ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

ЦЕЛЬ: Ознакомление с процедурой использования ме­тодик завершения предложений (на материале методики Д. Сакса и Леви).

В проективных методиках данной группы предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать об­следуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности и аспектам поведения, Предлагаемый ниже вари­ант включает в себя 60 предложений, которые могут быть разделены на 15 областей, в той или иной степени характе­ризующих систему отношений человека к семье, предста­вителям своего и противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчинённым. Часть предложений касается чувств осознания собственной вины, свидетельствует об отношениях к прошлому и будущему, затрагивает взаимоотношения с родителями и друзьями, способствует выражению собствен­ных жизненных целей.

Процедура обследования предваряется установлением контакта, организуемым таким образом, чтобы можно было ожидать естественных и искренних ответов. Заполнение бланка занимает обычно от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

1. Думаю, что мой отец редко­­­­­­­­­________

___

2. Если все против меня, то_____________

__

3. Я всегда хотел___________________

___

4. Если бы я занимал руководящий пост___

__

5. Будущее кажется мне_______________

____

6. Мое начальство__________________

___

7. Знаю, что глупо, но боюсь____________

__

8. Думаю, что настоящий друг________

__

9. Когда я был ребенком_____________

__

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_______________________

____

11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной______________________________

______

12. По сравнению с большинством других семей моя семья___________________

13. Лучше всего мне работается с______

____

14. Моя мать и я_____________________

___

15. Сделал бы все, чтобы забыть_______

__

16. Если бы мой отец только захотел______

_____

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы______________________________

___

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы_____________________________

___

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством________________________

____

20. Надеюсь на________________________

_____

21. В школе мои учителя______________

_____

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь______________________

_____

23. Не люблю людей, которые__________

______

24. До войны я________________________

___

25. Считаю, что большинство юношей и девушек___________________________

___

26. Супружеская жизнь кажется мне_______

___

27. Моя семья обращается со мной как с___ _______________________________ _______

28.Люди, с которыми я работаю_________

___

29. Моя мать________________________

____

30. Моей самой большой ошибкой было___

_____ 31. Я хотел бы, чтобы мой отец_________

___

32. Моя наибольшая слабость заключается в том_____________________________

_____

33. Моим скрытным желанием в жизни____

______

34. Мои подчинённые__________________

_____

35. Наступит тот день, когда______________

_____

36. Когда ко мне приближается мой начальник_____________________________

___

37. Хотелось бы мне перестать бояться ____

_____

38. Больше всего люблю тех людей, которые_

____

39. Если бы я снова стал молодым_______

______

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)___________________________

___

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь_________________________

____

42. Большинство известных мне семей___

___

43. Люблю работать с людьми, которые_____

______

44. Считаю, что большинство матерей______

_____

45. Когда я был молодым, то чувствовал себя винов­ным, если _________________

____

46. Думаю, что мой отец_______________

____

47. Когда мне начинает не везти, я_________

_____

48. Больше всего я хотел бы в жизни_____

____

49. Когда я даю другим поручение_________

______

50. Когда буду старым__________________

______

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю________________________

______

52. Мои опасения не раз заставляли меня____

______

53. Когда меня нет, мои друзья____________

_____

54. Моим самым живым воспоминанием детства является ______________________

_______

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)_________________________

_____

56. Моя половая жизнь____________________

_____

57. Когда я был ребенком, моя семья_____

____

58. Люди, которые работают со мной______

____

59. Я люблю свою мать, но_________________

_____

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это_________________________

_____

Для каждой группы предложений выводится характе­ристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Приме­ры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных мне семей

1. Несчастливы, недружные, распались -2

2. Нервные, не очень дружные -1

3. Все одинаковы 0

4. Живут нормально, дружно +1

5. Счастливы +2

Будущее кажется мне

1. Мрачным, плохим, неприглядным -2

2. Туманным, странным -1

3. Неясным, неизвестным 0

4. Скорее, хорошим +1

5. Успешным, интересным, счастливым +2

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Ключ

№ п/п Группы предложений № Заданий
Отношение к отцу
Отношение к себе
Нереализованные возможности
Отношение к подчиненным
Отношение к будущему
Отношения к вышестоящим яйцам
Страхи и опасения
Отношение к друзьям
Отношение к своему прошлому
Отношение к лицам противоположного пола
Сексуальные отношения
Отношение к семье
Отношение к сотрудникам
Отношения к матери
Чувство вины

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

ЦЕЛЬ: Общее ознакомление с процедурами примене­ния и анализа психогеометрической методики (Сьюзен Деллингер (1989), адаптирована А. А. Алексеевым, Л.А. Гро­мовой (1991));

Психогеометрия представляет собой оригинальное на­правление в современной социально-психологической, практике. Предложенная американским психологом С. Дел­лингер классификация типов личностей содержит описа­ние комплексов характерологических качеств и специфи­ки поведения тех или иных людей в повседневных ситуа­циях.

В рамках данного направления существует два вида ди­агностических процедур: проективная экспресс-диагностика,

предусматривающая интерпретацию индивидуальных пред­почтений геометрических фигур, и психологический ана­лиз результатов наблюдений за деятельностью людей. Ис­черпывающих сведений о надёжности и валидности ука­занных процедур в настоящее время нет.

Дальнейший материал изложен по работе А. А. Алексеева, Л. А. Громовой [1] с незначительными изменениями, ос­нованными на собственном опыте применения данной методики.

Проективная экспресс-диагностика. Инструкция. Посмотрите на пять фигур, изображенных на листе. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой мы можете сказать: «Это - я! Эта фигура соответствует мне в наибольшей степени.» Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями! Это ни к чему не приведет. Просто постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Ваше вни­мание. Схематически нарисуйте её под номером одни.

Теперь, если эту фигуру спрятать, закрыть, какая из оставшихся подходит Вам больше, чем другие? Изобразите ее под номером два.

Наконец, какая фигура Вам нравится в наименьшей степени? Какую из них Вы выбрали бы последней? Нарисуй­те ее под номером три.

Перед Вами ряд геометрических фигур, по которому можно сделать некоторые выводы об особенностях Ваше­го характера, привычках, типичных формах поведения, ма­нере общаться с людьми и т. д. Дело в том, что те, кто выбирает определённую совокупность фигур, как правило, похожи друг на друга по качествам личности и особенно­стям поведения.

Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место — это Ваша основная форма, доминирующая. Обычно и по­стоянно мы ведем себя в соответствии с нею. Вторая фигу­ра — основной модулятор, она скрашивает типичное пове­дение в свои дополнительные оттенки. Следует обратить особое внимание на третью фигуру. С одной стороны, мы бываем и такими, в ситуациях, когда сами не нравимся себе. Тогда мы ведем себя так, как это характерно для людей, выбравших эту фигуру в качестве доминирующей. С другой стороны, взаимодействие с теми, кто выбирает эту фигуру первой, представляет для нас наибольшие трудности. Иногда нас влечет к таким людям, иногда — они нам крайне неприятны. Словом, особенности этих людей надо знать более полно.

Наша задача - не только интерпретировать результаты выполнения проективной психогеометрической методики но и научиться определять типы личностей людей по некоторым особенностям их внешнего вида, общения и поведения. Это даст нам возможность более эффективно орга­низовывать взаимодействие с людьми.

Ведь далеко не каждый из наших знакомых согласиться пройти графическое психогеометрическое обследование, Многие воспримут его как неуместное, нелепое или нетак­тичное. Кроме того, любой методике свойственна ошибка измерения. Поданным С. Деллингер, 15 человек из сотни обычно неверно определяют свою доминирующую форму. Это происходит по следующим причинам:

v негативная установка или легкомысленное отноше­ние к испытанию;

v необычное психическое состояние во время тестирования (возбуждённость, утомление, расстроенность и т. п.);

v выбор фигуры, соответствующей «идеальному», а не «реальному» образу личности.

Если это произошло с Вами, то прочитайте внимательно описания всех типов личностей и выберите то, что Вам больше соответствует.

Наши рекомендации