ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
ЦЕЛЬ: Ознакомление с процедурой использования методик завершения предложений (на материале методики Д. Сакса и Леви).
В проективных методиках данной группы предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности и аспектам поведения, Предлагаемый ниже вариант включает в себя 60 предложений, которые могут быть разделены на 15 областей, в той или иной степени характеризующих систему отношений человека к семье, представителям своего и противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчинённым. Часть предложений касается чувств осознания собственной вины, свидетельствует об отношениях к прошлому и будущему, затрагивает взаимоотношения с родителями и друзьями, способствует выражению собственных жизненных целей.
Процедура обследования предваряется установлением контакта, организуемым таким образом, чтобы можно было ожидать естественных и искренних ответов. Заполнение бланка занимает обычно от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
1. Думаю, что мой отец редко________
___
2. Если все против меня, то_____________
__
3. Я всегда хотел___________________
___
4. Если бы я занимал руководящий пост___
__
5. Будущее кажется мне_______________
____
6. Мое начальство__________________
___
7. Знаю, что глупо, но боюсь____________
__
8. Думаю, что настоящий друг________
__
9. Когда я был ребенком_____________
__
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_______________________
____
11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной______________________________
______
12. По сравнению с большинством других семей моя семья___________________
13. Лучше всего мне работается с______
____
14. Моя мать и я_____________________
___
15. Сделал бы все, чтобы забыть_______
__
16. Если бы мой отец только захотел______
_____
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы______________________________
___
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы_____________________________
___
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством________________________
____
20. Надеюсь на________________________
_____
21. В школе мои учителя______________
_____
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь______________________
_____
23. Не люблю людей, которые__________
______
24. До войны я________________________
___
25. Считаю, что большинство юношей и девушек___________________________
___
26. Супружеская жизнь кажется мне_______
___
27. Моя семья обращается со мной как с___ _______________________________ _______
28.Люди, с которыми я работаю_________
___
29. Моя мать________________________
____
30. Моей самой большой ошибкой было___
_____ 31. Я хотел бы, чтобы мой отец_________
___
32. Моя наибольшая слабость заключается в том_____________________________
_____
33. Моим скрытным желанием в жизни____
______
34. Мои подчинённые__________________
_____
35. Наступит тот день, когда______________
_____
36. Когда ко мне приближается мой начальник_____________________________
___
37. Хотелось бы мне перестать бояться ____
_____
38. Больше всего люблю тех людей, которые_
____
39. Если бы я снова стал молодым_______
______
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)___________________________
___
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь_________________________
____
42. Большинство известных мне семей___
___
43. Люблю работать с людьми, которые_____
______
44. Считаю, что большинство матерей______
_____
45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если _________________
____
46. Думаю, что мой отец_______________
____
47. Когда мне начинает не везти, я_________
_____
48. Больше всего я хотел бы в жизни_____
____
49. Когда я даю другим поручение_________
______
50. Когда буду старым__________________
______
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю________________________
______
52. Мои опасения не раз заставляли меня____
______
53. Когда меня нет, мои друзья____________
_____
54. Моим самым живым воспоминанием детства является ______________________
_______
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)_________________________
_____
56. Моя половая жизнь____________________
_____
57. Когда я был ребенком, моя семья_____
____
58. Люди, которые работают со мной______
____
59. Я люблю свою мать, но_________________
_____
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это_________________________
_____
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:
Большинство известных мне семей
1. Несчастливы, недружные, распались -2
2. Нервные, не очень дружные -1
3. Все одинаковы 0
4. Живут нормально, дружно +1
5. Счастливы +2
Будущее кажется мне
1. Мрачным, плохим, неприглядным -2
2. Туманным, странным -1
3. Неясным, неизвестным 0
4. Скорее, хорошим +1
5. Успешным, интересным, счастливым +2
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.
Ключ
№ п/п | Группы предложений | № Заданий | |||
Отношение к отцу | |||||
Отношение к себе | |||||
Нереализованные возможности | |||||
Отношение к подчиненным | |||||
Отношение к будущему | |||||
Отношения к вышестоящим яйцам | |||||
Страхи и опасения | |||||
Отношение к друзьям | |||||
Отношение к своему прошлому | |||||
Отношение к лицам противоположного пола | |||||
Сексуальные отношения | |||||
Отношение к семье | |||||
Отношение к сотрудникам | |||||
Отношения к матери | |||||
Чувство вины |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
ЦЕЛЬ: Общее ознакомление с процедурами применения и анализа психогеометрической методики (Сьюзен Деллингер (1989), адаптирована А. А. Алексеевым, Л.А. Громовой (1991));
Психогеометрия представляет собой оригинальное направление в современной социально-психологической, практике. Предложенная американским психологом С. Деллингер классификация типов личностей содержит описание комплексов характерологических качеств и специфики поведения тех или иных людей в повседневных ситуациях.
В рамках данного направления существует два вида диагностических процедур: проективная экспресс-диагностика,
предусматривающая интерпретацию индивидуальных предпочтений геометрических фигур, и психологический анализ результатов наблюдений за деятельностью людей. Исчерпывающих сведений о надёжности и валидности указанных процедур в настоящее время нет.
Дальнейший материал изложен по работе А. А. Алексеева, Л. А. Громовой [1] с незначительными изменениями, основанными на собственном опыте применения данной методики.
Проективная экспресс-диагностика. Инструкция. Посмотрите на пять фигур, изображенных на листе. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой мы можете сказать: «Это - я! Эта фигура соответствует мне в наибольшей степени.» Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями! Это ни к чему не приведет. Просто постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Ваше внимание. Схематически нарисуйте её под номером одни.
Теперь, если эту фигуру спрятать, закрыть, какая из оставшихся подходит Вам больше, чем другие? Изобразите ее под номером два.
Наконец, какая фигура Вам нравится в наименьшей степени? Какую из них Вы выбрали бы последней? Нарисуйте ее под номером три.
Перед Вами ряд геометрических фигур, по которому можно сделать некоторые выводы об особенностях Вашего характера, привычках, типичных формах поведения, манере общаться с людьми и т. д. Дело в том, что те, кто выбирает определённую совокупность фигур, как правило, похожи друг на друга по качествам личности и особенностям поведения.
Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место — это Ваша основная форма, доминирующая. Обычно и постоянно мы ведем себя в соответствии с нею. Вторая фигура — основной модулятор, она скрашивает типичное поведение в свои дополнительные оттенки. Следует обратить особое внимание на третью фигуру. С одной стороны, мы бываем и такими, в ситуациях, когда сами не нравимся себе. Тогда мы ведем себя так, как это характерно для людей, выбравших эту фигуру в качестве доминирующей. С другой стороны, взаимодействие с теми, кто выбирает эту фигуру первой, представляет для нас наибольшие трудности. Иногда нас влечет к таким людям, иногда — они нам крайне неприятны. Словом, особенности этих людей надо знать более полно.
Наша задача - не только интерпретировать результаты выполнения проективной психогеометрической методики но и научиться определять типы личностей людей по некоторым особенностям их внешнего вида, общения и поведения. Это даст нам возможность более эффективно организовывать взаимодействие с людьми.
Ведь далеко не каждый из наших знакомых согласиться пройти графическое психогеометрическое обследование, Многие воспримут его как неуместное, нелепое или нетактичное. Кроме того, любой методике свойственна ошибка измерения. Поданным С. Деллингер, 15 человек из сотни обычно неверно определяют свою доминирующую форму. Это происходит по следующим причинам:
v негативная установка или легкомысленное отношение к испытанию;
v необычное психическое состояние во время тестирования (возбуждённость, утомление, расстроенность и т. п.);
v выбор фигуры, соответствующей «идеальному», а не «реальному» образу личности.
Если это произошло с Вами, то прочитайте внимательно описания всех типов личностей и выберите то, что Вам больше соответствует.