Вербального взаимодействия 5 страница

При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. Если рискую, то. скорее, продуманно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсут­
ствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завы­
шенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозможному.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягатель­
ность для меня, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей
деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае не­
удачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягатель­
ность для меня еще более возрастает.

Ключ к опроснику

ДА: 1,2.3,6,8. 10. 11, 12. 14, 16, 18. 19,20. НЕТ: 4. 5. 7,9, 13, 15,17.

Обработка и критерии

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Прдсчитыва-ется общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7. то диаг­ностируется мотивация боязни неудачи.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20. то диагностируется мотивация успеха.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13. то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 — к мотива­ции успеха.

Профессиональная мотивация

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о профессиональной мотивации и ее влиянии на успеваемость учащихся. В настоящее время уже не вызывает сомне­ния отсутствие дилеммы в вопросе, чем обусловлена успеваемость учащихся — природными способностями или развитием учебной мотивации. Известно, что здесь существует сложная система взаимосвязей и что при определенных услови­ях (в частности, при повышенном интересе личности к конкретной деятельности)





Личность учащегося

Мотивация учения, поведения и выбора профессии

65



вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru может включаться так называемый компенсаторный механизм. Как уже говори­лось, недостаток способностей может компенсироваться развитием мотивацион-ной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), вслед­ствие чего в учебной деятельности могут быть достигнуты высокие результаты. Однако дело не только в том, что два этих фактора (способности и мотивация) находятся в диалектическом единстве и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабоуспевающие студенты различаются вовсе не по интеллекту­альным показателям, а по степени развития у них профессиональной мотивации. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фак­тором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что суще­ствующая система конкурсного отбора в вузы так или иначе проводит селекцию абитуриентов на уровне способностей. Выдержавшие отбор и попавшие в число первокурсников в целом близки друг другу по уровню общих интеллектуальных способностей. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональ­ной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троеч­ников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-по­знавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Положительное отношение к про­фессии в сочетании с компетентным представлением о ней детерминирует фор­мирование и других, более частных, мотивов. Это положение экспериментально подтверждается исследованиями, выполненными в системе начального профессио­нального образования и в высшей школе.

Путем экспериментальных исследований на материале различных российских вузов было установлено, что максимальная удовлетворенность избранной] про­фессией наблюдается у студентов 1-го курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижается, вплоть до 5-го курса. По нашим данным (А. Реан. 1988). несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. В иных случаях снижение удовлетворенности логично было бы связывать с уров­нем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студен­ты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болез­ненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос: «Почему профес­сия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает пред­ставление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности (называются «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п.). Что же касается реального учебного процесса, в частности изучения специальных дисциплин, то здесь лишь незначительное число студен­тов-первокурсников (менее 30 %) ориентируется на творческие методы обу­чения. Таким образом, с одной стороны — высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой —

желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овла­дения ею должно осуществляться, начиная с 1-го курса.

С обсуждаемой здесь проблемой связаны, is частности, следующие факты. В результате проведения крупных комплексных исследований по проблеме отчис­ления из высшей профессиональной школы было установлено, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. При этом выяснилось (и это очень важно), что данное обстоятельство объясняется не только объективными трудностями усвоения указанных дисциплин. Как оказа­лось, важнейшее значение имеет то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности, вслед­ствие чего мало связывает успеваемость по этим предметам5' с уровнем своей узкоспециальной квалификации. Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональ­ной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии яв­ляется важным фактором повышения успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами ее овла­дения.

го

вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru С нашей точки зрения, в крут психологических проблем, связанных с изучени­ем отношения студентов к избранной профессии, должны быть включены сле­дующие вопросы: удовлетворенность профессией; динамика удовлетворенности от курса к курсу; факторы, влияющие на формирование удовлетворенности (социально-

Интерес к занятию, особенно у младших школьников, является важной составляющей в общей структуре мотивации учения.

Положение с иностранным языком в настоящее время иное.

CD

Личность учащегося

Мотивация учения, поведения и выбора профессии




вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru психологические, пси ход о го-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные); проблемы профессиональной мотивации или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.

Именно потому, что указанные отдельные моменты, как и отношение к профес­сии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов, суще­ственно сказываясь на общем уровне профессиональной подготовки, данная про­блема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической пси­хологии. Вместе с тем необходимо отметить обратную зависимость: влияние на отношение к профессии различных стратегий, технологий, методов обучения; влияние группы (К. Замфир, 1983) и преподавателя (Н. В. Кузьмина. 1982; К. К. Плато­нов, Г. Г. Голубев, 1977). При этом заметим, что если диагностика отношения к профессии представляет собой собственно психологическую проблему, то форми­рование отношения к профессии не может быть отнесено к компетенции одной лишь педагогической психологии.

Акцентируя внимание на роли психологии в процессе профессионального самоопределения молодежи, Е. А. Климов подчеркивает, что нельзя полагать, буд­то можно произвести существенные сдвиги в сознании молодежи, не меняя, ска­жем, реальных условий труда в материальном производстве, не повышая культу­ры самого производства (Е. А. Климов, 1985).

Удовлетворенность профессией является тем интегративным показателем, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Он совершенно необходим и чрезвычайно важен именно как обобщенная характеристика. Иссле­дователи подчеркивают, что низкая удовлетворенность профессией в большин­стве случаев является причиной текучести кадров, которая, в свою очередь, при­водит к негативным экономическим последствиям (Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегу-рова. 1983; Т. В. Кудрявцев. А. В. Сухарев. 1985). Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье чело­века. Сохранению последнего способствует также высокий уровень профессиона­лизма, являющийся одним из решающих факторов преодоления психологическо­го стресса.

вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru

Учение с увлечением всегда наиболее эффективно.

Таким образом, изучение удовлетворенности профессией, ее влияние на про­цесс профессионального обучения, выявление в этой области определенных зако­номерностей — все это актуальные для психологии задачи.

В свое время нами (А. А. Реан) был проведен цикл эмпирических исследова­ний, направленных на изучение удовлетворенности избранной профессией как у учащихся системы начального профессионального образования, так и у студен­тов высшей школы.

Удовлетворенность профессией может быть определена по специальной мето­дике (В. Ядов, 1969) и представлена количественно в виде индекса удовлетворен­ности профессией 1, который задан так, что может меняться в пределах от -1 до + 1, принимая в этих пределах любые значения. Причем значение, равное -1, сви­детельствует о явной неудовлетворенности, а +1 — о полной удовлетворенности. Для определения коэффициента удовлетворенности используется несколько свя­занных между собой вопросов. Их помещают на разных страницах опросника, чтобы респондент не соотносил их друг с другом.

Полученные данные свидетельствуют, что удовлетворенность профессиями, связанными с производственной средой, значительно выше у учащихся-юношей, чем у девушек. Причем эта тенденция проявляется даже в случае различия спе­циальностей — при условии более высокой престижности отдельных специально­стей, которые осваивают девушки в учебных заведениях технического профиля. Различия в удовлетворенности профессией, связанные с половой принадлежнос­тью, имеют определенное значение, хотя основной контингент учащихся учебных заведений технического профиля составляют все-таки юноши (в начале 1980-х годов соотношение юношей и девушек в профессионально-технических учили­щах составляло приблизительно 7 : 3) (Ф. А. Фокин, 1984).

Особый интерес, естественно, представляет вопрос о связи успеваемости уча­щихся с уровнем удовлетворенности профессией. В нашем исследовании мы обратились главным образом к данным по общеобразовательным предметам. В процессе исследования были выделены две полярные группы учащихся — успевающих и не успевающих по общеобразовательному циклу дисциплин. Сопо­ставление показателей удовлетворенности профессией в этих группах не выяви­ло различий между ними. Таким образом, успеваемость по общеобразовательным дисциплинам оказалась никак не связанной с удовлетворенностью избранной профессией. Объясняется это тем, что в сознании учащихся профессиональная и общеобразовательная подготовка часто представляется в виде параллельных, ни­как не пересекающихся направлений. К сожалению, подобное отношение имеет под собой вполне реальную почву. Дополнительно срабатывает стереотип общего негативного отношения к школьным предметам, невольно связывающий проф­техучилище с «другой», более привлекательной, жизнью. На эти моменты обращают внимание в своих работах психологи К. К. Платонов, Г. Г. Голубев, Н. В. Кузьмина, О. С. Гребенюк. А. А. Реан и др.

Данные, аналогичные полученным в средних профтехучилищах, имеются и в исследованиях по профессиональному обучению в высшей школе. Мы имеем в виду рассмотренные нами ранее результаты комплексного психолого-педагоги-

68

Личность учащегося

Мотивация учения, поведения и выбора профессии




вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru ческого исследования проблем отсева, где было установлено, что наибольшая неуспеваемость прослеживается по нескольким общим предметам. Причем все они в сознании студентов представляются как малозначимыев контексте их будущей профессиональной деятельности. Очевидно, создание целевой ориента­ции, связанной с конечными целями обучения и направленной на осознание сту­дентами включенности всех изучаемых дисциплин в структуру профессиональ­ной подготовки, является важнейшим фактором повышения эффективности обу­чения и формирования личности специалиста.

Как установлено вряде исследований (в том числе А. А. Реан, 1988), удов­летворенность профессией у студентов является максимальной на 1-м курсе, в дальнейшем неуклонно снижаясь, вплоть до выпуска. Интерпретация этого факта может быть различной: указываются как объективные причины (уровень препо­давания в конкретном вузе), так и субъективные (обнаружение тех сторон буду­щей специальности, которых студент, будучи школьником, не видел) (И. С. Кон, 1980). Не останавливаясь на анализе этих причин, отметим главное: при различ­ных исходных показателях (несмотря на их снижение в процессе обучения) вели­чина индекса удовлетворенности профессией остается достаточно высокой и на «выходе системы». Аналогичное положение наблюдается и в профтехучилищах, где свыше 60 % выпускников удовлетворены профессией (Ф. А. Фокин, 1984). Однако сам индекс удовлетворенности профессией говорит лишь о том, нравится профессия или нет, не объясняя причин того или иного отношения: профессио­нальные мотивы оказываются скрытыми. Для изучения причин, определяющих отношение к профессии, часто применяют методику, в которой респондентам предлагается осуществить ряд позитивных и негативных выборов — определить, что привлекает, а что, напротив, отталкивает в избранной профессии. Для выявле­ния ведущих факторов, определяющих привлекательность профессии, рассчитыва­ется коэффициент значимости (КЗ), максимальная величина которого +1, амини­мальная — 1.

Методика изучения факторов привлекательности профессии

Методика впервые была предложена В. Ядовым.Здесь приводится ее усовершен­ствованный вариант (модификация Н. В. Кузьминой. А. А. Реана), который исполь­зовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических иссле­дованиях (табл. 3).

Инструкция

Обведите кружком те пункты, которые отражают ваше отношение кизбранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает»,в колонке Б, — что «не привлекает». Фиксируйтетолько то, что для вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках необязательно.

Таблица 3

    А   Б  
1. Важне! шая для общества профессия. Мало оценивается важность ■ руда.
2. Работа с .людьми. 2. Не умею работать с людьми.  
3. Работа требует творческого подхода. 3. Нет условий для творчества.  
4. Работа не вызывает переутомления. 4. Работа вызывает переутомле I и е.
Больша я зарплата. 5. Не бол ьша я за рп лата.  
6. Возможность самосовершенствования. 6. Нет условий для самосовершенствования.
7 Работа соответствует моим способностям. j Работа не соответствует моимсг особностям.
  Работа соответствует моему характеру. g_ Работа не соответствует моем) .характеру.
Неболь шой рабочий лень. 9. Большой рабочий день.  

вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru 10. Отсутствие частого контакта с людьми;. 10. Излишне частый контакт с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения.

вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru 11. Невозможность достичь социального признания, уважения.

Обработка

По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:

п+ — п
КЗ =-------------- .

N

где N — объем выборки (количество обследуемых):

п* — количество обследуемых, которые отметили данный фактор вколонке А:

п~ — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может измениться в пределах от —1 до +1. Резуль­таты диагностики по группе заносятся втабл. 4.

Таблица 4

Название выборки __

Объем выборки N =

 
  вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru


      Личность УЧАЩЕГОСЯ
           
Факторы 1 2 3 количество обследуемых 1 5 7 8 9 10 1 1

п

п"

КЗ

вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотно­шения п+ и п—. Необходимо строить интерпретацию с учетом как первого, так и второго аспектов. Продемонстрируем это на простом примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) еще не означает его полной незначимости. Необходимо прежде всего понять, каким образом этот низкий коэффициент получился.

Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости

10 — 0 КЗ =------------ = 0.1

55 — 45

КЗ =------------- = 0,1

хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают различные типы реальности.

Второй случаи действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в числе значимых, не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ свидетельствует не столько о низкой значимости фактора, сколько о его противоречивой оценке респондентами: для одних он значим пози­тивно (привлекает в профессии), а для других — негативно (соответственно не привлекает).

Данная методика использовалась учеными (включая авторов этой книги) для серии исследований, проводившихся в основном на материале высшей школы. Гораздо менее активно она применяется там, где предметом анализа служит про­цесс обучения в начальной профессиональной школе.

Исследования, проведенные нами в начальной профессиональной школе на различных выборках (отражающих тот или иной профиль обучения и состав выборки по полу), позволяют сделать некоторые обобщения. В табл. 5 приводятся по различным выборкам пять наиболее значимых факторов. Положение, которое они занимают в таблице, соответствует величине коэффициента значимости.

Как видно из табл. 5, структура значимых факторов, определяющих отношение учащихся к профессии, достаточно идентична в различных училищах, хотя имеет место и определенная специфика, очевидно, связанная с профилем училища, осо­бенностями контингента, в том числе и с половыми различиями. Так. установлено, что фактор зарплаты входит в число наиважнейших, что согласуется с данными других, в том числе и зарубежных, исследований (В. К. Вилюнас, 1983). В одной


Мотивация учения, поведения и выбора профессии

вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru Таблица 5. Ведущие факторы, определяющие отношение к профессии учащихся

Выборка Факторы и их значимость
А Важнейшая для обще­ства профес­сия Негативный фактор: ра­бота вызыва­ет переутом­ление Работа соот­ветствует способ­ностям Работа с людьми Работа тре­бует посто­янного твор­чества
В Большая зарплата Негативный фактор: слишком час­тый контакт с людьми Работа соот­ветствует способ­ностям Важнейшая для общест­ва профес­сия. Возможность сомосовер-шенство-вания
С Большая зарплата Негативный фактор: ра­бота вызы­вает пере­утомление Важнейшая для обще­ства профес­сия Работа с людьми Работа соот­ветствует способно­стям

выборке (см. в табл. выборку А) фактор зарплаты не вошел в число значимых, что связано, по нашему мнению, со спецификой данной выборки по полу, — абсо­лютное большинство здесь составили девушки. Отметим, что в упоминавшемся выше исследовании венгерского психолога, Данча сведения по половому составу выборки отсутствуют.

Из табл. 5 видно, что устойчивое высокое значение во всех выборках уча­щихся имеет фактор общественной важности профессии. Таким образом, объек­тивное признание и субъективное понимание учащимися общественной важнос­ти профессии существенным образом влияют на удовлетворенность сделанным выбором, а следовательно, способствуют профессиональной стабилизации. Дру­гой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Как показал проведенный нами дополнитель­ный анализ, данный фактор занимает разные места в подгруппах успевающих и неуспевающих учащихся (более значим для первых, менее значим для вторых). В целом его субъективная значимость высока в обеих подгруппах: в первом случае — второй ранг, во втором — четвертый. Эти результаты недвусмыслен­но свидетельствуют о четко выраженной ориентации учащихся на творческий подход к будущей профессиональной деятельности, независимо от ее специфики и содержания. Ожидание и поиск творческих элементов в будущей профессии обусловливают особое к ней отношение, существенно влияют на ее выбор. При этом, как показывают исследования, такие тенденции проявляются на различных



Личность учащегося

Мотивация учения, поведения и выбора профессии

73



вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru вербального взаимодействия 5 страница - student2.ru уровнях профессионального образования: как в средней, так и в высшей школе. Конечно, разные профессии и разные «трудовые посты» (Е. А. Климов) предос­тавляют неравные возможности для творчества. Однако, как справедливо под­черкивает Б. Ф. Ломов, творчество — это не исключительное состояние художе­ственной, научной и изобретательской сфер деятельности. Любая деятельность включает момент творчества. В этой связи представляется глубоко обоснован­ной указанная' Е. А. Климовым необходимость воспитания равного уважения к разным видам профессионального труда, недопустимость превознесения одних профессий, как творческих, увлекательных, за счет других, якобы лишенных этих качеств.

Приобретет ли профессиональная деятельность оттенок творчества, во многом зависит от самой личности. А потому формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребно­сти в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству — необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.

Несмотря на то что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффек­тивность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут при­менены для диагностики интересов и склонностей личности учащегося, его устано­вок, ценностных ориентации, а также характерологических особенностей.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточ­ным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным пред­ставлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Результаты одного из наших исследований (А. А. Реан) хорошо иллюстрируют факт, что даже самый простой анализ профессиональных интересов, осуществленный своевремен­но, может повлиять на удовлетворенность профессией и ее адекватный выбор. В спе­циально отобранной группе учащихся полиграфического училища, общей особеннос­тью которых оказалась низкая удовлетворенность избранной профессией, была проведена диагностика профессиональных интересов. Обобщенные результаты исследования приведены в таблицах 6 и 7. Как видим, низкую удовлетворенность учащихся избранной профессией можно было вполне надежно спрогнозировать еще до их поступления в училище. Действительно, ведущими для данной группы интересами оказались профессии типа «человек—художественный образ» и «че­ловек—человек», то есть лежащие вне избранной ими сферы, которая включает профессии типа «человек—знаковая система» и «человек—техника» (машинные и ручные наборщики, печатники и т. д.). Как раз оба этих типа оказались для данной группы наименее привлекательными, более того, профессии, связанные с техникой, у 55 % опрошенных вызывают активное неприятие. Были выявлены лишь двое учащихся, доминирующие интересы которых были связаны с техникой; столько же

Наши рекомендации