Тема 11. Психодиагностика внимания

Задание: выберите правильные ответы к указанным вопросам.

Сущность

Вопросы Ответы
11.1.1. Тест Бурдона.  
11.1.2. Таблицы Шульте.  
1. Методика предложена Бурдоном Б. для изучения степени концентрации и устойчивости внимания. 2. На бланке в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает и показывает числа в порядке их возрастания. 3. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. 4. Проба повторяется с пятью разными таблицами. 5. Испытуемый просматривает их ряд за рядом и вычеркивает определенные, указанные в инструкции, буквы. 6. Основной показатель - время выполнения. 7. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (незачеркнутых) букв или других знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк. 8. По результатам выполнения каждого задания выстраивается «кривая истощаемости», определяющая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. 9. Для оценки переключения внимания используется модификация данной методики Ф.Д. Горбовым (черные и красные задания). 10. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждые 30- или 60- секундные интервалы работы).

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 61-62; 108-109.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.– М., 1995. - С.62-68.

Оценивание ответа

Оценка Баллы
Отлично 8 и более
Хорошо 6-7
Удовлетворительно 4-5
Неудовлетворительно 3 и менее

Заключение

Самоконтроль знаний по курсу психодиагностики эффективен в сочетании с действиями по самообразованию. В “Программе ... “представлен минимум литературы по каждой теме. В случае возможных затруднений следует обратиться за консультацийе к преподавателю или к чтению других источников, прежде всего наиболее известных учебников, например:

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х книгах. –М., 1988.

2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.

3. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1993.

4. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

Ответы

Тема 1. Понятие о психодиагностике, предмет и задачи науки.

Вопросы Ответы
1.1. Предмет психодиагностики. 4,5,6,8
1.2. Задачи психодиагностики. 1,2,3,7
1.3. Психодиагностика отрицательная. 9,12,14
1.4. Психодиагностика развивающая. 10,11,13

Тема 2. Основные понятия психодиагностики.

Вопросы Ответы
2.1. Понятия, введенные А. Бинэ. 1,2
2.2. Понятия, введенные Л. Терменом. 3,4,5,6,7

Тема 3. Основные методические средства психодиагностики.

Вопросы Ответы
3.1. Тесты.
3.2. Опросники.
3.3 Проективные методики.
3.4 Психофизиологические методики.

Тема 4. Основные требования, предъявляемые к методическим средствам.

Вопросы Ответы
4.1. Валидность.
4.2. Критерии валидизации.
4.3 Надежность.
4.4. Стандартизация.
4.5. Адаптация теста.

Тема 5. Классификация тестов, опросников, проективных методик.

Вопросы Ответы
5.1. Тесты. 1,3,5,7,9,11,13,15,18,21,23,27
5.2. Опросники. 2,6,10,14,17, 20,24,26
5.3 Проективные методики. 4,8,12,16, 19,22,25

Тема 6. Тесты интеллекта: тест Векслера, школьный тест умственного развития (ШТУР).

6.1. Общее понятие

Вопросы Ответы
6.1.1. Тест Векслера (детский вариант). 2,4,6,8
6.1.2. ШТУР. 1,3,5,7

6.2. Идеология

Вопросы Ответы
6.2.1. Тест Векслера (детский вариант). 10,12
6.2.2. ШТУР. 11,13

6.3.Структура

Вопросы Ответы
6.3.1.1 Тест Векслера (детский вариант). Вербальные Тесты 15,18,24, 27,29,30
6.3.1.2 Тест Векслера (детский вариант). Невербальные Тесты 13,16,19, 22,25,28,
6.3.2. ШТУР. 14,17,20, 21,23,26

6.4. Обработка результатов

Вопросы Ответы
6.4.1. Тест Векслера (детский вариант). 31,33,34,36,
6.4.2. ШТУР. 32,35,37,38,39

Тема 7. Тесты для определения уровня психического развития детей

(Тест «Нарисуй человека» Гудинаф-Харриса; тест Керна-Йирасека).

7.1. Общее понятие

Вопросы Ответы
7.1.1. Тест Гудинаф- Харриса. 1,3,5,6
7.1.2. Тест Керна- Йирасека. 2,4

7.2. Структура

Вопросы Ответы
7.2.1. Тест Гудинаф- Харриса.
7.2.2. Тест Керна- Йирасека.

7.3. Обработка данных

Вопросы Ответы
7.3.1. Тест Гудинаф- Харриса. 9,11,13,15,16
7.3.2. Тест Керна- Йирасека. 10,12,14

Тема 8. Личностные тесты (Тест Кеттелла и тест Торронса).

8.1. Общее понятие

Вопросы Ответы
8.1.1. Тест Кеттелла
8.1.2. Тест Торронса.

8.2. Идеология.

Вопросы Ответы
8.2.1. Тест Кеттелла 3,5,7
8.2.2. Тест Торронса. 4,6,8

8.3. Обработка результатов тестирования..

Вопросы Ответы
8.3.1. Тест Кеттелла 9,11,13,15
8.3.2. Тест Торронса. 10,12,14,16,17

Тема 9. Тест ЛЮШЕРА, тематический
апперцепционный тест (ТАТ).

9.1. Общее понятие

Вопросы Ответы
9.1.1. Тест Люшера.
9.1.2. ТАТ.

9.2.Структура

Вопросы Ответы
9.2.1. Тест Люшера. 3,5,7
9.2.2. ТАТ. 4,6,8

9.3. Процедура проведения

Вопросы Ответы
9.3.1. Тест Люшера. 9,11,13,15
9.3.2. ТАТ. 10,12,14

9.4. Анализ получаемых данных.

Вопросы Ответы
9.4.1. Тест Люшера. 16,18,20
9.4.2. ТАТ. 17,19,21

Тема 10. Опросники

Вопросы Ответы
10.1.1. Опросник интересов Э.Стронга. 1,3,4
10.1.2. Опросник установок Л.Тэрстоуна и Е.Чейва. 2,5,6

Тема 11. Психодиагностика внимания

Вопросы Ответы
11.1.1. Тест Бурдона. 1,3,5,7,8,10
11.1.2. Таблицы Шульте. 2,4,6,9

Программа самопроверки психологической готовности студента к педагогической практике

Содержание программы

1. Общетеоретическая подготовка, отражающая степень усвоения основных категорий психологической науки:

· сознания и бессознательного;

· личности и индивидуальности;

· деятельности;

· общения;

· духовности и смысла.

2. Осведомленность относительно вклада ведущих отечественных и зарубежных психологов и педагогов в теорию и практику обучения и воспитания школьников (С.Л. Рубинштейн, ЛС. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Э. Фромм и др.).

3. Состояние практических психологических знаний и умений по следующим разделам:

а) психологические новообразования в рамках каждого возрастного этапа школьников (младшего, среднего и старшего школьного возраста);

б) показатели готовности дошкольника к обучению;

в) структура учебной деятельности;

г) сущность и задачи учительской психодиагностики.

4. Сформированность умений педагогического общения в условиях конфликтных педагогических ситуаций.

В этом случае предлагается решить 4-5 конкретных педагогических ситуаций и сравнить свое решение с решением мастеров педагогического труда (варианты этих решений даны в ответах на с. 181).

Методика

Проверка проводится либо преподавателем накануне педпрактики, либо самим студентом. Возможны бланковый и компьютерный варианты. Результаты проверки носят рекомендательный учебный характер.

В каждой теме выделяются основные вопросы, на которые надо найти правильные ответы, включенные в общий список ответов на все вопросы.

Здесь возможны разные пути решения в зависимости от индивидуальных особенностей студентов. Для одних легче вначале вспомнить основные признаки первого вопроса, а затем выбирать соответствующие ответы к нему из общего списка.

Затем переходить ко второму вопросу и т.д. Для других удобнее осмыслить для себя ответы на все вопросы, а уже затем дать общий набор ответов по каждому вопросу.

Номера правильных, по Вашему мнению, ответов нужно вписать в соответствующую строчку для каждого вопроса.

За каждый правильный ответ дается 1 балл.

Оценка по каждой теме дается по сумме баллов, согласно выбранному стандарту.

Правильность решений можно проверить, обратившись к ответам, помещенным в приложениях.

Наши рекомендации