Тема 1. Семья, понятие, форма, специфика, функции, типология

Санкт-Петербургская академия

Управления и экономики

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология семьи

Для специальности 030301.65 «Психология»

Санкт-Петербург

Г.

ББК 88.5

УДК 364.64

К 89

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой психологии.

Протокол от 10 октября 2007 г. №2.

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от 17 октября 2007 г. № 2.

Кукулите Т. Г.

Психология семьи. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 71с.

Учебно-методический комплекс, включает основные требования и организационно-методические указания по изучению психологии семьи, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, рекомендации по выполнению контрольных работ, порядок проведения контроля качества подготовки обучающихся по дисциплине, содержание контролирующих материалов, глоссарий. Курс знакомит студентов с психологическими исследованиями брака и семьи, рассматривает факторы, влияющие на качество брака, цикл развития семьи, ролевую структуру семьи, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение и установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по специальности 030301.65 «Психология» и направления 030300.62 «Психология» Данный учебно-методический комплекс может быть также использован при подготовке студентов по специальности 030602.65 «Связи с общественностью».

© СПб Академия управления и экономики, 2007

©Т.Г. Кукулите, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая учебная программа дисциплины
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
3. Методические рекомендации к практическим занятиям
4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
5. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов
7. Глоссарий

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель учебного курса: интегрировать знания студентов из различных отраслей психологии для понимания особенностей развития семьи и семейных отношений, а также инициировать исследовательскую и практико-ориентированную активность студентов в области семейных отношений.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:

1. дать систематизированное обзорное представление об эволюции семейных отношений, ознакомить слушателей с понятиями и терминами, относящимися к теории семейно-брачных отношений.

2. рассмотреть процесс формирования отношений на различных этапах жизненного цикла развития семьи; познакомить студентов с основными социально-психологическими проблемами семьи в российском обществе и мировом контексте.

3. Показать возможность практической психологии в работе с семьей.

В результате изучения дисциплины студенты должны

иметь представление:

· об эволюции семейных отношений

· о динамике развития и кризисных периодах семейных отношений

· о психологической помощи семье.

знания:

· особенностей эволюционного развития института брака и семьи в контексте философско-типологического подхода

· основных ценностей семьи и семейных отношений как микросоциума

· психологических особенностей, происходящих в современной российской семье и деструктивных, девиантных типов поведения, характерных для современного российского общества

· демографических тенденций в российском обществе на рубеже XX-XXI в. и перспектив развития семьи в современных социально-экономических условиях

· нравственно-этических брачных установок молодежных групп, отношения молодежи к семейным ценностям, что является условием прогнозирования типов брачного поведения.

умения:

· определять объективные и субъективные причины, вызывающие дисфункции семьи

· приобретать новые знания самостоятельно, интегрировать общенаучные, социологические, психологические, педагогические, и др. знания для решения теоретических, практических и профессиональных проблем по психологической помощи семьям

навыки:

· научных исследований в более узких направлениях по проблемам семьи

· психологической помощи дисфункциональным семьям

2. Организационно-методические указания

Данная программа построена в соответствии с требованиями программы Государственного образовательного стандарта по специальности 030301.65 «Психология» и направления 030300.62. «Психология». Содержание курса «Психология семьи» направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования.

Дисциплина «Психология семьи» входит в цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, дисциплина по выбору. Преподавание дисциплины базируется на знаниях полученных при изучении курсов «Философия», «Социология», «Общая психология», «Общий психологический практикум». «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология». В сою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов «Семейное консультирование». «Психологическое консультирование детей и подростков».

Изложение материала курса сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, детско-родительских отношениях в семье, социальном и институциональном контекстах семьи, организации и динамике семейных отношений, вопросах психологической помощи семье.

Программа курса «Психология семьи» реализуется в форме лекций и практических занятий. Широко используются дискуссии по проблемным вопросам, целью которых является развитие психологического мышления студентов. В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекцию следующих методов и приемов: элементов диалога, эвристической беседы, групповой дискуссии.

Практические занятии с элементами семинара проводятся в форме: вопросно-ответный семинара; развернутой беседы на основе заранее данного студентам плана; устных докладов студентов с последующим обсуждением их; обсуждения письменных рефератов; теоретической конференции; семинара-диспута; комментированного чтения источников и др.

Возможные способы организации работы на практических занятиях: фронтальный, групповой, парный, индивидуальный. Методы и приемы: дискуссия, метод «мозговой атаки», метод «круглого стола», анализ и решение практических ситуаций, задач, предложенных как преподавателем, так и разработанных самими студентами, творческие задания.

Формы и содержание текущего контроля: подготовка к семинарам и практическим занятиям, участие в них; индивидуальные (групповые) доклады; письменные работы, связанные с проверкой усвоения основных понятий темы; тестирование; анализ проблемных ситуаций; решение психологических задач, практических ситуаций; выполнение творческих заданий.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности.

Отчетные материалы: обобщающие схемы, таблицы по темам курса; разработанные проблемные вопросы, задания, конспекты первоисточников; результаты исследований; выполненные творческие задания; и др. отчетные материалы (см. методические указания к самостоятельной работе студентов).

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Семья, понятие, форма, специфика, функции, типология

Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Понятия «семья» и «брак». Исторический очерк становления психологии семьи. Эволюционный подход в изучении психологии семейных отношений. Функционализм. Этологический подход. Эмпирический подход. История психологических исследований семейных отношений. Сциентистский подход

Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества. Кровнородственная семья. Групповой брак. Полигамия: полигиния и полиандрия. Парный брак. Патриархальная семья. Моногамная семья. Нуклеарная семья. Традиционные и современные функции семьи.

Наши рекомендации