Тема 2. Проблема факторов в нейропсихологии

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Специальность 030301.65 – «Психология»

Квалификация специалиста: «Психолог. Преподаватель психологии»

Курс 5 очной формы обучения (9 семестр)

Москва

Г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 1 , от 26 августа 2011 г.),

На заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1 , от 26 августа 2011 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

Старший преподаватель кафедры клинической и специальной психологии В.А. Борисова

Заведующий кафедрой:

Доктор биологических наук, профессор Б.М. Коган

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Цель курса – сформировать у студентов основные представления о

формировании функциональноймозговой организации в онтогенезе, о новых подходах к изучению видов отклоняющегося развития, их структуре, степени выраженности, а также возможностях нейропсихологической диагностики и коррекции отклонений развития.

Задачи курса:

- освоение студентами знаний по курсу детская нейропсихологии;

- развитие умений применять полученные теоретические знания для квалификации отклонений развития и оказания психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

- воспитывать у студентов интерес к изучению проблем детей с отклоняющимся развитием;

воспитывать чувство эмпатии к детям с трудностями в обучении;

- освоить основные формы практического использования знаний по детской нейропсихологии.

Курс детской нейропсихологии состоит из трех разделов.

В первом разделе: «Общие вопросы детской нейропсихологии» - рассматриваются теоретические подходы к изучению механизмов работы мозга, а также роли нейропсихологических факторов в развитии психических процессов у детей.

Во втором разделе: «Нейропсихологическая диагностика детского возраста» - представлены схемы нейропсихологического обследования детей и дается характеристика нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития.

В третьем разделе. «Нейропсихологические подходы к формирующему обучению» - рассматриваются нейропсихологические подходы к оказанию помощи детям с трудностями в обучении.

Содержание каждого раздела раскрывается в темах курса, всего в курсе 7 тем. В программе курса по каждой теме дано краткое содержание темы, вопросы для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы.

В программе курса по каждой теме дано краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, вопросы для самоподготовки, примеры тестовых заданий, список литературы.

Программа очного варианта обучения рассчитана на 60 аудиторных часа (из них лекции – 32 часа, семинары – 18 часов)

По окончании курса студент должен:

· на основе усвоенных теоретических знаний, категорий и понятий научной психологии уметь ориентироваться в основных нейропсихологических концепциях детского возраста;

· владеть методологией и методами научного нейропсихологического исследования, уметь правильно поставить исследовательскую задачу;

· уметь применять на практике полученные знания об основных закономерностях формировании функциональноймозговой организации в онтогенезе.

Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ.

Тема 1. Теоретические подходы к изучению механизмов работы мозга.

Предмет, задачи и области применения нейропсихологии. Направления нейропсихологии. Детская нейропсихология как наука о формировании функциональной мозговой организации вонтогенезе.

История изучения проблемы локализации психических функций. Теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия. Современные представления о принципах строения мозга. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А.Р. Лурия).

Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

Три блока концептуального аппарата нейропсихологии детского возраста по Л.С. Цветковой: социально-биологический, нейропсихологический, психологический. Морфогенез мозга.

Трехмерная модель формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Психофизиологические аспекты онтогенетического развития. Три основные уровня организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.

Тема 2. Проблема факторов в нейропсихологии.

Основные положения синдромного анализа нарушений высших психических функций. Уровни анализа нейропсихологических факторов по А.Р. Лурия: морфологический, физиологический, психологический.

Типы нейропсихологических факторов по Е.Д.Хомской.

Нейропсихологические факторы и их роль в развитии психической деятельности ребенка.

РАЗДЕЛ 2.НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Наши рекомендации