Профессиональное становление личности управленца
До конца XX века управленческая сфера занимала в обществе весьма скромное положение как с точки зрения материальной (по уровню оплаты труда), так и в смысле социального и профессионального статуса.
В настоящее время страна встала на путь рыночной экономики, в связи с чем появилась острая потребность в подготовке профессионалов управленцев, знающих закономерности рынка труда, а также специфику конкуренции.
Сфера рекруитинга в социальной структуре общества стала одной из наиболее динамично развивающихся. Возросла социальная престижность профессий управления, что незамедлительно обострило конкурс поступающих в экономические вузы. Резко увеличился запрос на специалистов экономистов, аудиторов, страховщиков, управленцев и менеджеров разного профиля. В итоге финансово-экономические и управленческие специальности стали наиболее престижными в новом экономическом образовании. Возросло число специалистов, занятых в управленческой, административной, экономической» финансово-банковской сфере и занимающих ведущее место в структуре экономической интеллигенции.
В связи с вышесказанным Г. Силласте (5) вводит термин «Экономическая интеллигенция» — новая социально-профессиональная общность российского общества, — и определяет ее как социальный слой высококвалифицированных специалистов умственного труда, имеющих высшее экономическое образование и профессионально занятых в различных сферах экономики, управления, учета и контроля, планирования финансово-экономических и денежных ресурсов.
Образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация потенциала зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации. Но ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества (9).
Ещё в начале XX века А.Ф.Лазурский писал: «Когда подходящая профессия найдена, то она очень скоро придаёт всему облику человека значительную определённость и законченность. Благодаря многократному повторению укрепляются и, так сказать, кристаллизуются в определённых профессиональных проявлениях те черты, которые наиболее характерны для данного индивидуума и которые заставили его остановиться именно на этой профессии, в то время как всё остальное отходит на задний план, становится малозаметным...».
Выполняя ту или иную работу, определенным образом относясь к ней, личность воспроизводит в себе новые свойства и качества. В процессе профессионального становления они объединяются с уже имеющимися свойствами.
Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализируются, образуя самостоятельную подструктуру,
А. Б. Каганов (4) профессионально-личностными качествами специалиста называет те качества личности, которые «призваны обеспечить ее успешный трудовой старт и высокие производственные показатели».
Э.Ф. Зеер (2) определяет профессионально важные качества как психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др. деятельности). Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой арсенал этих качеств.
В.Д. Шадриков называет «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», профессионально важными качествами, включая в них и способности человека (7, с.66). Деятельность понимается им в широком смысле — деятельность инженера, рабочих, учебная деятельность студента, воспитательная и обучающая деятельность педагога и т.д.
С.Я. Батышев выделяя в «лестнице» становления личности ступень профессиональной компетентности, связывает ее с формированием таких «профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности.
Основными компонентами профессиональной компетентности являются:
—социально-правовая компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
—специальная компетентность — подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
—персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
—аутокомпетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции.
Исследование функционального развития профессиональной компетентности показало, что на начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами. Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.
В самом общем случае Э.Ф. Зеер (2) выделяет следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти* техническое мышление» пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др.
По мнению З.К. Тагировой, управленец, который готовится к профессиональной деятельности, должен обладать следующими профессионально значимыми качествами, условно разделенными на следующие группы: профессиональная направленность; интеллектуальность (гибкость ума. реалистичность, прогностичность, рассудительность, пластичность, критичность, сообразительность, дальновидность); ответственность (дисциплинированность, исполнительность объективность, самоорганизованность, самокритичность, самостоятельность, уверенность в себе, работоспособность); психическая и физическая устойчивость (физическая тренированность, самовнушаемость, самоконтроль, саморелаксация); активность; адаптивность; креативные качества (образность, ассоциативность, воображение, фантазия, чувство новизны, неординарность, проницательность, способность к генерации идей, интуиция); динамичность (инициативность, предприимчивость, энергичность, находчивость); коммуникативность (общительность, коммуникабельность, адаптивность, сопричастность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать).
В фундаментальных трудах Л.И. Божович, В.С. Мерлина. К.К. Платонова убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность. Направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов. Отдельные авторы в состав направленности включают также отношения, ценностные ориентации и установки. Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности: мотивы (намерения интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработную плату, благосостояние квалификацию, карьеру, социальное положение и др.) профессиональную позицию (отношение к профессии установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус
Развитие профессионально значимых психофизиологических свойств происходит в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации один психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия. реактивность, энергетизм и др.
В исследованиях В.Д.Шадрикова (7) и его учеников показано, что в процессе профессионализации личности образуются интегративные ансамбли (симптомо-комплексы) качеств. Компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется, усиливаются корреляционные связи. Однако для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик. В зарубежной профессиональной педагогике они возведены в ранг ключевых квалификации.
Теоретическое обоснование этой группы профессионально важных качеств было сделано Д. Мартепсом на основе учета взаимосвязи и взаимообусловленности социально-экономических и технико-экономических процессов производства и тенденции использования н производстве. управлении и сфере обслуживания различной) рода компьютерных технологий.
К ключевым квалификациям относятся абстрактное теоретическое мышление; способность к планированию сложных технологических процессов; креативность, прогностические способности, способность к самостоятельному принятию решений; коммуникативные способности; способность к совместному труду и сотрудничеству, надежность, работоспособность, ответственность и др.
В зависимости от преобладающих профессионально важных компонентов в структуре ключевых квалификаций они могут быть отнесены к выделенным четырем подструктурам личности.