Тема 2.2. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности, их психолого-правовая оценка

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.

2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.

3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.

II. План семинарского занятия

(форма обучения очная)

1. Понятие, физиологические механизмы и виды эмоциональных переживаний. Индивидуальное своеобразие эмоций.

2. Негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) эмоциональные переживания: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности.

3. Конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности.

4. Понятие воли. Структура волевого акта. Волевые качества личности. Понятие «порока воли» в праве.

5. Общая характеристика мотивационной сферы личности.

6. Мотивация преступного поведения. Психологическая классификация преступников по особенностям потребностно-мотивационной сферы.

7. Исследование психических состояний и свойств личности как предмет судебно-психологической экспертизы.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

Изучая судебно-психологическое значение эмоций, воли и мотивов, следует повторить их общепсихологическую характеристику. Дайте классификацию эмоций. Особое внимание обратите на негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) и конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния. Раскройте их психологическое содержание, а также роль и значение в юридической практике:

- СПЭ эмоциональных состояний;

- индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к аффекту. Поводы к назначению. Аффект на почве простого алкогольного опьянения.

-СПЭ стрессовых состояний.

Дайте определения: психологическому понятию «воля»; понятию «порока воли» в праве. Выявите психологическое содержание и причины «порока воли».

Изучая структуру личности, выделите подструктуру направленности личности (мотивационная сфера). Дайте в связи с этим классификацию потребностей и мотивов. Рассмотрите осознаваемые мотивы поведения (интересы, стремления, убеждения) и неосознаваемые мотивы поведения.

Рассмотрите соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Изучите психологическую характеристику умышленных и неосторожных преступлений.

Изучая мотивацию преступной деятельности, соотнесите юридическое и психологическое понятие «мотива преступления».

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник. - СПб: Питер, 2008. - 624с.

2. Еникеев, М. И. Юридическая психология : учебник / М. И. Еникеев. - М. : НОРМА, 2006. - 512 с.

3. Романов, В. В. Юридическая психология : учебник / В. В. Романов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2009. - 560 с.

Дополнительнаялитература:

1. Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб: Речь, 2004.- 166с.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко.- СПб: Прайм-Еврознак, 2004. - 672с.

3. Жуков И.А., Полтавцева Л.И. Психологические основы тактики производства отдельных следственных действий: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д : РЮИ МВД России, 2006. – 48 с.

4. Полтавцева Л.И. Возможности психологии в преодолении противодействия расследованию преступлений // Вестник МВД. - 2005. № 4.

5. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. – СПб : Речь, 2004.- 240с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб : Питер, 2004.- 713с.

7. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. - СПб: Речь, 2004.- 304с.

8. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д : Феникс, 2007

9. Фрай О. Детекция лжи и обмана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.

10.Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. СПб: Речь, 2004. 114 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте роль эмоций и воли в регуляции поведения человека.

2. Чем определяется необходимость учета и моделирования в юридической деятельности психических состояний человека?

Тема 2.3. Психология личности. Использование знаний об индивидуально-психологических особенностях личности

В юридической деятельности

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.

2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.

3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.

II. План семинарского занятия

(форма обучения очная)

Вопросы для обсуждения

1. Личность как междисциплинарный объект исследования. Понятие личности в психологии.

2. Биологический и социальный факторы развития личности. Взаимодействие социального и биологического факторов в формировании личности преступника.

3. Психологические основы изучения и оценки личности преступника.

4. Темперамент: понятие; физиологические основы; характеристика различных типов темперамента.

5. Понятие о характере. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характеров (Э. Кречмер, А.Е. Личко, К. Леонгард и др.). Акцентуация характера.

6. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям.

7. Понятие и содержание визуальной психодиагностики.

8. Исследование индивидуально-психологических особенностей личности как предмет судебно-психологической экспертизы.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

Рассмотрите биологически обусловленную подструктуру личности и уясните понятие о темпераменте. Обратите внимание на свойства нервной системы как физиологической основы темперамента. Определите свойства темперамента. Составьте представление о типологии темпераментов, их психологической характеристике. Задумайтесь о роли темперамента в деятельности человека.

Определите отличие темперамента от характера. Обратите внимание на роль социальной среды в формировании характера.

Следует усвоить понятие о способностях, составить представление о соотношении между задатками и способностями, рассмотреть виды способностей.

Обратите внимание на социальную детерминированность индивидуального преступного поведения и криминологическую структуру личности преступника. Опирайтесь при этом на современные подходы к определению соотношения биологического и социального в структуре личности.

Рассмотрите понятие и структуру психических аномалий. Изучите проблемау криминогенности психических аномалий, их общую характеристику.

Изучите влияние алкоголя на психику, особенности изменений личности при алкоголизме, в том числе особенности женского алкоголизма.

Рассмотрите акцентуации характера как крайние варианты нормы, а также понятие психопатии. Изучите особенности судебно-психологической оценки психологических особенностей психопатических и акцентуированных личностей.

Обратите внимание на понятие патопсихологического синдрома, на характеристику основных патопсихологических синдромов и их криминогенное значение.

Наши рекомендации