Феноменология расширенных состояний сознания

Феноменология процесса РСС отличается удивительным и необычным разнообразием. В состоянии расширенного сознания репродуцируются практически любое поведение, любые психологические состояния, как имевшие место в индивидуальном опыте, так и гипотетически возможные, переживаются самые фантастические эмоции, чувства, образы, телесные и внетелесные ощущения.

Мы постараемся описать их, не затрагивая механизма детерминации этих феноменов.

Хочется сделать несколько предварительных замечаний:

- во-первых, материал, с которым и над которым проводится работа, тесно связан с эмоциональной сферой. Мы предельно четко представляем, что бессознательное в основном состоит из переживаний;

- во-вторых, есть некоторые общие элементы феноменологии расширенных состояний сознания при связном дыхании и измененных состояний сознания при гипнозе, медитациях, применении психоделических препаратов, наркотиков;

- в-третьих, обозначение и описание феноменологического поля не означает, что его содержание должно проявляться тождественно у каждого клиента. Каждый процесс уникален. Содержание и структура процесса зависит от очень многих переменных, таких, как индивидуальный опыт клиента, особенности тренинговой группы, опыт вхождения в РСС, характерологические особенности клиентов, личности ведущего и инструкторов, общепсихологическая атмосфера, умение использовать навыки, техники процесса, качество медитативной подготовки, тематический настрой предварительной лекции и т.д.;

- в-четвертых, мы совершенно не хотим претендовать на какую-то завершенность в обозначении и описании РСС. Это лишь удобная схема, которую мы вам предлагаем.

Феноменология процессов РСС не умозрительная конструкция. Описание, которое мы вам предлагаем, базируется на наблюдениях процессов, опросах участников тренингов, самоотчетах клиентов, анализе текстов «проговоров» в пространстве огромной выборки - более 3000 чел.

Двигательная сфера

Наблюдение за поведением клиентов во время процесса позволяет выделить три типа двигательных реакций:

- спонтанные - движение рук, ног, тела в любом направлении, автоматические вращательные движения рук, катание по полу, конвульсии, паралич рук, ног, языка, голосовых связок шеи, мышц лица (особенно тех групп мышц, которые связаны с речью), кашель, зевота, потягивания, импульсивные вздрагивания всего тела или некоторых групп мышц и другие;

- комплексы согласованных движений, которые могут вылиться в принятие позы эмбриона, защитные позы, асаны и другие;

- сложные действия - имитация танца, полета птиц, реализация поведения идентифицируемых животных и растений, ритуальных действий, автоматизированных поведенческих актов и другие.

Нужно учитывать, что все эти движения, как показывают массовые опросы и анализ «проговоров», увязаны в сюжеты переживаний разного уровня сложности.

Сенсорная сфера

В расширенном состоянии сознания вызываются разнообразные изменения в активности любого органа чувств. Нужно отметить, что общей тенденцией является определенная «аутизация» сенсорной сферы: в основном при полном погружении в процесс клиенты не слышат фоновой музыки, звуков, издаваемых другими клиентами (дыхания, плача, смеха, разговоров, стонов, криков и прочих).

Встречаются случаи, когда клиенты «не видят» при открытых глазах, не замечают холода или тепла, прикосновения.

Нередко наблюдается повышение кожной чувствительности. Некоторые клиенты говорят о том, что руки лидера «обжигают» или от инструктора «полыхнуло массой энергии» и т.д.

В процессе, как правило, возникает изменение общего чувства (комплекса ощущений, соотносимых не с внешними объектами, а с собственным организмом): чувство телесного благополучия или неблагополучия, слабости, утомления, ощущения силы, свежести, бодрости, жажды, зуда, тошноты, свободного или затрудненного дыхания, ощущение покалывания всего тела, тяжести, стеснения, давления в области различных органов.

Весьма часто встречаются случаи, когда клиенты говорят об ощущении полета, тяжести («свинцовой», «чугунной» налитости) в различных частях тела и во всем теле, вибрации, «выворачивания на изнанку», присутствия внутри тела разных образований («снежный ком», «свинцовый шар», «темная плотность», «копье», «иголки», «нож», «липкая жижа» и других), «засасывания в землю», «привязанности к полу канатами, нитками» всего тела или части, «придавленности» к земле катком, металлическими или бетонными блоками, «раздутости» всего тела или части и тому подобное.

Чрезвычайно часты, особенно на первых процессах, восприятия различных цветовых пятен, «звезд», «пульсации света», «космических световых и цветовых гамм», сверкающих или пульсирующих геометрических фигур различной сложности, линий, «бегущих огней» и др.

Встречаются упоминания о чувстве переполненности энергией, движения энергии по всему телу, выхода энергии через руки, «вытекания» энергии через пальцы, «засасывания» энергии через пальцы или от других людей, от деперсонализированного «Некто», «пульсации» энергии во всем теле или какой-то его части, «дыхания энергией», отправление энергии в какую-то часть тела, внутреннего свечения, внутреннего «колыхания» энергии и другие.

Не столь редки даже такие оригинальные ощущения как «шевеление» зубов, погруженности тела в снег, песок или какие-то жидкие субстанции вроде воды, жижи, «закованности» всего тела или какой-то его части, вытекания из тела каких-то субстанций, «приколотости» к полу копьем, ножом или каким-либо другим острым предметом, «отсутствия» всего тела или какой-то его части и прочие.

В процессе так же бывают феномены психосоматического пласта, включающие тканевые, гуморальные и даже иммунологические изменения (ожог, онемение от холода), хотя никаких внешних провоцирующих факторов нет.

Эмоциональная сфера

Эмоциональная картина процесса отличается большим разнообразием: от простейших и тонких (эмоциональный фон) ощущений до аффектов, паники - по мощности, до любви к человечеству, миру, космосу - по сложности.

Эмоциональный тон ощущений связан с непосредственными переживаниями, сопровождающими определенные ощущения (вкусовые, температурные, звуковые и другие) или их комплексами в процессе. Такого рода эмоции приводят к стремлению сохранения или устранения этих ощущений.

Состояние аффекта, как правило, связано с тяжелыми физическими (сильная боль, судороги, спазмы, зажатость) или психическими переживаниями (родовая травма, клиническая смерть, операционные стрессы, переживания, связанные с опасностью для жизни).

Судя по мимике и пантомимике клиентов и многочисленным материалам бесед, феноменологическое поле процесса вызывает различные настроения как по знаку (положительные или отрицательные), так и по модальности (удивление, радость, ликование, отвращение, негодование, тревога, печаль и др.) - разные по длительности и интенсивности.

Как правило, выход из процесса, сопровождаемый интеграцией, окрашен в положительные эмоциональные тона: радость, чувство вдохновения, облегчения, наполненности, насыщенности, эйфории, любви ко всем людям, к миру живому и неживому, к Космосу, Вселенной. Мы заметили в результате тысяч групповых и индивидуальных процессов, что у людей повышается общий эмоциональный настрой, появляется любвеобильность, тонкость чувствования, тенденция к жизни в радости, даже в ситуации конца 90-х гг., когда общество отравлено негативными эмоциями, агрессией и всеобщей невротизацией.

Внутри процесса также возрастает способность к эмпатии, к сопережи-ванию, вчувствованию - проникновению в переживания другого. Особенно это проявляется в тех ситуациях, когда кто-то из клиентов прорабатывает и переживает тяжелые жизненные ситуации, раскрывая это через плач или стоны.

Картина эмоций не будет полной, если мы не скажем о том, что некоторые клиенты внутри процесса чувствуют одиночество, подавленность, покинутость, какую-то космическую пустоту вокруг себя, великую жалость к себе, переживают вину перед близкими людьми (матерью, отцом, сыном, мужем, дочерью и так далее), перед группой, этносом, человечеством, Богом.

Так же хочется упомянуть о тех чувствах, которые вызваны сексуально-эротической сферой личности. Мы не склонны к пансексуальным установкам в объяснении поведения и деятельности человека. С другой стороны, нам предельно ясно, что в бессознательном содержится огромное количество подавленного материала, связанного с социальными запретами на многие формы сексуального поведения, даже фантазии на эту тему. Табуированные желания в этой сфере часто прорываются на уровень осознания и переживания в процессе осознанного связного дыхания. Многие из них проявляются на уровне специфических телодвижений, мимике и пантомимике, изменения тонуса и цвета кожи, криках, стонах, изменении паттернов дыхания, то есть имеют четко выраженную имитацию реальных процессов, связанных с этой сферой. Эти переживания соотносятся не только с реальным опытом на уровне индивидуальной биографии. Часто в процессах бывают переживания очень насыщенные по содержанию грезами, мечтами, фантазиями, удивительным переплетением реального и ирреального, то есть находит свое проявление подавленное сексуальное начало в человеке.

Память

После процесса большинство клиентов может вспомнить почти все, что происходило в расширенном состоянии сознания, а другие забывают некоторые фрагменты, эпизоды процесса.

В процессе связного осознанного дыхания наблюдается повышенная способность к восстановлению забытых воспоминаний различного возраста (гипермнезия). Собственно, это тот слой в работе клиента, который С. Гроф называл психодинамическим или биографическим. Сюда относятся комплексное воспроизведение эмоционально оцениваемых событий из разных периодов жизни, а также символические переживания, которые мы можем обозначить как новообразования фактов индивидуального опыта человека. Биографический слой исчерпывается не только теми воспоминаниями, которые принято в классической психологии называть детскими, но и того периода от первых дней, недель, месяцев жизни, воспоминание о которых само по себе ошеломительно.

У женщин-матерей биографический слой, как правило, прорабатывается через переживание родов. Это сопровождается соответствующей моторикой, звуками, внутренними ощущениями. Проговоры этих процессов показали, что для современной женщины сильнейшим стрессом является не сам акт рождения, но, в основном, больничная, чужая и чуждая обстановка до, во время и после родов. Мы поняли, что физическая среда и психологическая атмосфера роддомов часто являются психотравмирующим, подавленным, вытесненным в подсознательное материалом.

Немалый интерес представляют сгустки воспоминаний, состоящие из ярких, живописных конкретизаций грез, желаний, фантазий, удивительного сочетания мечты и реальности. Хочется отметить, что клиентом легко осуществляется прогрессия и регрессия возраста. Клиенты идентифицируют себя с глубоким старцем или моделируют период новорожденности с адекватными этому возрасту поведенческими и неврологическими реакциями: характерный детский плач, спонтанные хаотические движения, сосательный рефлекс и другие. Нас поразили те случаи, когда клиентыие воспроизводили баюкающие звуки матери, и, что особенно примечательно, именно те, которые были возможны в том этносе и в то время, когда клиент был новорожденным или грудным ребенком.

Таким образом, мы можем сделать следующие замечания по феноменологии памяти в РСС:

1) клиент оперирует материалом долговременной памяти на уровне индивидуальной биографии;

2) среди всех видов памяти, которые в классической психологии считаются основными, в процессе превалируют моторная, эмоциональная и образная;

3) материал словесно-логической памяти, по нашему предположению, не является объектом прорабатывания в процессе в силу того, что содержательным субстратом бессознательного являются переживания, которые имеют четко организованные связи с моторной, эмоциональной и образной сферами личности.

Восприятие

Опыт проведения тренингов по Свободному Дыханию показал, что восприятие как сложный когнитивный процесс в расширенном состоянии сознания тоже претерпевает сложнейшие трансформации. Это касается всех видов восприятия. Рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся восприятия времени.

Важной характеристикой переживаний в расширенных состояниях сознания (РСС) является трансцендирование пространства и времени (1994). В необычных состояниях сознания изменяется линейность временных последовательностей.

В некотором смысле полное переживание событий (в сравнении с просто воспоминанием) можно рассматривать как выход за пределы времени и пространства. Человек, переживающий последовательность событий из своего младенчества, детства или последующей жизни, не реконструирует эти события по энграмме в нервной системе, а актуально и непосредственно оказывается в пространственных и временных координатах первоначальных событий.

Психические состояния предлагают множество эмпирических альтернатив линейному времени и трехмерному пространству, которые характеризуют наше повседневное существование. События из прошлого, недавнего или отдаленного, могут переживаться в неординарных состояниях с такой живостью и сложностью, которые повседневное сознание способно фиксировать только в настоящем моменте.

Довольно часто время трансцендируется как самостоятельное измерение и приобретает самостоятельные характеристики: прошлое, настоящее и будущее накладывается одно на другое и сосуществует в настоящем моменте.

Для исследования восприятия времени необходимо учитывать два фактора. Один из них - фактор аффективного порядка: эмоциональная картина процесса отмечается большим разнообразием, эмоциональный тон ощущений связан с непосредственными переживаниями, сопровождающими определенные ощущения. Другой фактор определяется уровнем активности: в РСС вызываются разнообразные изменения в активности любого органа чувств.

Для того, чтобы понять, как субъективные оценки времени в РСС отличаются от оценок в нормальном состоянии сознания, мы использовали метод количественной оценки, который является наиболее удобным в нашем эксперименте.

В 1995 г. было исследовано две группы. В первую группу входили испытуемые, у которых измерялась оценка временных интервалов в нормальном состоянии сознания (контрольная группа). Для стандартизации условий эксперимента использовалась методика изучения восприятия времени: испытуемому предлагается в полной тишине оценить отрезок времени между двумя нажатиями кнопки секундомера (интервалы в 10, 15 и 20 мин.).

В другой группе измерялось восприятие времени в процессе РСС (экспериментальная группа). Были собраны данные по четырем тренингам.

В обеих группах каждому испытуемому выдавалась анкета для заполнения, где фиксировались: Ф.И.О., пол, возраст, образование, индивидуально оцениваемое время, фактическое время.

В исследовании принимало участие 82 человека, из них 41 - в контрольной и 41 - в экспериментальной группе. Всего в эксперименте участвовало 49 женщин и 33 мужчины, из них 48 - со средним образованием и 36 - с высшим в возрасте от 18 до 59 лет. По составу и другим характеристикам выборки обеих групп однородны.

По результатам контрольной группы можно говорить о большой адекватности оценок испытуемых объективным промежуткам. Это можно объяснить использованием испытуемыми дополнительных инструментальных средств, использование меры. Правильная оценка времени составляет 56%. Ошибки объясняются эмоциональным фоном, установкой и настроением испытуемого.

По результатам экспериментальной группы видно, что временная ориентировка в РСС несколько меняется. У одних временной интервал оценивается как более короткий, у других - как более длинный. Есть случаи адекватной оценки времени. В процессе исследования мы столкнулись с явлением, когда испытуемые просто не могли оценить время, это оказалось для них невозможным.

Всего погружений в РСС - 107, из них оценка уплотнения времени составляет 83%, переоценка временного интервала -12%. В результате наблюдается общая тенденция ошибочного оценивания времени в процессе РСС.

Расширенное состояние сознания оказывает влияние на восприятие времени: появляются ошибки в оценках, искажаются временные длительности. Это можно объяснить высоким уровнем активности, который сопровождает процесс РСС (чем выше уровень активности, тем короче кажется время, чем более интегрированной является задача, тем короче кажется ее длительность); появлением ряда сильных эмоций (под влиянием эмоционального состояния выступают отклонения в непосредственном переживании длительности); отсутствием инструментальных средств (сознательного учета временных свойств). Кроме того, искажения восприятия времени непосредственно связаны с функциональными изменениями, происходящими в организме человека.

В экспериментальной группе независимо от возраста наблюдалась большая тенденция к искажению оценок, нежели в контрольной. Кривая восприятия времени в зависимости от возраста представляет собой в обеих группах большой разброс.

Если в контрольной группе у женщин средняя ошибка больше, чем у мужчин, то в экспериментальной, наоборот - у мужчин средняя ошибка больше.

Особенности восприятия времени в зависимости от образования, средняя ошибка в экспериментальной группе:

- среднее образование - 43,5

- высшее - 36,7

В контрольной группе:

- среднее - 1,1

- высшее - 0,5

В классической психологии время принимается как субъективное отражение в психике человека системы временных отношений его жизненного пути. Восприятие времени в процессе связного дыхания обладает рядом интереснейших особенностей:

1) сжатие времени, которое проявляется в том, что клиент большие отрезки времени оценивает как короткие (двухчасовой процесс дыхания у большинства оценивается как 20-30 минутный);

2) «уплотнение» времени - восприятие, и переживание в короткие промежутки времени большого количества событий. Иногда клиентыие за несколько минут успевают воспринять и пережить целые биографические слои, которые в обычной жизни занимают месяцы и годы, а иногда и целые десятилетия;

3) «расширение» времени, когда короткие промежутки времени воспринимаются как длительные. В процессах этот феномен встречается крайне редко и, как правило, связано с теми ситуациями, когда личность в силу своих психологических особенностей (повышенная тревожность, недоверие, негативные установки, страх потерять контроль над собой и др.) не может погрузиться в РСС.

Эти особенности восприятия времени, по нашему мнению, связаны со спецификой расширенного состояния сознания и эмоциональной насыщенностью тех переживаний, которые сопровождают процесс связанного осознанного дыхания.

Экспериментальное исследование, проведенное в течение 1991-2000 гг., позволило подтвердить выдвинутую рабочую гипотезу.

Исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Для исследования психологической эффективности влияния интенсивного дыхания является адекватным научным подходом многоуровневый системный анализ.

2. РСС оказывает, в основном, позитивное влияние на скорость сенсомоторных реакций, а также на характеристики произвольного внимания и кратковременной памяти. Наиболее характерные изменения свойств произвольного внимания происходят после 10 минут вхождения в РСС.

3. Погружения в РСС оказывают положительное воздействие на такие интегративные показатели как: активность, самочувствие, настроение, а также бодрость и работоспособность.

4. Погружения в РСС имеют избирательное влияние на различные качества личности. Личностные характеристики, наиболее чувствительные к погружениям в РСС: тревожность, самоценность, уверенность в себе, внутренняя конфликтность, самообвинение, потребность в достижениях, внутренняя честность.

5. Тренинги по ИИТП влияют на самооценку личности в аспекте повышения.

6. Наиболее чувствительными к влиянию тренинга являются такие этические эталоны: сострадательность, беспечность, вдумчивость, увлекаемость.

7. Под влиянием тренинга по ИИТП у участников изменяются представления об идеальных эталонных качествах человека, а также представления о себе.

8. ИИТП приводят к изменениям в образе «Я», значимо отличающимся от изменений в образе «Я» у людей, не проходивших процесса ИИТП.

9. Изменения в образе «Я», вызванные ИИПТ, устойчивы во времени.

10. Наиболее характерными и устойчивыми изменениями в образе «Я», связанными с тренингом ИИПТ явились следующие: уменьшение прямолинейно-агрессивных тенденций, увеличение ответственно-великодушных и сотрудничающе-конвенциальных тенденций.

11. Под влиянием ИИПТ снижается уровень одиночества, следовательно, ИИПТ применимы для коррекции повышенного уровня одиночества.

12. ИИПТ оказывает значительное влияние на динамику реактивной и личностной тревожности, а именно, тревожность понижается.

13. РСС имеют потенциальную возможность индукции творческих ресурсных состояний личности.

14. Исследования свидетельствуют о возрастании способности к активной социальной жизни, возрастании желания сотрудничать с людьми, возрастании способности к эмпатии, уменьшения агрессивных тенденций, уменьшения нежелания приспосабливаться к социальному окружению, нервно-психического напряжения.

15. ИИПТ позитивно влияют на процесс коррекции акцентуаций и неврозов, а также могут быть эффективно использованы при работе с наркоманами.

16. РСС в ИИТП обладает специфической феноменологией:

- на уровне двигательных реакций: спонтанные, комплексы согласованных движений, сложные действия;

- на уровне сенсорной сферы специфической стимуляцией разных модальностей: кинестетической, слуховой, зрительной.

Эмоциональная сфера РСС отличается большим разнообразием: от простейших и тонких (эмоциональный тон) до аффектов, паники - по мощности, любви к человечеству, миру, космосу - по сложности.

В сфере памяти: наблюдается гипермнезия, личность в РСС оперирует материалом долговременной памяти, в РСС превалирует моторная, эмоциональная и образная память.

В РСС наблюдается специфическое искажение восприятия времени: «сжатие» времени - большие отрезки времени воспринимаются как короткие, «уплотнение» времени - восприятие, и переживание в короткие промежутки времени большого количества событий.

17. Групповые погружения в ИИПТ способствуют групповой интеграции.

Предполагаются следующие механизмы групповой интеграции: совпадение статуса руководителя группы (ведущего) и лидера, общая установка ведущего на понимание и рефлексию членов группы, удовлетворение потребностей в психологическом контакте, существование целого спектра общих переживаний, относительная изолированность группы.

18. Погружения в РСС способствуют установлению трансфера между членом группы и ведущим, который в основном по содержанию имеет положительную полярность.

19. Социально-психологический метод ИИПТ является адекватным для эффективной работы с кризисными состояниями личности при опоре на классические методологические принципы, разработанные в российской психологии.

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Перевод с немецкого, - М; Фонд «За экономическую грамотность», 1995 - 296 с.

2. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М, 1993г. 399 с.

3. Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на Дону, 1996г. , с. 9, 18-20.

4. Алешина Ю. Е. , Гозман Л. Я. , Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М, 1987г. , 126с.

5. Алмазов Б.Н. «Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися» - Уч. Метод. Пособие, ВНМУ, 1991, стр. 51-52.

Альманах психологических тестов.- М.,: «КСП»,1996 - 400 с.

6. Аминов Н., Молоканов М. «К вопросу о психотерапевтическом применении Свободного Дыхания». Сб. «Свободное Дыхание, еще один шаг» под ред. В.Козлова, Ярославль, 1992, стр. 75.

7. Антипин П. О. , Кокнаева Н. В. Экзистенциальная психология и психотерапия. Методическое пособие. Новосибирск, 1996г. , с. 2.

8. Асмолов А. Г. Психология личности. М. , 1990г. , 302с.

9. Асмолов А.Г. Культурно-историческая теория и конструирование миров. – М: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

10. Р.Ассаджиоли. Психосинтез: теория и практика.- М.: PEFL- book, 1994 - 314 с.

11. Басин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии //Вопросы психологии .- 1971 .- N 4.- с.101-113.

12. Басин Ф.В. К современному пониманию психологической травмы

общих принципов ее психотерапии //Руководство по психотерапии.-

М.,1974.- 115 с.

13. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПБ, 1992 - 400 с.

14. Бесков И.А. О природе трансперсонального опыта // Вопросы

философии .- 1994.- N 2 .- с.35-42.

15. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека.- Л.,1988 .-338 с.

16. Бехтерева Н.П.,Вартанян И.Л. Механизмы деятельности мозга

человека.- Л.,1988.- 667 с.

17. Бихевиоральная терапия. Учебно –методическое пособие. - Новосибирск, 1996.

18. Блатнер Г.А. Психодрама, ролевая игра, методы действия. Пермь, 1993 - 105 с. 9 Блонский П.П. Память и мышление // Избранные педагогические и психологические сочинения .- М.,1979.Т.2.-с.118- 340.

19. Бозененкова М. Психологическая защита, образ "Я" и развитие личности ребенка. //Гештальт в работе с детьми. Материалы к конференции. /Ред. Шуварикова Е. , М. , 1996г. , с. 27-28.

20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском воз- расте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.

21. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнение. – СПб, 1994.

22. Бородкин Ю.С. Антифеины .- М.,1966.-232 с.

23. Бочарова С.П. Память как базовая функциональная система в

структуре деятельности человека // Психологический журнал.- 1981.Т2.N3.- с.3-9.

24. Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на

современном этапе // Психологический журнал .- 1984 .Т.5.N1.-

с.18-25.

25. Бреслав И.С. Паттерны дыхания. - Л.: Наука, 1984. - 206 с.

26. Бреслав И.С., Глебовский В.Д. Регуляция дыхания. Л.: Наука, 1981. 280 с.

27. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: ме- тодология практических занятий.- М.: МГУ, 1990.- 224 с.

28. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи)// Вестн.

Моск. ун-та, сер.14, Психология, 1995, 2, с.53-616.

29. Буддизм: Словарь/ Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др.; под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. - М.,1992 ,287 с.

30. Василюк Ф.Е. Психология переживания:анализ преодоления

критических ситуаций //Вестник Московского университета.- 1984

31. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы

психологической помощи // Вопросы психологии.-1988 .- N5.- с.27-37.

32. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ

критических ситуаций //Психологический журнал .- 1995 .- N4.- с.90-115.

33. Вейн А. М., Биниауришвили Р. Г., Яхно Н. Н., Евстратова И.В. Характеристики ЭЭГ бодрствования у больных с генерализованными судорожными приступами // Физиология человека, 1980. Т.6, № 5. С. 790-798.

34. В.К. Вилюнас. Вестник Московского уневерситета №1 , 1997 г.

с .1- 10

35. Всехсвятский С. Интеграция через дыхание // Путь к себе. 1991а, N 12, С. 17-19.

36. Всехсвятский С. Отнеситесь к своему чувству как к самому любимому человеку // Путь к себе.- 1991б, N 16, С. 2-6.

37. Всехсвятский С. Апология Свободному Дыханию // Свободное Дыхание. Еще один шаг /Ред. В.В.Козлов.- М.-Ярославль, 1992.- С. 3-14.

38. Всехсвятский С. Модели и методы эволюционно-ориентированной терапии /Этюды о новой психотерапии. Под ред. Козлова В.В. - Мн. 1995

39. Газенко О.Г., Малкин В.Б., Гора Е.П. // Физиология человека. -1981. - Т. 7, N 1. - С. 98

40. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.: МГУ, 1988.- 320 с.

41 . Ж. Годжфруа. Что такое психология. Т.1 - М.: “Мир”, 1992.

42. Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М. , 1995г., 44с.

43. Гора Е.П. Влияние произвольного управления дыханием на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у подростков и юношей // Гигиена и санитария. 1989. N 2. С. 92-93.

44. Гордон Д. Психотерапевтические метафоры.- Пер. с англ.- Подольск: Изд-во "С.Е.Т.", 1994.- 221с.

45. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.:Политиздат, 1987. - 286 с.

46. Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в

гипнозе.-М.,1978. 270 с.

47. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. – СПб: Белый Кролик, 1996.

48. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы.-М.,1980.

270 с.

49. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД.- М.:ИНИОН, 1992. 312.

50. Гроф С. Приключения в самосознании.- М.: ИНИОН, 1991.- 80 с.

51. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии.- М.: Центр "Соцветие", 1992.- 336 с.

52. Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.,1994

53. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. – Пер. с англ. А.И. Неклесса. – М: Трансперсональный институт, 1996.

54. Групповая психотерапия./ Под. ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера,- М.: Медицина, 1990.- 384с.

55. Гурджиев Г.И. Беседы с учениками. - К.: "Преса Украjни", 1992. - 176 с.

56. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993

57. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М.: СП "Соваминко", 1989. - 280 с.

58. Жизнь после смерти. Сборник. - М.: Советский писа- тель. Олимп., 1991. - 319 с.

59. Зайцев Ю.В.,Лосев С.С. Влияние этимозола на долгосрочную

память // Физиология человека .-1979 .Т5.-с.175-177.

60. Зенков Л.Р., Ронкин М.А. Функциональная диагностика нервных болезней: (Руководство для врачей). - 2-е изд., перераб. и доп.- М.:

Медицина. - 1991.-640 с.:ил.

61. Ф.Зимбардо. Застенчивость. - СПБ.: Питерпресс, 1996 - 384с.

62. Из Хаоса в Космос.- Сб. по материалам международного фестиваля "Тело. дыхание. Дух."/Под ред. В.В.Козлова.- М.1995.-172с.

63. Илюхина В.А.Нейрофизиология функциональных состояний

человека.-Л.,1986 .-156 с.

64. Ильясов Ф.Н. Информационная специализация и функциональная ассиметрия мозга // Психологический журнал.- 1987. - N6 1987.-с.27-33.

65. Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестанского мо- дернизма. - М.: Политиздат, 1991. - 236 с.

66. Кабанов М.М. Психотерапия и реабилитация в современной клинической медицине // Руководство по психотерапии/ Ред. В.Е.Рожнов.- Ташкент: Медицина, 1979, С. 76-85.

67. Калмыкова Е.С. Исследования психотерапии за рубежом: некоторые методологические проблемы // Психологический журнал, 1992, N 6, С. 54-62.

68. Капустин С.А. Проблема образования невротических симптомов // Вестник Московского университета.- 1993.- N1.

69. Капустин С.А. Границы возможностей психологического

консультирования // Вопросы психологии .- 1993 .- N5.-с.50-56.

69. Карсавский Б.Д. Медицинская психология .- 1978.-386 с.

70. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- М.: Медицина, 1985.- 304 с.

71. Ковалев В.В. «Клиническая динамика неврозов и психопатии», Москва, «Медицина», 1967, стр. 152-182.

72. Ковалев В.В. с соавторами «Нарушение поведения у детей с умственной отсталостью». Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, вып. 10, 1986, Москва, Медицина, стр. 1511-1514.

73. Козлов В.В. Дао трансформации. М., МАПН, 1998 – 189 с.

74. Козлов В. Свободное Дыхание. Методические указания.- Ярославль-М.: Центр "Соцветие", 1992.- 62 с.

75. Козлов В. Практика Свободного Дыхания. Ярославль, 1992.-24 с.

76. Козлов В. Психология Свободного Дыхания. Феноменология расширенных состояний сознания. Ярославль, 1992-50 с.

77. Козлов В.В.. И.С.Шемет. Применение интегративных психотех-нологий в социальной работе. Ярославль: ЯрГУ., 1996 - 136 с.

78. Козлов В.В. Чарующее пространство внутренней целостности. Методическое пособие. Ярославль, 1996 - 52 с.

79. Козлов В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий/В.В. Козлов; Междунар. акад. психолог. наук.- Мн., 1995.-304с

80. Козлов В.В. Анализ феноменов расширенных состояний сознания //Этюды о новой психотерапии./ Под ред. Козлова В.В. - Мн. 1995

10. Козлов В.В. Из Хаоса в Космос. // “Из Хаоса в Космос”. М.,1995 - С. 8- 17

81. Козлов В. Интенсивные интегративные психотехнологии в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе/ Сб. по материалам Костромской конференции. Ред. Козлов В.В. Кострома,1996 - С.20-29.

82. Козлов В. К определению понятия"интеграция". //Из Хаоса в Космос. /Ред. Козлов В., М. , 1995г. , с. 149.

83. Козлов В.В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания.- М., 1994.- 131с.

84. Козлов В.В. Целостный подход в социальной работе. // Социальная работа: история, теория и технологии./Под ред. Албеговой И., Козлова В. Ярославль: ЯрГУ 1997

85. Козлов В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе. //Психотехнологии в социальной работе. /Ред. Козлов В. В. ,Ярославль, 1997г. , с. 12-13.

86. Козлов В. , Бубеев Ю. Измененные состояния сознания : психология и физиология. М. , 1997г. , 197с.

87. Козлов В. Духовное сердце трансформации. //Творчество воли. /Ред. Козлов В. В.М. , 1997г. , с. 8-19.

88. Козлов В. Настройки на тренингах по интегративным психотехнологиям. //Творчество воли. /Ред. Козлов В. М. , 1997г. , с. 204-213.

89. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Тео-рия.Практика.Наблюдения.-Переславль-Залесский: Гелиос, 1992.- 52 с.

90. Кондратенко С. В. Проблемы диагностики, профилактики и коррекции психического здоровья педагогов. Дипломная работа. Барнаул, 1996г. , 70с.

91. Кондратенко С. В. Проблемы диагностики и профилактики психического здоровья педагогов. //Проблемы взаимодействия психолога с работниками образовательных учреждений. Тезисы докладов краевой научно-практической конференции 5-6 мая 1997г. Барнаул, 1997г. , с. 29-30.

92. Кондратенко С. В. Применение интенсивных интегративных психотехнологий для личностной самоактуализации пациентов с невротическими расстройствами. //Творчество воли. /Ред. Козлов В. В. , М. , 1997. , с. 110-114.

93. Кондрашенко В.Т.,Донской Д.И. Общая психотерапия.-

Минск,1993.-478 с.

94. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. – 2е изд., перераб. и доп. – Мн: Выш. шк., 1997.

95.. О’Коннор Дж., Сеймур Д. Введение в нейролингвистическое программирование./Пер. с англ. – Челябинск: Версия, 1997.

96.Корвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб: Питер Ком, 1998.

97. Короленко Ц. П. Мифология пола. Канск, 1994г. , с. 47-72.

98. Коробов М.Г. Изучение влияния эмпирически-ориентированной групповой психотерапии на личностные изменения.- Ярославль: Дипломная работа, 1996.- 52с. 25 Костандов Э.А. Восприятие и эмоции.- Л.,1978.- 312 с.

99. Костюк П.Г. Кальций и клеточная возбудимость .- М.,1986 .- 189

Купалов П.С. Механизмы замыкания временной связи в норме и патологии .-М.,1978.- 273 с.

100. Кочетов А. К. Изучение гипервентиляционного синдрома у кандидатов в летное училище. Автореф. дис....канд. мед. наук. М., 1967. 17 с.

101. Краткий психологический словарь. - М., 1992 - 390с.

102. Крыжановский Г.Н. Детерминантные структуры в деятельности нервной системы //Физиология человека.- 1976.- Т.2.- с.891-906.

103. Крыжановский Г.Н. Новые представления о механизме

нейропатологических синдромов и принципы ациональной патогенетической терапии //Принципы и механизмы деятельности мозга человека.- Л.,1985.- с.46-49.

105. Лаберж С., Рейнголд Х. Исследование мира осознанных сновидений. М., 1995, 290 с.

106. Лабиринты одиночества: перевод с английского./Сост.и общ. ред. и предисловия Н.Е.Покровского - М.: Прогресс, 1989 - 624стр.

107. Лебедев А.Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти// Психологический журнал.- 1992 .- N2.-с.30-41.

108. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. - 304 с.

109. Левашов М.И. Исследования общего, внутрилегочного газообмена и отдельных показателей гомеостазиса при моделировании гипервентиляционных состояний: Автореф. дис.... канд. мед. наук Казань, 1984. 22 с.

Наши рекомендации