Совершенствование речи как ведущего средства общения
<В речи ребёнка всё точнее отражаются его намерения, всё точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
<Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся всё более определёнными. Ко второму году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребёнок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам – из 3000-4000 слов. К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится всё менее выраженной. Появляется связная контекстная речь – развернутая и грамматически оформленная.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
<Однако элементы ситуативности ещё долго присутствуют в речи ребёнка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребёнок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи – как устной, так и письменной.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
25. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Период однословных высказываний.
<Приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребёнок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих – предпочтительное выделение её среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
< Этот этап имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребёнка.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
Период однословных высказываний.
<Ребёнок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
<Первый звук, который издает ребёнок, – это его первый крик при рождении. Он ещё не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
<Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребёнка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения (гукание).> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
<Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Ребёнок произносит задненебные и гласные звуки “АИЫ”, “ОИУ”. Здесь итог доброй традиции “огукать” с детьми. Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать «дя-дя», но этот звуковой комплекс не отличается фиксированным звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
<Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Ещё до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Приблизительно в 8 месяцев ребёнок начинает подражать звукам, которые слышит.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
<Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращённый к младенцу, вызывает у него “комплекс оживления” (радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, и звуками) максимальной силы и продолжительности.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
<Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевлённых предметов. В поведении ребёнка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
<К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребёнок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребёнка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)
<Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребёнка).> (http://www.psyhelp.rodim.ru/doskol/logopediya-rr.html)