Соперничество компромисс 1 страница

Таким образом, деструктивный конфликт нередко является своего рода разрядкой, переносом в межличностный внешний алан внутренней на­пряженности Часто на возникновение ссоры оказывает провоцирующее влияние неблагоприятная обстановка

Главным условием перерастания конструктивного конфликта в ссору является недовольство членов коллектива друг другом, субъективные эмо­циональные отношения одной конфликтующей стороны к другой. Непри­язнь, возмущение точкой зрения оппонента ведут к психологическому напряжению, нервному возбуждению или апатии конфликтующих, ото­двигая на второй план интересы дела.

1.1 Соотношение основных способов разрешения кон­фликтной ситуации

Трудности порождают не сами конфликты, а наше поведение в конф­ликтных ситуациях. Педагог или руководитель организации, обладающий авторитетом и властью, как правило, имеет преимущественное право при­нятия решений в конфликтной ситуации Выбор способа разрешения кон­фликта происходит в связи с оценкой меры его напряженности Условно можно выделить три основных способа разрешения конфликтной ситуа­ции (см. рис. 3)

29

Соперничество компромисс 1 страница - student2.ru

               
  Ориетация на свои интересы и цели   АГРЕССИЯ    
  ОПТИМАЛЬНЫЙ    
    УХОД !  
         
        Ориетация на интересы и цели другого  
       

Рис 3. Основные способы разрешения конфликтной ситуации

Оптимальный способ включаетв себя компромисс и сотрудничество.

Компромисс целесообразен в тех случаях, когда: 1) конфликтная про­блема относительно проста и ясна; 2) для разрешения конфликта мало времени; 3) общие интересы, но проблема и её решение не слишком важ­ны для обеих сторон; 4) ограничены возможности применения сотрудни­чества; не может быть удовлетворены интересы обеих сторон одновре­менно; 5) нужно идти на взаимные уступки, т.к. цель - одна; 6) без взаимо­действия невозможно достижение намеченной цели; 7) очевидна целесо­образность компромисса, т.к. это наиболее экономичный способ реаги­рования на данную конфликтную ситуацию.

Сотрудничество предпочтительно тогда, когда: 1) предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения для выработки взаимовыгодно­го решения; 2) обе стороны готовы потратить время и силы на разбор скрытых нужд и интересов; 3) для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем; 4) стороны доброжелательно относят­ся друг к другу и имеют желание и способность с уважением выслушать противоположную точку зрения; 5) обе стороны хотят добиться долго­срочного решения, а не временного и не хотят откладывать его; 6) ориен­тация на стратегии решения: выигрыш/выигрыш; 7) в процессе достиже­ния общей цели присутствует элемент созидания.

Основное различие состоит в том, что для достижения компромисса достаточно учитывать только желания и проблемы, лежащие на поверхно­сти, тогда как в случае сотрудничества необходимо глубже проникать в причины конфликта и выяснить цели оппонентов.

Выработка взаимовыгодных решений конфликта реальна, потому что большинство конфликтов имеет несколько причин. Кроме того, стороны обычно по-разному оценивают важность этих причин, и поэтому суще­ствует несколько приемлемых вариантов удовлетворения какого-либо же­лания. Ключ к получению взаимовыгодного решения проблемы состоит в

30

ом чтобы удовлетворить самое важное для стороны желание, а взамен побиться уступок в других, не важных для неё вопросах. Конфликт будет пазрешен, если каждая сторона будет в выигрыше. А неадекватные спосо­бы разрешения конфликтной ситуации (агрессия и уход) сеют семена оби­ды, которые в будущем прорастут в конфликт.

В целом же, для каждой стратегии существует класс ситуаций, в кото­рых она является наиболее оптимальной. Дня каждого класса ситуаций существует свой набор стратегий, которые являются наиболее эффектив­ными.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. Вариант № 1

1 Что составляет основу конфликта?

а) противоречия;

б) не желание разговаривать;

в) конфликтная ситуация.

2. Конфликту целей отвечает принцип;

а) удовольствия;

б) реальности;

в) долженствования;

г) системности.

3. Назовите одну из основных функций конфликта.

а) аффективное поведение;

б) определение процесса выбора ипринятия решения;

в) процесс самореализации;

г) проблема конфликта.

4. Что является ключом к разрешению конфликта?

а) понимание его предмета;

б) неотступное думание;

в) цель самого конфликта.

5. Назовите один из основных показателей конфликта.

а) активное противоборство;

б) полное взаимопонимание;

в) неспособность войти в положение другого.

б- Что характерно для Ш стадии динамики конфликта (развивающий конф­ликт)?

а) согласование;

б) растущее недоверие;

в) прогнозирование.

31

7. Что такое опосредованный конфликт?

а) снижения самоконтроля;

б) ориентация на достижениеличной цели;

в) осуществление с участием либо третьих лиц, либо с помощью

ПОЧ1ОВОЙ СВЯЗИ.

8. Что может сопровождать деструктивный конфликт?

а) недостаточный опыт конфликтного взаимодействия;

б) выработанная стратегия и тактика конфликта;

в) закрепление.

9. Конфликты неизбежны, т.к...

а) сколько людей - столько мнений;

б) являются необходимыми условиями общественного развития;

в) каждый человек убежден в своей правоте.

10. Выберите характеристики, отличающие конфликтную ситуацию от дру­гих социальных ситуаций:

а) противодействие участников ситуации друг другу, активное противоборство;

б) видение непосредственно данного и очевидного, прогнозирование последствий своих и чужих поступков;

в) выявление скрытых, латентных элементов ситуации и противоре­чивых отношений между ними;

г) противоречие, возникающее между участниками ситуации;

д) аффективное проявление, сопровождающее столкновение между участниками ситуации.

11. Установите последовательность: последствие, повод, причина, следствие.

12. По критерию генезиса конфликты различаются как:

а) законченные и незаконченные;

б) неизбежные и случайные;

в) открытые и скрытые.

13. По какому критерию разделяют конструктивные и деструктивные кон­фликты:

а) по степени эффективности;

б) по степени подготовленности;

в) по степени разрешения.

ЛИТЕРАТУРА (основная)

1 - Андреев В.И. Конфликтология. М.,! 995.

2. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинар­ный подход, обзор диссертационных исследований. М., 1997.240с.

32

3 Бэроя Р., Ричардсон Д. Агрессия, СПб.: Питер, 1997.336 с.

4 Ворожейкин И.Е., Кибанов АЛ., Захаров Д.К. Конфликтология:учеб­ник. М.: ИНФРА-М, 2002.240 с.

5. Гительмахер Р. Б. Конфликт. Иваново, 1995.162 с.

6. Грановская P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис. 2002.573 с.

7. ГришинаН.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.464 с.

8. Громова ОН. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКМОС. 2000.

9. Дэн Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб, АОЗТ. Институт личности, 1994.138 с.

10. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000.

368 с.

11. Ерина СИ. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности ру­ководителя. Ярославль, 2000.

12. Ерина СИ., Конева Е.В. Общение в организациях. Учебное пособие. М.-Ярославль, АВЕР-ПРЕСС, 2001.112 с.

13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях пре­одоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995.

14. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии (курс лекций). Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.480 с.

15. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов: сокр. пер. с нем. -М.: Экономика, 1990—336 с.

16. Зиммель Г. Человек как враг//Социологический журнал, 1994,№2. С. 114-119.

17. Карпов А.В. Психология групповых решений. Монография. М.: ИП РАН, 2000.530 с.

18. Карпов А.В. Психология принятия решения. Монография. М.: ИП РАН,2003.290с.

19. Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуа­ции /Яросл. Гос. Ун-т. Ярославль, 1997.100 с.

20. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Моногра­фия. С.-Пб.: Алетейя, 2000.463 с.

21. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.

22. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999.174 с.

23. Конфликтология: Хрестоматия / Составитель: Н.И.Леонов. М.: Мос­ковский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2002.304с.

24. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., Спрингер. 1992.215 с.

33

25. КуницынаВ.Н., Казаринова Н.В., ПогольшаВ.Н. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.544 с.

26. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. Учебное пособие. Ижевск: «Удмуртский университет», 2000.122 с.

27. ЛефеврВ.А. Конфликтующие структуры. М.: Наука, 1973.231 с.

28. Лефевр В. А. Рефлексия. М.: Когито-Центр, 2003.496 с.

29. ЛукашонокО.Н., ЩурюваН.Е. Конфликтологический этюд для учи­теля. М.: Рус. пед. агентство, 1998.79 с.

30. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.682 с.

31. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии професси­ональной жизнедеятельности педагога. М: Сентябрь, 1999.190 с.

32. Новиков В.В., Забродин ЮМ. Психологическое управление произ­водственной организацией. М., 1991.246 с.

33. Прикладная конфликтология: хрестоматия. Минск: Харвест, 1999. 621с.

34. Реан А. А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психоло­гия. СПб.: Питер, 2000.416 с.

35. Рыбакова М. Ы. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.128 с.

36. Скотт Д. Г. Способы разрешения конфликтов. Выпуск 2. ГИИМ. Киев. Издательское общество « Верзимин и К" ЛТД», 1991. -208 с.

37. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения: Пер. с англ. М: Наука, 1990.155 с.

38. ХасанБ.И. Продуктивный конфликт как механизм развития личнос­ти. Красноярск, 1996. 84 с.

39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, иссле­дования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.608 с.

34

ГЛАВА И.

АГРЕССИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

2.1. Определение агрессии как способа разрешения конфликтной ситуации

В агрессивном поведении человек выражает свои чувства и мнения в грубой, угрожающей, нападающей, требовательной или враждебной ма­нере. Он пренебрегает правами других или ущемляет их. Чувства и права другого человека, который является объектом агрессии, мало принима­ются в расчет, или вовсе не принимаются. Человек, который ведет себя агрессивно, допускает очень малую долю ответственности за последствия своих поступков.

Подростки, в отличие от старшеклассников, не могут определить аг­рессивное поведение как неприемлемое поведение в обществе. Дай сами старшеклассники порой не дифференцируют следующие разновидности поведения: агрессивное, уверенное, защита своих прав. Некоторые уче­ные {Петушкова О.Г., 2000) признают, что некоторая доля агрессивности, понимаемая как напористость, инициативность должна присутствовать в каждом человеке.

В педагогической деятельности мы часто видим, что агрессивность, направленная вовне, в том числе на учащегося, свидетельствует о своеоб­разной коммуникативной некомпетентности учителя в области взаимо­действия с учащимися. Именно осознание агрессивности, по мнению К. Бютнера, может помочь снять её.

В бихевиоризме агрессия рассматривается как проявление негативно­го отношения к объекту или человеку, который и является препятствием для достижения какой-либо цели.

З.Фрейд относил агрессию и агрессивность к тем проявлениям, против жпорых, в частности, и используются защитные механизмы. Следствием такого рассмотрения агрессии возможно понимание её либо как своеоб­разной защитной реакции человека на те или иные внешние и внутренние раздражения, либо как нападения, борьбы. Можно выделить и другие трак­товки агрессии.

Агрессия это любой вид поведения, приносящий вред другому.

Но. Это определение основано на оценке поведения. Остается неопре­деленным, что такое вред? А если это не умышленно?

Дщессия — это любое действие, имеющее целью причинение вреда Другому

Но Данное определение базируется на понятии «намерение» А если не было намерения"?

Агрессия - это поведение, при котором нарушаются права другого человека

Но Если агрессия пассивная, то нрава не нарушаются

Агрессия - стремление словом или действием опозорить, осудить, про­клясть., поиздеваться, унизить, уничтожить противника(Меррей)

Агрессия как проявление душевной слабости (неполноценности).

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подоб­ного обращения (Бэрон Р, Ричард Д).

В рамках теории дифференциальных эмоций агрессия определяется как враждебное действие или поведение. Агрессия-это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входя­щими в комплекс вражбедности

Агрессия (от лагг Aggredi - нападать) - индивидуальное или коллектив­ное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию.

Агрессивное поведение направлено на удовлетворение своей потреб­ности посредством нарушения свободы других. Например, реакция на похвалу «Да я всегда такой1» уменьшает шанс того, что дающий похвалу повторит её.

Основная черта агрессивного поведения - это достижение своих целей в ситуации, когда мало учитываются интересы других людей, а так же за их счет. Агрессивное поведение характеризуется стремлением достичь своих целей любой ценой, отталкиванием людей и созданием помех другим по­ходу дела.

В качестве позитивных характеристик агрессии можно выделить следу­ющие, а) функции самосохранения, б) психологическая разрядка.

В целом под агрессией можно понимать совокупность поведенческих реакций, имеющих отрицательную эмоциональную окраску по отноше­нию к партнеру, сопровождающихся грубостью, порицанием партнера с цепью его подчинения Однако мы бы не хотели ограничиваться акценти­рованием лишь негативной стороны данного типа реагирования. Поэто­му в качестве характерных его проявлений рассматриваем также автори­тарность, единовластие, самоуверенность, отсутствие такта и выдержки Говорить о выраженной агрессивности человека можно лишь при усло­вии наличия зсех выше перечисленных характеристик личности и поведе-

Только умение распознать характер каждого, умение подладиться под ронор (но не поддаваться), спасает руководителя от неизбежных во многих случаях конфликтов

2.2. Виды агрессии

1. Прямая агрессия - вероломное нападение на жертву.

2. Скрытая - агрессия происходит со стороны третьего лица, не при­частного к конфликту.

3. Пассивная агрессия - это сочетание борьбы и бегства от решения конфликтной проблемы Целью пассивной агрессии является нанесение вреда другому, скрывая при этом свои агрессивные мотивы. Способы пассивной агрессии: а) неодобрительные замечания в адрес другого за его спиной; б) поиск различных неубедительных отговорок, оправдывающих отсутствие по­ложительной реакции на просьбу; в) игнорирование планов и предложений Другого; г) отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его воп­росы, бойкот

4. Замороженный гнев - это гнев, который может долгое время оста­ваться в исходном состоянии. Он проявляет себя в форме недоброжела­тельства или затаенной злобы. Например, есть люди, не разговаривающие друг с другом по двадцать лет - настолько каждый из них полон закостенев­шей обиды. Это нереализованная агрессия.

5. Врожденная агрессия характеризуется целенаправленно осознан­ным намерением нанесения вреда другому.

6. Перемещение. Ответная реакция переносится на другой объект или личнос!ь, которые не вызвали фрустрации. При этом объект перемещен­ного ответа получает намного больше враждебности, чем объект, кото­рый пробудил реакцию агрессии.

7. Косвенная агрессия осуществляется человеком, не причастным к конфликту (например, сплетни, феномен «Отелло»),

& Потенциальная агрессия характеризуется накоплением недовольства.

9. Ритуальная агрессия проявляется в тех случаях, когда, например, кто-то «огрызнулся» на вас в транспорте, вы «огрызаетесь» в ответ.

10. Неосознаваемая агрессия. Мать испытывает агрессивные чувства по отношению к ребенку, но не может их вылить, т.к. она любит своего ребенка, поэтому она находит недостатки в ребенке и выплескивает на него свою агрессивность. Часто такая агрессия выражается в амбивалент­ных чувствах.

И- Физическая агрессия—это целенаправленное нанесение телесных повреждений

37

12. Моральная агрессия - это целенаправленное унижение человека критиканством, замечаниями. Критиканство - это придирчивое, мелоч­ное, негативное высказывание в адрес другого человека.

13. Социально-приемлемая агрессия встречается в спортивной дея­тельности, где создаются ситуации, в которых человек не должен проигры­вать.

14. Респондентная агрессия ~ это такая агрессия, в которой возмуще­ние направлено не на источник страдания, а на соучеников или коллег.

75. Инструментальная агрессия (по Бандуре,) характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструмен­тальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний. В инструментальной агрессии цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств её достижения. По Зильманну инструментальная агрессия - это агрессия, обусловленная побуждением.

16. Реактивная и проактиеная агрессия (по Додж и Койи). Реактив­ная агрессия в различных её проявлениях (экспрессивная, импульсивная, аффективная) предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Реактивная агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, не­нависти. Проахтивная агрессия, как и инструментальная, порождает по­ведение, направленное на получениеопределенного позитивного резуль­тата.

17. Неявная агрессия - приколы, розыгрыши, представленные в юмо­ристической форме.

15. Спровоцированная агрессия.

19. Аутоагресеия агрессия. Например, суицид

2.3. Психологические последствия агрессии

Агрессия ведет к нежелательным последствиям как для агрессора, так и для объекта агрессии - жертвы. Отрицательный эффект подобного пове­дения для жертвы очевиден - его интересы и права попираются, он чув­ствует себя униженным, ущемленным, обиженными даже обозленным, что может привести к желанию мести. Агрессор в ходе своих действий может достичь желаемых целей, но может и испытать негативные послед­ствия сразу же или впоследствии.

Агрессивное поведение часто ведет к немедленной и более мощной прямой контрагрессин - в форме физического или вербального оскорбле-

38

Контрагрессия может быть выражена и в косвенной форме — мягко саркастической колкости или вызывающего взгляда Долго-ременкые последствия могут включать напряжение в межличностных отношениях с жертвой агрессии и другими людьми, свидетелями агрес­сивного поведения, попытки избежать последующих контактов.

После агрессивного поведения человек может страдать от чувства вины и упрекать себя за своё поведение. Тем не менее, поскольку он уже достиг желаемой цели, навязанной агрессивным поведением, скорее всего, он продолжит вести себя агрессивно в подобных ситуациях в будущем, к бу­дет попросту терпеть угрызения совести, если они будут достаточно ощу­тимы.

2.4. Как противостоять агрессии?

Если тебя беспокоит что-то,

то измени своё отношение к этому

и ты будешь в безопасности

М. Аврелий

Из мудрых слов Марка Аврелия вытекает, что единственные переме­ны, находящиеся под нашим полным контролем, - это перемены в нас самих. Многочисленные способы противостояния агрессии можно рас­смотреть выделив следующие критерии:

/ Замена негативных оборотов речи позитивными Один из лучших способов подавления агрессии, это сказать «агрессору»: «Когда Вы сказа­ли мне то-то и то-то, мне было неприятно. Я не думаю, что это входило в Ваши намерения. Есть другие, более приемлемые пути довести до меня Вашу точку зрения»

2 Обходиться без оценочных суждений Оценивание усиливает за­щитное поведение, т.к. в оценке, особенно отрицательной, содержится обвинение. Если трудно обойтись без оценки, то целесообразно приме­нять позитивную оценку готовности другой стороны к неагрессивному общению. Важно заменять оценивание интерпретацией.

3 Целесообразно избегать обвинений Обвинять другого легко, если мы чувствуем, что он действительно ответственен за что-то. Но даже если наши обвинения оправданы, они обычно контрпродуктивны. Почему? Наше наступле}гие вынуждает другую сторону занимать оборонительную позицию и упорно не соглашаться с тем, что мы хотим сообщить. Нас

39

перестанут слушать и ответят собственным наступлением. Возложив на кого-то вину, мы прочно увязываем людей с проблемой.

4. Опережающие агрессию действия - способы создания условий, благоприятных для неагрессивного общения. Накопление конструктивно­го опыта, обеспечивающего достижение успеха в предконфликтной ситу­ации.

5. Рефлексия факторов, порождающих агрессию. Так, женщины ос­трее воспринимают ситуации, связанные с теми аспектами работы, кото­рые затрагивают их семейные проблемы и сказываются на их жизни вне работы. Мужчины чаще становятся участниками конфликтов, возникаю­щих на почве их неудовлетворенности организацией труда, других произ­водственных проблем. Люди, склонные к агрессивному реагированию, готовы к агрессии всегда. Устойчивому противостоянию агрессии спо­собствует позитивное отношение к оппоненту (см. рис. 4).

Рис. 4. Уровни позитивного реагирования на коммуникативную си­туацию

6. Уверенность # возможности найти взаимоприемлемые решения, учитывающие интересы обеих сторон. Уверенность в том, что оппонент беспокоится об интересах Вашей стороны.

7. Знание психологических механизмов агрессии и управление ими. Для многих форм агрессии типичны сопровождающие их процессы зара­жения и взаимной индукции, стереотипизация представлений в создавае­мом «образе врага».

8. В формировании самоконтроля над проявлением агрессивных ак­тов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний), идентификации, деиентрашш (ме-

Соперничество компромисс 1 страница - student2.ru

анизм преодоления эгоцентризма личности). Данные процессы лежат в снове способности субъекта к пониманию другого человека и сопере­живанию ему, способствуют формированию представления о другом че­ловеке как уникальной ценности.

9 Концентрация внимания на решении общей проблемы, а не на за­щите собственного мнения. Конфликт является общей проблемой, поэто­му может быть решен только совместными усилиями. Для того, чтобы возникла ссора, достаточно желания одной стороны. Для того, чтобы раз­решить ссору, необходимо желание обеих сторон.

Отмеченные выше критерии неоднократно обсуждались с профессио­налами в различных отраслях производства. Так, на одном из занятий на курсах повышения квалификации школьных психологов была применена метаплановая технология, цевью которой было выявление алгоритма ре­шения проблемы «как противостоять агрессии?». На первом месте оказа­лось решение «Творческая реакция на агрессию» (38 баллов). Конструк­тивный подход (2 место -37 баллов). Ввести правила (3 место - 24 баллов). Юмор (4 место - 18 баллов). Предвидение (5 место 17 баллов). Невер­бальный ответ (5 место — 17 баллов). Вежливость (16 баллов). Далее распо­лагались следующие идеи: уход от агрессии, вакуумная оболочка, найти сторонника, улыбка, возврат к проблеме, абсурдность поведения, пожа­леть агрессора, спокойный тон, отсрочка решения, карикатура, измене­ние интонации, молчание, запись претензий на доске, рассказать о своих чувствах, отразить чувства агрессора, присоединение, регрессия, согла­ситься, но сделать по-своему, перевод на другого, переложить ответствен­ность на другого, объективность в общении, безоценочность в общении, выпустить пар, отстаивать свою позицию, переход на «Вы», посочувство­вать, ничтожность ситуации, сарказм, ответная агрессия (самооборона), самоирония.

Таким образом, существенной основой противостояния агрессии яв­ляется осознание оппонентами необходимости понимания конфликта как общей проблемы, которая может быть решена только совместными кон­структивными усилиями. Такой подход облегчает признание законности и важности интересов всех участников коммуникативного процесса.

2.5. Техники безопасного отреагирования агрессивности

Упражнение 1. «Ткацкий станок». Цель; Вызвать и отреагировать аг­рессию.

Участники попарно берутся за руки и проводят костяшками пальцев вдоль спины (вперед-назад) проползающего через двойную шеренгу уча­стника.

Затем происходит смена водящих. После выполнения упражнения обе­ими командами проводится обсуждение, в которого выясняются следую­щие моменты: «Что ты чувствовал, когда ты бил; тебя били? Какие были ассоциации?»

Упражнение 2, «Снятие агрессии». Группа делится на две команды, которые попарно становятся лицом друг к другу, протягивая вперед руки и состыковыают их тыльными сторонами ладоней. Согласно инструкции участники давят на партнера и кричат, что есть мочи: одна команда кричит «Да!», а другая - «Нет!».

Упражнение 3. «Жужа. получай!». Стул в середине круга. «Жужа» с открытыми глазами стоит возле стула и держится за него. Водящий с зак­рытыми (завязанными) глазами, держится одной рукой за стул, а в другой руке держит полотенце. Время от времени водящий спрашивает: «Жужа, ты где?», услышав ответ, бегает за «Жужей», держась за стул, и бьёт «Жужу» со словами «Жужа, получай!». Через минуту происходит смена водящих.

Упражнение 4. «Скульптор». «Скульптор» молча лепит из «глины» ста­тую, которая стоит с закрытыми глазами. Когда работа закончена, «скульп­тор» садится на место, а «глина» становится «скульптором» и из другого участника лепит скульптуру. Затем второй скульптор садится на место и с открытыми глазами молча продолжает следить за происходящим.

Упражнение 5. «Критика». Нужно выразить критическое отношение к партнеру, соблюдая при этом следующие условия. 1. Должен быть указан адресант и адресат. 2. Должна быть критическая оценка действия, а не лич­ности. 3. Не должно быть советов, рекомендаций. 4. «Здесь итеперь». 5. На критику не отвечать критикой. 6. На критику не отвечать самокритикой.

© Критика может идти по кругу, а если возникает необходимость, то к такой критике могут подключаться и другие участники.

Упражнение 6. «Стирка». Группа разбивается на пары. Каждый участ­ник по очереди выполняет процедуру стирки: замачивание, посыпание порошком, шамкание, полоскание, отжимание.

© Выявление агрессивности.

Упражнение 7. «Совместимость», Группа выстраивается в одну ше­ренгу. Проводится линия с четырех сторон, означающая доску над пропа­стью. Задание: поменяться местами: первый становится последним.

© Необходимость порождает творчество.

Упражнение 8. «Стул важности». Один из участников становится веду­щим и садится на стул, который находится на возвышенности, например, на столе. Остальные участники поочередно подходят к ведущему и выска­зывают, выражают ему восхищение. Хвалить можно только за конкретные качаства, которыми обладает ведущий.

42

© Пять целей, к которым нужно стремиться гфи выражении эмоций: 1 Стараться избегать соблазна наказать или обвинить. Предпринятое

Наши рекомендации