько оцениваемый стимул или ситуация облегчает (затрудняет) достижение целей и поддержание образа жизни, т.е. соответствует желаниям индивида. Тип Я-включенности – личная и социальная идентичность человека - обусловливает возникновение гнева, чувства вины, если существует угроза снижения самооценки, изменения оценки человека другими людьми, обесценивания разделяемых им ценностей и т.п. Вторичные оценки связаны с оценками возможности индивида противостоять стимулу (снизить вредоносность угрожающего стимула, усилить контакт с привлекательным стимулом). Компонентами вторичных оценок являются доверие (внутреннее и внешнее), потенциал преодоления и ожидания на будущее. Доверие (недоверие) появляется вследствие знания об авторе возникшей ситуации; потенциал преодоления – оценка способностей индивида регулировать и преодолеть возникшую ситуацию; ожидания на будущее – оценка позитивного или негативного влияния возникшей ситуации на жизнь.
В развиваемой в конце 80-х годов ХХ века когнитивной теории эмоций А. Ортони и др. вновь подчеркивается, что эмоции возникают в результате некоторых форм когнитивной деятельности, а физиологические, поведенческие и экспрессивные аспекты эмоций обусловлены предшествующим им когнитивным этапом. По мнению цитируемых авторов эмоции, будучи очень реальными и интенсивными, вытекают непосредственно не из самой действительности, а из когнитивных интерпретаций этой действительности. Указанные авторы пытаются найти некие лежащие в основе эмоций когнитивные принципы для того, чтобы "создать компьютерную модель, которая может "понимать", при каких условиях , какие эмоции будут, вероятнее всего, испытывать люди. Такая система должна быть способна прогнозировать и объяснять человеческие эмоции, а не обладать ими" (18, с. 333). Ими представлена глобальная структура эмоций, имеющая характер разветвленного логического описания. В основе этой структуры лежит допущение о существовании трех основных аспектов мира и происходящих в нем изменений: события, агенты, объекты. События – когнитивное конструирование людьми того, что происходит, независимо ни от каких предположений о действительных или возможных причинах; агенты – предметы (неодушевленные предметы, люди, учреждения, ситуации), рассматриваемые как действительные или предполагаемые причинно-эффективные участники в конкретном контексте; объекты – определенные аспекты и качества объектов.
Сами эмоции рассматриваются авторами как валентные реакции, каждая из которых всегда является реакцией на последствия событий, действия агентов, аспектов объекта. На последствия событий возникает тип эмоций, обозначенный авторами как "довольный и недовольный" (более конкретно: доволен и недоволен, радость и страдание, надежда и страх, облегчение и разочарование, жалость и возмущение; на действия агентов возникают эмоции Атрибуции, в общем плане обозначенные как одобрение или неодобрение (более конкретно: одобрение и неодобрение, гордость и стыд, восхищение и упрек); на аспекты объектов – эмоции Аттракции, моментальные (а не длительные установки) по своей природе и обозначенные как нравиться и не нравиться (более конкретно: недифференцированные эмоциональные и эстетические реакции, описываемые как любовь и ненависть к кому-то или к чему-то).
Проектные задания
1. Докажите, опираясь на положения П.К. Анохина, П.В. Симонова, Г.Х. Шингарова, непроизвольный характер эмоциональной регуляции поведения. Отметьте свойство эмоций, которое их сделало универсальным явлением в жизни организма.
2. Раскройте особенности эмоциональных оценок. В ответе используйте положения о природе и функциях эмоциональных оценок, развиваемые Г.Х. Шингаровым, Б.И. Доновым, П.К. Анохиным.
3. Опираясь на развиваемые в отечественной психологии теории (П.В. Симонов, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас), раскройте строение эмоций; назовите их компоненты.
4. Рассмотрите причины, обозначенные исследователями (Л.С. Выготский, Л.М. Веккер, В.К. Вилюнас, Б.Ф. Ломов) как затрудняющие развитие психологии эмоций.
5. Укажите области использования в психологии понятия "переживание". Дайте определение переживания как собственно эмоционального явления. Раскройте "пристрастность" эмоций.
6. Опираясь на положения В.К. Вилюнаса, Д.А. Леонтьева, соотнесите понятия "эмоции" и "смысл". Определите роль эмоций в биологическом и личностном смысле воздействия, явления.
7. Укажите принципы, с помощью которых Дж. Уотсон объяснял возникновение, обобщенность, изменение знака и модальности эмоциональных явлений.
8. Раскройте, согласно положениям классического психоанализа, особенности ощущений удовольствия-неудовольствия.
9. Установите различия "детерминант" эмоций, рассматриваемых в когнитивных теориях (С. Шехтер; М. Арнолд; Р. Лазарус; А. Ортони и др.) эмоций.