Процедура исследования. Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой. Если исследуется одновременно несколько человек, то лучше, чтобы каждый испытуемый получил картинку, а не разглядывал общий плакат. Испытуемым предлагают написать сочинение по картинке, но цель исследования скрывается.
Инструкция испытуемому: "Перед Вами картинка с изображенным на ней пейзажем. Напишите сочинение по этой картинке".
Время написания сочинения в данном случае не ограничивается, а работа заканчивается, когда сочинение насчитывает не менее 300 слов.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – вычислить величину ригидности письменной речи испытуемого для каждой сотни слов его сочинения. Сначала в сочинении вертикальной чертой отделяют каждую сотню слов. Затем в каждой сотне слов вычеркивают или подчеркивают все повторяющиеся слова, одинаковые по звучанию и написанию, в том числе слова, имеющие общий корень. Например, однокоренными словами будут: зелень, зеленый, зеленоватый. Для каждой сотни слов сочинения отдельно подсчитывают количество слов-повторов. Союз "и" также является словом, и все его повторения считаются.
Показатель ригидности письменной речи может быть представлен как в,абсолютной величине, то есть в количестве повторов, так и в относительной – в виде коэффициента "КР".
Анализ результатов
Тенденция повторять слова при написании сочинений в каждой сотне неодинакова. Для интерпретации индивидуальных показателей предлагается таблица определения степеней ригидности письменной речи.
№/пп сотни слов в сочинении | Степень ригидности | |||
большая | средняя | малая | лабильность | |
количество повторов | ||||
Первая сотня | 10 и больше | 8-9 | 4-7 | 0-3 |
Вторая сотня | 12 и больше | 10-11 | 7-9 | 0-6 |
Третья сотня | 14 и больше | 12-13 | 9-11 | 0-8 |
В ходе анализа результатов желательно установить причины ригидности. Среди причин может быть: малый речевой запас, плохое самочувствие испытуемого, невысокий интеллект и др. Люди с лабильной речью часто имеют выраженные лингвистические и общие гуманитарные способности. Обычно они увлекаются литературой и филологией. Желающим совершенствовать себя важно заботиться о профилактике ригидности речи. Для этих целей можно работать со словарем синонимов, заменяя в своих текстах выступлений, сочинениях слова-повторы синонимами. Аналогичным образом можно развивать и устную речь. хорошо помогает при этом магнитофонная запись выступлений и бесед с дальнейшим ее анализом.
Задание 21
Исследование темпа устной речевой деятельности
Цель исследования: определить темп устной речи по тесту для чтения.
Оборудование: тест для чтения, состоящий из букв и цифр, секундомер.
Процедура исследования
Это исследование экспериментатор проводит с одним испытуемым, которого следует удобно усадить за хорошо освещенный стол.
Испытуемому предлагается стандартный тест для чтения, напечатанный на небольшом бланке. Тест выглядит следующим образом.
А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носон ромор воров иушчцфх 000756 котон рортрр 11+3=12 15:5 = 24 : 7 = 23 М + А = ма ма = ма ! мама = папа каша + ша = ка
Инструкция испытуемому: "По моему сигналу "Начали!" как можно быстрее прочитайте вслух все построчно написанное на данном бланке. Старайтесь читать без ошибок. Все ли Вам понятно? Если да, то я засекаю время. Начали!"
Экспериментатор должен фиксировать с помощью секундомера время, затраченное испытуемым на чтение всего теста, и возможные ошибки.
Обработка результатов
Результатами этого тестирования являются время чтения всего набора букв, цифр, знаков и количество допущенных испытуемым ошибок.
Анализ результатов
Результаты тестирования интерпретируются с помощью шкалы оценки темпа устной речевой деятельности.
Время чтения | Темп чтения | Примечание |
40 с и меньше | высокий | За допущенные при чтении ошибки ранг темпа чтения уменьшается путем снижения на одну строку вниз |
от 41 до 45 с | хороший | |
от 46 до 55 с | средний | |
от 56 до 60 с | низкий |
В ходе интерпретации результатов важно учитывать, каким видом деятельности предпочитает заниматься испытуемый и его темперамент. У филологов темп речевой деятельности бывает обычно высоким. Кроме того, на скорость чтения теста влияет самочувствие и настрой на тестирование. Немаловажную роль играет установка, вызванная инструкцией. У большинства людей высокий темп коррелирует с холерическим или сангвиническим типами темперамента, а средний или низкий – с флегматическим и меланхолическим.
Темп чтения можно ускорить частым чтением вслух и развитием внимания.
Задание 22
Исследование эготизма
Цель исследования: определить величину и уровень эготизма диалогической речи.
Материал и оборудование: семантическое содержание речи испытуемого, бумага и ручка для записи, магнитофон.