Развитие идей Бехтерева В.М. в концепции Мясищева

В.Н. Мясищев – ученик А.Ф Лазурского. После смерти Лазурского работал в созданном В.М. Бехтеревым Институте по изучению мозга и психической деятельности. В.Н. Мясищев возглавляет отдел рефлексологии, включавший в себя лаборатории общей, индивидуальной, возрастной и коллективной рефлексологии. Период с 1924-1930 г. в творчестве Мясищева принято называть рефлексологическим.

На развитие системы взглядов Мясищева оказывал влияние положенный В.М. Бехтеревым в основание своей концепции методологический принцип отношения организма к среде. У В.Н. Мясищева и в рефлексологическом периоде творчества сохраняется интерес к исследованию внутреннего, феноменального; исследователь пытается использовать язык, методологию, методики рефлексологии для изучения психического. Вопреки рефлексологическим постулатам он говорит о психическом как синтезе реакций, вводит затем принцип целостности субъекта.

В.Н. Мясищев представляет свою концепцию научному сообществу как психологию отношений человека. Понятие “отношение” означает: 1) связь субъекта и объекта, т. е. рассматривается в соответствии с принципом отношения организма к среде; 2) интегральную “позицию” субъекта; 3) предмет психологии, поскольку психическое определено как система отношений; 4) одну из категорий психологии, наряду с процессами, состояниями, свойствами личности; 5) конкретную проблематику или специальный раздел психологии, включающий изучение целей, стремлений, тенденций, интересов, оценок, идеалов, потребностей, убеждений.

3. Развитие идей Бехтерева в творчестве БГ Ананьева.Исследование формирования и развития личности было основной проблемой в творчестве БГА. Для исследования личности БГА обращается к творчеству Бехтерева и его указанию на необходимость интеграции различных областей знаний для изучения человека. Проблема интеграции знания была одной из ключевых в научной концепции БГА. Для исследования личности он привлекал такие смежные науки как биология, педагогика, медицина и ряд технических наук.
36. Направления русской психологии конца 19 – начала 20 века.

40-60-е годы XIX в. - период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы.

Особенности: - влияние установок интеллигенции, общества в целом, а только развитие в пределах кафедр университетов; - ориентация на практику, в том числе по причине стремления к просвещению народных масс;- влияние ментальности – центральные вопросы этические, а не познавательные, как заграницей (Ср.: даже у Сеченова!).

Еще в 18 веке некоторые концепции были популярны, но истинный рассвет – 60-е гг. ослабление цензурного гнета, «освобождение» (1862!) – вслед за крестьянством и всего общества, достижения науки, популяризация просвещения. 60-80 гг.: появление собственно психологических работ. К концу XIX в. практически во всех крупных университетах России появились кафедры психологии, определившие на ближайшие 30 лет развитие психологии.

Александр Галич (1783-1848): учитель Пушкина, профессор философии. Развивал новые для своего времени идеи связи психики с деятельностью человека в общественных условиях, того, что человек – не только природное существо.

А.И. Герцен (1812-1870): идеи качественного своеобразия человеческой психики (хотя это и особая функция мозга), отличия от психики животных. Причина – историческое развитие человека. Поэтому психология должна основываться не только на физиологии, но и на философии и истории. Идея о деятельной природе личности. Проблема свободы воли, которая имела острое общественно-политическое звучание (полемика Сеченова с Кавелиным как яркий пример). Герцен не преемлил ни идеализма, ни фатализма в этом вопросе; указывал на социально-историческую обусловленность высших проявлений личности, в том числе, сознания, воли.

Н.А. Добролюбов (1836-1861): критика дуализма, человек как целое, нераздельное существо. Разоблачение френологии и вульгарного материализма вообще. Взгляд на психические процессы как детерминированные, имеющие причину во внешнем мире.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889): выступал против дуализма в психологии; различал в человеке два рода явлений – материальные (есть, ходить) и нравственные (думать, желать). Первоначально придерживался материализма, антропологического подхода (рассмотрение деятельности человека как деятельности его организма; в чем специфика собственно антропологического подхода, я не поняла). Ратовал за причинные подход в психологии, говорил о необходимости выхода за пределы сознания для познания его природы и причин (эту традицию и продолжил позже Сеченов). Выступал против функционального подхода в психологии (типа, это атомизм), говорил о том, что мышление, память и т.п. должны рассматриваться неразрывно от личности и деятельности человека, его потребностей. Развивал идею о специфике человеческих потребностей, их отличности от органических потребностей животных; у человека органический компонент отходит на второй план. Мысль о производстве потребностей в активной деятельности.

Различал характер и темперамент; характер определяется условиями жизни, воспитанием, темперамент обусловлен природными факторами, хотя также подвержен влиянию социальных условий (тут-то он и отошел от материализма). Разработал понятие «народного характера» как совокупность нравственных и умственных качеств народа.

П.Д. Юркевич (1827-1874): философ и педагог, учитель В. Соловьева. Критическое рассмотрение идей Чернышевского. Видел недостаточность в рассмотрении психологии по образцу естествознания (видел опасность сведения психологии к физиологии). Отстаивал самостоятельность психологии как науки о внутреннем чувстве.

Важные психологические идеи развивались в области педагогики. Дело в том, что в 60е гг. 19 века она была связана с передовым движением в области народного просвещения и привлекала внимание не только специалистов, но и всей прогрессивной русской общественности. Идеи формирования всесторонне развитой, высоко нравственной личности, гуманистического отношения к воспитаннику стали лейтмотивом передовой педагогической мысли, и ведущие ее теоретики (Юркевич, Ушинский) указывали на первостепенное значение психологии для педагогики.

Н.И. Пирогов (1810-1881): выдающийся русский хирург. Исключительный резонанс получила его статья, в которой развивалась мысль о примате развития личности перед обучением в процессе подготовки специалистов в области социальной практики. Принцип воспитания человека в человеке. Поддерживал эту идею и К.Д. Ушинский (1824-1871). В его работе «Человек как предмет воспитания» (1868-1869) был произведен синтез педагогики с психологией, использовались достижения всей мировой философско-педагогической мысли. Этот труд считается предтечей отечественной детской и педагогической психологии.

Собственно педагогическая психология берет свое начало в работах П.Ф. Каптерева (1849-1922).

Связь психологии с педагогикой означала выход психологии в прикладные области. Другой такой областью стала промышленная практика. 80-е гг.: развитие капитализма, производства. Появление работ по учету психики человека в труде (подбор и обучение, продуктивность работы, профилактика ошибок). К психологии обращаются юристы, физиологи, психиатры. Возникают и замысли «психической этнографии».

М.М. Троицкий (1835-1899): попытка синтеза эмпиризма с богословской традицией. Придавал большое значение распространению психологических и философских знаний, повышению общего уровня психологической культуры в российском обществе и создал Московское психологическое общество при Московском университете. Считал, что именно психология, главным образом теория познания, должна стать основой общей методологии всех общественных наук. Говорил о необходимости позитивного подхода в психологии. Идеи культурной обусловленности нравственности человека.

М.И. Владиславлев (1840-1890): благодаря ему психология стала одной из ведущих дисциплин в университетах. Пытался соединить эксперимент с идеалистическим взглядом на душу. Приверженец эмпирической линии в отечественной психологии (Локк, английский ассоцианизм).

Вторая половина 19 века – языкознание как один из источников психологического знания. А.А. Потебня (1835-1891): создатель научной школы исторического языкознания. Развивал идеи взаимосвязи языка, познания и мышления, единства сознания и языка. Историческое развитие человеческого сознания, его социальная природа. Язык как важнейшее условие развития самосознания (рассматривается, как повлиявший на Выгу!). Считал, что развитие индивидуальной психики не может происходить изолированно от других людей, от времени и культуры, в которых живет человек. Идея опосредования (медиации) знаком и словом! Познаем мир не непосредственно, аки животные какие… Именно применение знаком делает человека культурным, и он извлекает из природы науку, а не фетиши и богов, как дикарь.

В.С.Соловьев (1853-1900): противник позитивизма, влияние на становление новых приоритетов в философии и психологии.

Н.Я. Грот (1852-1899): крупный организатор русской психологии. Рассматривает психическую жизнь как один из видов взаимодействия организма со средой. Ранние идеи в созвучны материализму, позже углубляется в метафизические проблемы, исследует вопросы о природе души, задача обоснования высших начал нравственности.

Л.М.Лопатин (1855-1920): психология как наука о законах и процессах душевной жизни; ее цель - изучение познавательных психических процессов и открытие общих закономерностей, определяющих психическую жизнь человека. Не отрицая большого значения эксперимента и физиологии для психологии, Лопатин все же считал психологию по преимуществу философской, а не естественной наукой. Внимание к проблеме воли, ее влияние на развитие нравственности.

Наши рекомендации