Оценка функций интеллекта по предпочтительным цветам 2 страница
Оранжевый цвет создает ощущение благополучия и веселья в связи с удовлетворением основных потребностей организма, и в частности, питания и сексуальной удовлетворенности. В то же время этот цвет передает преимущественно «эротическую настроенность обоих полов», что сооносится с единством мужского и женского взглядов на интимную жизнь. В хроматизме оранжевые оттенки сублимируют архетипы различных вероисповеданий Востока: даосизма, буддизма и ламаизма и т. д. Единство же мужского и женского бессознаний в оранжевом сублимате означает единство красного и желтого. То есть, единство их общечеловечески-телесных функций, их бессознаний.
Коричневый цвет считают «естественным и приземленным» даже американцы. Показательно, что этот цвет оказался характерными только для прозы, что объясняется в хроматизме несовместимостью образ-концепта «оранжевого» (бессознания, то есть с андрогинности животной, биологической жизни человека) с нормой для поэтически-творческого подсознания. Это — чисто земной цвет. Поэтому лица, предпочитающие коричневые тона в одежде, имеют весьма устойчивые взгляды на жизнь. Они постоянны, умеренны и аккуратны. Хроматическим архетипом тоталитаризма (любого вида) можно назвать именно коричневый сублимат. В частности, для XX века коричневый цвет можно считать архетипом национал-социализма. В хроматической модели интеллекта коричневый цвет моделирует доминанту черного бессознания неизвестного будущего над оранжевой “обезличенностью” мужского и женского бессознаний в настоящем.
Желтый цвет оказался всесторонне связанным с природой женщины — с бессознанием женщины, с ослепительным цветом женского тела, с женственностью (Инь), с ее интуитивной целеустремленностью к собственно духовной ипостаси. «И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце». «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» «В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью», что отвечало сангвиническому типу темперамента. «Материальный», «земной», «телесный» характер желтого цвета указывал на телесные функции женственного бессознания, тогда как «женская интуиция» — на его диалектическую взаимосвязь с идеальным.
Семантика желтого цвета указала на связь с мессианством благодаря такому показателю духовного просветления как ореол, слабо видный вокруг головы духовно-великих людей. Ибо только мессия имел связь с будущим и осуществление в нем определенных возможностей путем интуиции и / или озарения (инсайта). Поскольку этот цвет соотносился также с оптимизмом и интересом к объективному миру, то все это позволило объяснить цветовую семантику нимбов Будды и / или Христа, и / или желтой кофты Маяковского, и / или желтых тонов Достоевского и т. д. и т. п. Так, базовое состояние истинно творческого озарения оказалось совместимым с активностью женственно-желтого бессознания. Вообще говоря, желтые тона сублимировали архетипы определенных буддийских и индуистских верований. В модели интеллекта сублимат желтого цвета характеризовал хроматические черты женственного бессознания при нормальных условиях жизни и мужественного — при экстремальных.
Золотой (блестящий желтый) цвет воспринимался как светоносность, как застывший солнечный свет. Но золото с древнейших времен — богатство, а следовательно, и власть и укрепляющая ее вера. Золото как овеществленный свет — с его иррациональным, неподвластным воле началом — было представлено и как опредмеченное время. Соотнесение золота со сферой призрачно-иллюзорного показало, что семантика золотого цвета приобрела парадоксальный характер: в золотом фоне опредмечены свет и время, тогда как пространство распредмечено.
Темные оттенки желтого были интерпретированы как сочетание в интеллекте сублиматов серого мужественного подсознания и желтого женственно-творческого бессознания. Это позволило объяснить множество так называемых «отрицательных значений желтого цвета», среди которых фигурировали и чисто эгоистические проявления морально низшего порядка мужчин, и все негативные характеристики женственности, а также известные выражения “желтый дом”, “желтая пресса” и т. п.
В шестой главе были представлены различные оттенки зеленого цвета, занимающие промежуточное положение между теплыми и холодными цветами. Зеленые тона самосознания мужчин оказались близким к дополнительным цветам их бессознания не только по цвету, но и по жизненно важным функциям друг друга. В самом деле, растение, пробивающее путь к свету сквозь толщу земли связано с ситуацией, пробуждающей сознание. Не зря же многие женщины сравнивают своих мужей с растениями.
Вероятно так и появились мифологемы зеленого бога Осириса, и / или славянских святых Бориса и Глеба, и / или знамени Магомета, и / или зеленых одежд Робин Гуда. В этом же ряду значений оказались и мужественный принцип ЯН, и / или преимущественно маскулинная «Я-концепция», которая в США вылилась даже в зеленый цвет президентов на бумажных знаках их религиозного поклонения.
Занудная приземленность идеально-возвышенного в рационально зеленом самосознании указавала на гендерную обоеполость зеленого цвета в нормальных для мужчин и экстремальных для женщин условиях существования. В межконфессиональном круге цветов зеленый цвет является хроматическим архетипом ислама и / или «долларизма». В хроматической модели интеллекта зеленый цвет сублимировал черты мужского самосознания при нормальных условиях и женского — при экстремальных.
Желтовато-зеленые цвета связаны с такими качествами и свойствами человеческой личности как болезненность, желчность, раздражительность, вероломность, приземленность, ревность, моральное падение, зависть в силу смешения бессознания и самосознания. Именно поэтому желто-зеленый цвет воздействовал несколько навязчиво, как например, камуфляж у военных, ибо привнесение к желтому любых других оттенков лишал его солнечной непосредственности женственного бессознания. Сочетания фемининного желтого (цвета женственного бессознания) и маскулинного зеленого (цвета самосознания мужчин) были интерпретированы как своего рода лесбийские тенденции интеллектуального развития.
Коричнево-зеленые тона создавали расслабление вегетативной нервной системы (см. 5 Часть), приобретая значение чувственной пассивности из-за сочетания сверхдоминанты нейтрально-коричневого бессознания с маскулинным самосознанием. Поэтому коричнево-зеленый цвет и выражал ощущения собственного тела и чувственного восприятия, и / или возбуждения извне посредством наслаждений.
Темный синевато-зеленый цвет означал контроль над умом, волевые решения и умение логично осуществлять поставленные задачи. Как цвет внутреннего напряжения, он выражал основной психоаналитический принцип “Я”, то есть, скрыто-энергетическое отношение человека к самому себе, саморегуляцию и самооценку, заложенные в маскулинном самосознании; зеленым внутренним цветом характеризовались преимущественно флегматики. С этих позиций и было интерпретировано выражение “зазеленить платье”, относившееся к покладистым девицам. Среди мировых конфессий затемненный синевато-зеленый — архетип долларизма США. В хроматической модели интеллекта этот цвет образуется из серого, голубого и зеленого, и соответственно, является преимущественно мужским самосознанием, идеализирующим «материальность» денег.
В седьмой главе была представлена картина своеобразной идеализации холодных цветов, которые по сути своей предметной соотнесенности,выражали отрешенность, бесконечность, необъятность, просветленность и вместе с тем сдержанное благородство. Холодные цвета характеризовали интровертные типы интеллекта, то есть лиц, для которых внутренний мир их чувств и переживаний значит много больше, чем что-либо во внешнем мире.
Голыбые цвета в традициях Древнего Египта канонически передавали цвет богини неба. Конфуцианство нередко связывало с голубым цветом небес женственность стихии Инь. Наряду с белым небесно-голубойбыл цветом Великой Матери в доиудаистических верованиях и позже стал цветом Девы Марии в христианстве. С энергетическим центром голубого цвета тантризм связывал ясность зрительного осмысления действительности, а также способность к духовной поэзии и понимание сновидений. Не зря же в России голубой цвет называют нравственно высоким, а на Западе — фемининным, одухотворенным и возвышающимся над страстями.
Психологи голубым цветом наделяли романтичность, витание в облаках, мечтания, удовлетворение духовной пищей. Да и психологически голубой цвет связан с ощущением чего-то мягкого, нежного и сладкого. Все это — оптимальные характеристики женственно-голубого подсознания. То есть подсознания женщины, жизнь которой обычно проходит под знаком альтруизма. Альтруизмом же всегда характеризовались душевные качества женщин, в отличие от эгоцентризма стремящихся к власти мужчин Существующие исключения (творцы-мужчины) лишь подтвердили правило Ибо творчество — экстремум жизни, в которой концептуально голубые тона любят производители идей, творцы, поэты, художники, писатели, музыканты — все те, кто любит мир идеальный, а не материальный
Некоторые даже считали голубой чуть-чуть беспокойным: за счет его серьезности, печали и т. п. И это относилось прежде всего к женщинам, голубая кровь которых свидетельствовала о благородном происхождении их аристократизма. Особенным свойством женственности наделены нежно-голубые тона одежды, ибо, как заключали психологи, в этой гамме женщина выглядела моложе, поскольку голубой придавал свежесть. Голубой цвет — как хроматический архетип — сублимировал основы иудаизма. В хроматической модели интеллекта сублимат голубого цвета характеризовал функции женственного подсознания в нормальных, и мужественного — в экстремальных условиях.
Синий цвет был связан с альтруизмом, сопряженным с религиозностью, с духовной устремленностью, посвященной бескорыстному служению науке, искусству или общественной деятельности.Для романтиков синий — цвет мечты и тоски по внеземному идеалу. Как чисто человеческая тяга к творчеству этот цвет зовет к неведомым ранее высям и мыслям, к бесконечности познания, к подсознанию, гипнотизирующему наш интеллект.
Поскольку такие идиомы как «синий чулок» или «синие очки» практически во всех культурах приписывались женщинам, то было отмечено, что в большинстве европейских языков далеко не всегда проводилось вербальное различие между синим (нейтральным) и голубым (женским). Поэтому синий нередко считался женским цветом аналогично голубому. Однако творчество и его восприятие не подразделяются по полу, что позволило заключить: синий сублимат связывал мужской и женский интеллекты единством подсознательного эстетического восприятия мира — подобно тому, как оранжевый сублимат радовал своим бессознательным единением тел мужчину и женщину.
В хроматическом круге цветов (как модели межконфессиональтного пространства) синий цвет проявляет архетипические черты протестантства Протестантство как реакция на развращенный золотом католицизм. Как сублимат интеллекта, синий передает эстетику творчества и восприятия, то есть чувственно-образную логику подсознания, единую для обоих полов.
В восьмой и девятой главах были подведены определенные итоги многовековой дискусии о смысле пурпурных цветов. Так, в частности фиолетовый с его религиозным самоотречением и святостью древние называли цветом мудрости, познания истины. В традиционном Китае вечернее небо характеризовалось мужественным принципом (ЯН) и обозначалось фиолетовым цветом. Многие поэты облекали меланхолию в лиловые одежды. Фиолетовые тона как бы олицетворяли собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа с обуревающими его страстями познания, выражали тягу к простору, свободе, ко всему, что не признает границ. Фиолетовые одежды выдавали (в носящем их) жажду к интеллектуальному заполнению эмоционального вакуума в творчестве самовыражения — в материализации образов своегов подсознания.
Верхние же фиолетовые одежды владелицы говорили не только о ее подверженности влиянию других людей, но и о непреодолимом желании самой оказывать на них влияние благодаря внушаемости фиолетового цвета. Фиолетовый цвет в этом случае был отнесен к активным, мистическим и магическим цветам, так как он гипнотически передавал смысл ее очарования с полным подчинением гипнотизеру своего подсознания в необычных условиях.
В межконфессиональном пространстве религий, которое в хроматизме моделировалось кругом цветов, фиолетовый сублимировал архетип католичества. В хроматической модели интеллекта фиолетовый цвет характеризовал мужское подсознание при нормальных условиях жизни и подсознание женщины при экстремальных.
Сиреневый цвет являлся не только разбеленным лиловым, но и «результатом соединения голубого цвета — цвета эстетствующего подсознания с розовым — цветом бессознательной сексуальности, сублимированной в материнском сознании, ибо он символизировал единство с божественной Матерью. Употребляемый женщинами в одежде он ассоциировался с запахом фиалок и благоухающих женщин; оттенки сиреневого с их пикантно-эротическим воздействием имели смысл чувственного отождествления. Сублимат сиреневого цвета указывал на сознательную доминанту женственного интеллекта с его возможным переключением на бессознательные и / или подсознательные функции и / или их опредмечивание в творчестве и / или катарсисе.
Значения пурпура — единственные в своем роде: пурпур объединял в себе активную и пассивную, теплую и холодную части цветового круга в противоположностях трансцендентного синего и земного красного. Так, с одной стороны, он представлял собой цвет божественного и императорского достоинства. С другой же, пурпур как женственно-фиолетовый цвет ассоциировался со сдержанностью и осторожностью.
Пурпурный цвет оказался связанным с женской интуицией сверхсознания, когда без каких-либо формально-логических рассуждений женщина вдруг безотчетно и стихийно проникает в самую суть предмета и постигает истину. Вероятно, из-за этих свойств пурпура III Вселенский собор (Эфес, 431 г.) постановил изображать Анну и Марию в пурпурных одеждах «в знак наивысшего почитания». только Богоматерь в знак особого почтения изображали в пурпурных одеждах как первоначало, изначальность материнского лона, как женственная пассивность, по земному материализующая божественное Слово отцовской активности.
С позиций хроматизма пурпур действительно описывал самый опредмеченный, самый «противоречивый» план из женственной триады цветов, — по существу, представляя собой осуществленную идею, которая сумела объединить в себе физически-красную силу с фиолетово-мистической креативностью. В архетипе различных оттенков пурпура сублимированы многие крайности античных религий, а также православия (восточного христианства). В хроматической модели интеллекта пурпурный сублимат характеризовал функцииженского сверхсознания при нормальных и мужского — при экстремальных условиях существования.
Розовый как разбеленный оттенок пурпурного обычно ассоциировался с цветом духовной радости и нежности, в реалиях же — с цветком розы, который сочетал божественную красоту с приятнейшим запахом. В индуистских верованиях иогов утверждалось, что очень высокая форма любви выражается прекрасным розовым цветом. Терапевтическое действие розового цвета основано на смешении пурпурного и белого: пурпур сублимировал свойства женственного сверхсознания, белый — Материнского сознания.
В десятой главе было представлено соответствие гендерных и цветовых характеристик. Показано, что при нормальных условиях существования женским интеллектом «царственно правил» пурпур ее сверхсознания над солнечной желтизной бессознания и романтической голубизной подсознания. Это доказывалось прежде всего вечно природной целеустремленностью женщины к «предназначенности», то есть к воспроизведению другого в себе, а следовательно и в мире.
Красная активность и воинственность мужественного бессознания нередко вполне уживалась с фиолетовыми увлечениями его подсознания при субдоминанте зеленого самосознания. Как желтый, так и голубой цвет женственного подсознания обычно не были свойственны мужскому интеллекту, ибо потребность в вербальной и тактильной нежности была характерна лишь для женской сексуальности и чужда подавляющему большинству молодых мужчин. Пурпур же полностью уничтожал зелень мужского самосознания в максимуме их энтропийного взаимодействия.
Все это разумеется, относилось к нормальным брачным отношениям и никак не предполагало взаимосвязи партнеров, например, в «белом браке». Напомню, что гендерный характер цветовой семантики в исключительных случаях (15 %) мог создавать инверсные распределения интеллектуальных компонентов обоих партнеров для создания динамически устойчивой гомеостатической системы. В конце второй части книги все полученные данные были обобщены в сводной таблице.
В третьей части книги мы убедились в обоснованности ахромной модели времени. Прошлое веками сопоставлялось с понятным, правым и белым, будущее — с неизвестным, левым и черным, настоящее — с промежуточным между ними серым. Причем эта модель оказалась работоспособной как для внутреннего психологического, так и для внешнего астрономического времени.
Анализ этой модели с позиций гендерной психологии показал достаточно сложный характер развития человеческого интеллекта. Мужское серое подсознание творчески открывало неизвестные ранее условия для нормального обитания популяции в изменяющейся внешней среде. Белое же сознание женщины фиксировало эти условия и сохраняло их для потомства, тогда как ее черное бессознание создавало условия для деятельности мужского подсознания в будущем.
В 12 главе впервые была проведена попытка выявления определенных периодов и этапов в процессе взросления человека на основе хроматической модели интеллекта. Для этого были введены определенные критерии, и в частности, хроматическое сопоставление нейрофизиологических данных для большого мозга с его электрической активностью. Графическое представление этих данных позволило наглядно отобразить перераспределение доминант интеллекта, соответствовавшее основным стадиям онтогенеза.
Выяснилось, что процесс перехода от одной возрастной ступени к другой неравномерен, т. к. включает преобразование и последующую фиксацию М-, Ид- и С-планов (и их доминант), что сопровождается конфликтами и противоречиями между ними. В детском возрасте обычно выделяют: “кризис первого года жизни” (дифференциация ритмов электрической активности мозга, то есть возникновение собственно компонентов интеллекта: М-, Ид-, С-); “кризис трех лет” (возможно, подразделение М-плана на само- и право-сознание); “кризис 6–7 лет” (смена доминанты С-плана на Ид-план); “подростковый кризис” 10–11 лет (смена субдоминанты Ид-плана на Мм-план) и т. д.
Интерпретация опытных данных дала возможность предсказания определенных хроматических закономерностей, существовавших на уровне «атомарных» компонентов интеллекта, которые, в свою очередь, моделировались цветовыми сублиматами. В качестве рабочей гипотезы была представлена схема функционального онтогенеза человека, в основе которой заложены хроматические критерии переработки информации различными планами интеллекта.
Полученные корреляции половозрастного выбора предпочтительных цветов с психофизическими и нейрофизиологическими однако наталкивались на ограничения так называемой «психофизической проблемы», частичному разрешению которой было посвящено заключение 12 главы. Как мы видели выше, введение хроматического метаязыка позволило перенести анализ онтогенеза из гносеологически-психологического в онтологический ракурс, что, собственно и снимало проблему. Именно поэтому для адекватности анализа использовался метаязык хроматизма, который, с одной стороны, связывался с психофизическими понятиями, а с другой, — с психологическими представлениями.
Хроматическая интерпретация ЭЭГ была представлена в 13 главе. В качестве рабочей гипотезы предполагались возможными следующие хроматические соотношения. Функции бессознания коррелировали с тета-ритмом, подсознания — альфа-1, самосознания — альфа-2 и правосознания — альфа-3. Разумеется, эта корреляция являлась лишь формулировкой задачи, но никак не ее решением, и должна быть пересмотрена при появлении новых корректирующих экспериментальных данных. Вместе с тем, сама идея этой формулировки оказалась плодотворной, поскольку в ней были заложены принципиальные основы для построения информационной модели интеллекта.
Обсуждение полученных результатов показало, что все фрейдистские и личностные схемы периодизации приобрели достаточно определенный и, что наиболее существенно, верифицируемый характер при учете соответствия между подразделением на определенные компоненты в хроматизме и в соответствующих концепциях Фрейда, Пиаже, Васильченко и других исследователей.
В 14 главе обсуждались проблемы социальности и сексуальности, ибо в социальном смысле цветовое воздействие, к примеру, одежды нередко оказывалось аналогичным функциям сексуальности. В связи с этим были кратко представлены основные положения теорий, в которых выявлялись тесные связи между сексуальностью и культурой. Так, в частности, были рассмотрены определенные связи между социальностью, эмоциональностью и сексуальностью в процессе взросления индивидов различного пола с позиций интеграции сексуальности в структуру личности, то есть в «Я-концепцию» молодых людей.
Моделирование различных состояний интеллекта партнеров во взаимодействии позволило констатировать, что влюбленность и любовь моделируются с помощью внутренних цветов партнеров. Так, уже на стадии знакомства благодаря эмпатии партнеры ощущают информационно-энергетический потенциал интеллекта друг друга и влюбляются в случае установления внутреннего резонанса между соответствующими компонентами их интеллектов.
В состоянии влюбленности были обнаружены сверхдоминанта подсознания и доминанта бессознания в интеллекте обоих партнеров. Интимность как чувство близости и покоя с любимым человеком отвечало взаимно подсознательному восприятию адекватности Я-концепций друг друга. Страсть как состояние возбуждения, связанного с физическим влечением и сексуальным поведением отвечало бессознательному воспроизведению фиксированных в младенчестве черт образ-концепта родителя противоположного пола. В то же время решение любить партнера и обязательство сохранять с ним длительные отношения.является принципиально сознательной функцией интеллекта, поскольку здесь происходит сверка социальных и, в частности, этических и установок Я-концепций друг друга.
В этом же ракурсе были промоделированы основные составляющие полового акта с постоянной хроматической корреляцией между данными различных областей человекознания. С позиций хроматической модели интеллекта представлены также определенные факторы психологической совместимости партнеров в браке и семейных отношениях. Опытные данные позволили заключить что в этих процессах участвовали все без исключения компоненты интеллекта, доминанты которых оказались разлиными у представителей различных полов.
Хроматический анализ гармонии брачной устойчивости показал наличие двух основных потребностей. С одной стороны, это — потребность в единении с другим человеком, в сближении с ним, в связанности, в зависимости от него. С другой — потребность в самостоятельности, в независимости от других людей, в движении к своим собственным целям. Выявить существование основных компонентов, связанных с этими потребностями на уровне образования гомеостатической системы, позволили принципы цветовой гармонии. Так, практичеки все теории гармонии сводились к тому, что два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.
Проведенный в этой же главе трансактный хром-анализ взаимоотношений партнеров, то есть трансактный анализ на уровне «атомарных» компонентов интеллекта партнеров, наглядно продемонстировал возможности хроматизма на примере анализа конфлитных взаимоотношений. Причем выявленная семантика гендера и цвета позволила построить, если можно так сказать, атомарно-трансактную модель взаимодействия полов,которая оказалась полезной при анализе поведения человека в современном обществе с учетом биосоциокультурной обусловленности личности.
В 15 главе обсуждались проблемы любви и брака. Так, в частности, было показано, что под надежностью брака можно было понимать динамический гомеостаз всех компонентов интеллектов обоих партнеров. Страсть же как вид аффекта предполагала учет сверхдоминанты бессознания, и следовательно, могла быть сублимирована в красном цвете и т. д. Это объяснялось и тем, что любовь — как глубоко личное чувство и иррациональное явление — не могла определяться рамками рациональных программ, рекомендаций и нормативов.
При анализе семейных отношений отмечено, что из всех функций семьи наиболее значима, так называемая терапевтическая функция. Ее сущность заключалась в том, что каждый из супругов являлся для другого психотерапевтом, оказывая постоянную психологическую и эмоциональную поддержку. Кратко были рассмотрены и основные этапы перестройки внутрисемейных отношений в зависимости от беременности или появления детей.
В четвертой части мы познакомились с основными принципами и значениями цветовой гармонии по отношению к различным областям культуры. Так, в 16 главе были раскрыты семантические аспекты гармонии и наглядно продемонстрировано, что всеобщие законы цветовой гармонии вывести невозможно. В то же время были показаны принципы гармоничных построений для конкретных областей искусства, архитектуры, цветолечения, моды и т. д.
С позиций информатики было показано, что цвета не столь прерывны (дискретны) по сравнению с обозначающими их словами (цветообозначениями). Спектр же белого света представлял собой непрерывный переход одних оттенков в другие, в той же степени, что и чувства, и функции органов человека — непрерывное динамическое изменение и / или наложение друг на друга. В этой связи были рассмотрены три вида обобщения (абстракция, сублимация и метамеризация), восходившие к глубоко архаическому мышлению.
Семнадцатая глава была посвящена анализу энергетических аспектов гармонии с позиций ее человеческого восприятия. Выше мы уже встречались с тем, что в цветовых концептах были заключены ценностные архетипические (глубинно значимые, связанные с выживанием вида и продолжением рода) характеристики человека, природы и общества. Психологические теории любви и принципы цветовой гармонии позволили выявить следующую закономерность: для создания гармонии, то есть устойчивой динамической системы, партнеры неосознанно стремятся к обладанию дополнительными «цветами» как одноименных M(f)+M(m), так и разноименных компонентов интеллекта Id(f)+S(m), Id(m)+S(f).
Было показано, что лечебное действие цвета осуществлялось различными путями. Психофизическое же воздействие цвета на организм человека основано на взаимодействии соответствующих рецепторов с электромагнитными волнами, расположенными в области солнечной радиации, которая пропускается атмосферой. Определенное антагонистическое действие поглощательной (синей области) и проникающей (красной области) способности излучений на основе принципов цветовой гармонии оказалось связанным со степенью равновесия обоих отделов вегетативной нервной системы и гендером. Так, была отмечена корреляция между переоценкой временных интервалов, мужской составляющей и симпатикотропностью холодных цветов, с одной стороны и, с другой, — между недооценкой времени, женской составляющей и парасимпатикотропностью теплых цветов.
Хроматический анализ понятия «катарсис» показал, что позитивное содержание катарсиса могло заключаться в своеобразной двусторонности отношения идеального (душевного настроения в предпочтительном цвете) к материальному (телесному изменению цвета). Универсальный характер этого тезиса был очевиден, поскольку практически все устойчивые словосочетания с цветообозначениями, описывающие душевное настроение, оказались близкими по цвету в совершенно различных культурах западного мира.
Поскольку апертурные (беспредметные) цвета характеризовали архетипический вид цветовосприятия (то есть участие и под-, и бессознания), то процесс катарсиса в цветотерапии мог осуществляться именно опредмечиванием "беспредметных" эмоций бессознания в апертурные цвета подсознания на уровне обобщающих сублиматов. В связи с этим была критически рассмотрена и так называемая теория «цветовых ассоциаций».
Гипотеза о резонансном характере взаимодействия цветов окружающей среды и интеллекта человека показала возможность ее частичного экспериментального обоснования в силу того, что интеллект это — открытая система, обменивающаяся с окружающей средой веществом, энергией и информацией. При этом электромагнитное излучение может непосредственно вносить информацию в головной мозг, минуя обычные органы чувств. Отсюда следовало, что саморегуляция интеллекта построена на энергетических, динамических и семантических аспектах получаемой информации и представляет замкнутый контур регулирования.
Основные принципы символики цвета были представлены в 18 главе, где отмечалось, что цвета в истории культуры использовались и для обозначения определенных свойств, качеств, понятий и / или идей (синий — мудрость, истина, красный — мужской, желтый — женский и др.), которые не всегда логически отвечали даже одной (архетипической) стороне их значений. С этой многозначностью цветовых "символов" оказалась связанной многозначность цветового ощущения, которое не в состоянии обнаружить различие в спектральном составе, объективно характеризующем красители, — цвета которых кажутся глазу одинаковыми и называются метамерными. Так, белые или серые цвета, например, могли быть образованы парой любых дополнительных или тройкой основных и казались одинаковыми независимо от принципов образования.