Соперничество компромисс 1 страница
Таким образом, деструктивный конфликт нередко является своего рода разрядкой, переносом в межличностный внешний алан внутренней напряженности Часто на возникновение ссоры оказывает провоцирующее влияние неблагоприятная обстановка
Главным условием перерастания конструктивного конфликта в ссору является недовольство членов коллектива друг другом, субъективные эмоциональные отношения одной конфликтующей стороны к другой. Неприязнь, возмущение точкой зрения оппонента ведут к психологическому напряжению, нервному возбуждению или апатии конфликтующих, отодвигая на второй план интересы дела.
1.1 Соотношение основных способов разрешения конфликтной ситуации
Трудности порождают не сами конфликты, а наше поведение в конфликтных ситуациях. Педагог или руководитель организации, обладающий авторитетом и властью, как правило, имеет преимущественное право принятия решений в конфликтной ситуации Выбор способа разрешения конфликта происходит в связи с оценкой меры его напряженности Условно можно выделить три основных способа разрешения конфликтной ситуации (см. рис. 3)
29
Ориетация на свои интересы и цели | АГРЕССИЯ | ||||||
ОПТИМАЛЬНЫЙ | |||||||
УХОД ! | |||||||
Ориетация на интересы и цели другого | |||||||
Рис 3. Основные способы разрешения конфликтной ситуации
Оптимальный способ включаетв себя компромисс и сотрудничество.
Компромисс целесообразен в тех случаях, когда: 1) конфликтная проблема относительно проста и ясна; 2) для разрешения конфликта мало времени; 3) общие интересы, но проблема и её решение не слишком важны для обеих сторон; 4) ограничены возможности применения сотрудничества; не может быть удовлетворены интересы обеих сторон одновременно; 5) нужно идти на взаимные уступки, т.к. цель - одна; 6) без взаимодействия невозможно достижение намеченной цели; 7) очевидна целесообразность компромисса, т.к. это наиболее экономичный способ реагирования на данную конфликтную ситуацию.
Сотрудничество предпочтительно тогда, когда: 1) предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения для выработки взаимовыгодного решения; 2) обе стороны готовы потратить время и силы на разбор скрытых нужд и интересов; 3) для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем; 4) стороны доброжелательно относятся друг к другу и имеют желание и способность с уважением выслушать противоположную точку зрения; 5) обе стороны хотят добиться долгосрочного решения, а не временного и не хотят откладывать его; 6) ориентация на стратегии решения: выигрыш/выигрыш; 7) в процессе достижения общей цели присутствует элемент созидания.
Основное различие состоит в том, что для достижения компромисса достаточно учитывать только желания и проблемы, лежащие на поверхности, тогда как в случае сотрудничества необходимо глубже проникать в причины конфликта и выяснить цели оппонентов.
Выработка взаимовыгодных решений конфликта реальна, потому что большинство конфликтов имеет несколько причин. Кроме того, стороны обычно по-разному оценивают важность этих причин, и поэтому существует несколько приемлемых вариантов удовлетворения какого-либо желания. Ключ к получению взаимовыгодного решения проблемы состоит в
30
ом чтобы удовлетворить самое важное для стороны желание, а взамен побиться уступок в других, не важных для неё вопросах. Конфликт будет пазрешен, если каждая сторона будет в выигрыше. А неадекватные способы разрешения конфликтной ситуации (агрессия и уход) сеют семена обиды, которые в будущем прорастут в конфликт.
В целом же, для каждой стратегии существует класс ситуаций, в которых она является наиболее оптимальной. Дня каждого класса ситуаций существует свой набор стратегий, которые являются наиболее эффективными.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. Вариант № 1
1 Что составляет основу конфликта?
а) противоречия;
б) не желание разговаривать;
в) конфликтная ситуация.
2. Конфликту целей отвечает принцип;
а) удовольствия;
б) реальности;
в) долженствования;
г) системности.
3. Назовите одну из основных функций конфликта.
а) аффективное поведение;
б) определение процесса выбора ипринятия решения;
в) процесс самореализации;
г) проблема конфликта.
4. Что является ключом к разрешению конфликта?
а) понимание его предмета;
б) неотступное думание;
в) цель самого конфликта.
5. Назовите один из основных показателей конфликта.
а) активное противоборство;
б) полное взаимопонимание;
в) неспособность войти в положение другого.
б- Что характерно для Ш стадии динамики конфликта (развивающий конфликт)?
а) согласование;
б) растущее недоверие;
в) прогнозирование.
31
7. Что такое опосредованный конфликт?
а) снижения самоконтроля;
б) ориентация на достижениеличной цели;
в) осуществление с участием либо третьих лиц, либо с помощью
ПОЧ1ОВОЙ СВЯЗИ.
8. Что может сопровождать деструктивный конфликт?
а) недостаточный опыт конфликтного взаимодействия;
б) выработанная стратегия и тактика конфликта;
в) закрепление.
9. Конфликты неизбежны, т.к...
а) сколько людей - столько мнений;
б) являются необходимыми условиями общественного развития;
в) каждый человек убежден в своей правоте.
10. Выберите характеристики, отличающие конфликтную ситуацию от других социальных ситуаций:
а) противодействие участников ситуации друг другу, активное противоборство;
б) видение непосредственно данного и очевидного, прогнозирование последствий своих и чужих поступков;
в) выявление скрытых, латентных элементов ситуации и противоречивых отношений между ними;
г) противоречие, возникающее между участниками ситуации;
д) аффективное проявление, сопровождающее столкновение между участниками ситуации.
11. Установите последовательность: последствие, повод, причина, следствие.
12. По критерию генезиса конфликты различаются как:
а) законченные и незаконченные;
б) неизбежные и случайные;
в) открытые и скрытые.
13. По какому критерию разделяют конструктивные и деструктивные конфликты:
а) по степени эффективности;
б) по степени подготовленности;
в) по степени разрешения.
ЛИТЕРАТУРА (основная)
1 - Андреев В.И. Конфликтология. М.,! 995.
2. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. М., 1997.240с.
32
3 Бэроя Р., Ричардсон Д. Агрессия, СПб.: Питер, 1997.336 с.
4 Ворожейкин И.Е., Кибанов АЛ., Захаров Д.К. Конфликтология:учебник. М.: ИНФРА-М, 2002.240 с.
5. Гительмахер Р. Б. Конфликт. Иваново, 1995.162 с.
6. Грановская P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис. 2002.573 с.
7. ГришинаН.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.464 с.
8. Громова ОН. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКМОС. 2000.
9. Дэн Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб, АОЗТ. Институт личности, 1994.138 с.
10. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000.
368 с.
11. Ерина СИ. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. Ярославль, 2000.
12. Ерина СИ., Конева Е.В. Общение в организациях. Учебное пособие. М.-Ярославль, АВЕР-ПРЕСС, 2001.112 с.
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995.
14. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии (курс лекций). Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.480 с.
15. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов: сокр. пер. с нем. -М.: Экономика, 1990—336 с.
16. Зиммель Г. Человек как враг//Социологический журнал, 1994,№2. С. 114-119.
17. Карпов А.В. Психология групповых решений. Монография. М.: ИП РАН, 2000.530 с.
18. Карпов А.В. Психология принятия решения. Монография. М.: ИП РАН,2003.290с.
19. Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации /Яросл. Гос. Ун-т. Ярославль, 1997.100 с.
20. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. С.-Пб.: Алетейя, 2000.463 с.
21. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
22. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999.174 с.
23. Конфликтология: Хрестоматия / Составитель: Н.И.Леонов. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2002.304с.
24. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., Спрингер. 1992.215 с.
33
25. КуницынаВ.Н., Казаринова Н.В., ПогольшаВ.Н. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.544 с.
26. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. Учебное пособие. Ижевск: «Удмуртский университет», 2000.122 с.
27. ЛефеврВ.А. Конфликтующие структуры. М.: Наука, 1973.231 с.
28. Лефевр В. А. Рефлексия. М.: Когито-Центр, 2003.496 с.
29. ЛукашонокО.Н., ЩурюваН.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М.: Рус. пед. агентство, 1998.79 с.
30. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.682 с.
31. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М: Сентябрь, 1999.190 с.
32. Новиков В.В., Забродин ЮМ. Психологическое управление производственной организацией. М., 1991.246 с.
33. Прикладная конфликтология: хрестоматия. Минск: Харвест, 1999. 621с.
34. Реан А. А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000.416 с.
35. Рыбакова М. Ы. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.128 с.
36. Скотт Д. Г. Способы разрешения конфликтов. Выпуск 2. ГИИМ. Киев. Издательское общество « Верзимин и К" ЛТД», 1991. -208 с.
37. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения: Пер. с англ. М: Наука, 1990.155 с.
38. ХасанБ.И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности. Красноярск, 1996. 84 с.
39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.608 с.
34
ГЛАВА И.
АГРЕССИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1. Определение агрессии как способа разрешения конфликтной ситуации
В агрессивном поведении человек выражает свои чувства и мнения в грубой, угрожающей, нападающей, требовательной или враждебной манере. Он пренебрегает правами других или ущемляет их. Чувства и права другого человека, который является объектом агрессии, мало принимаются в расчет, или вовсе не принимаются. Человек, который ведет себя агрессивно, допускает очень малую долю ответственности за последствия своих поступков.
Подростки, в отличие от старшеклассников, не могут определить агрессивное поведение как неприемлемое поведение в обществе. Дай сами старшеклассники порой не дифференцируют следующие разновидности поведения: агрессивное, уверенное, защита своих прав. Некоторые ученые {Петушкова О.Г., 2000) признают, что некоторая доля агрессивности, понимаемая как напористость, инициативность должна присутствовать в каждом человеке.
В педагогической деятельности мы часто видим, что агрессивность, направленная вовне, в том числе на учащегося, свидетельствует о своеобразной коммуникативной некомпетентности учителя в области взаимодействия с учащимися. Именно осознание агрессивности, по мнению К. Бютнера, может помочь снять её.
В бихевиоризме агрессия рассматривается как проявление негативного отношения к объекту или человеку, который и является препятствием для достижения какой-либо цели.
З.Фрейд относил агрессию и агрессивность к тем проявлениям, против жпорых, в частности, и используются защитные механизмы. Следствием такого рассмотрения агрессии возможно понимание её либо как своеобразной защитной реакции человека на те или иные внешние и внутренние раздражения, либо как нападения, борьбы. Можно выделить и другие трактовки агрессии.
Агрессия это любой вид поведения, приносящий вред другому.
Но. Это определение основано на оценке поведения. Остается неопределенным, что такое вред? А если это не умышленно?
Дщессия — это любое действие, имеющее целью причинение вреда Другому
Но Данное определение базируется на понятии «намерение» А если не было намерения"?
Агрессия - это поведение, при котором нарушаются права другого человека
Но Если агрессия пассивная, то нрава не нарушаются
Агрессия - стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть., поиздеваться, унизить, уничтожить противника(Меррей)
Агрессия как проявление душевной слабости (неполноценности).
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон Р, Ричард Д).
В рамках теории дифференциальных эмоций агрессия определяется как враждебное действие или поведение. Агрессия-это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс вражбедности
Агрессия (от лагг Aggredi - нападать) - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию.
Агрессивное поведение направлено на удовлетворение своей потребности посредством нарушения свободы других. Например, реакция на похвалу «Да я всегда такой1» уменьшает шанс того, что дающий похвалу повторит её.
Основная черта агрессивного поведения - это достижение своих целей в ситуации, когда мало учитываются интересы других людей, а так же за их счет. Агрессивное поведение характеризуется стремлением достичь своих целей любой ценой, отталкиванием людей и созданием помех другим походу дела.
В качестве позитивных характеристик агрессии можно выделить следующие, а) функции самосохранения, б) психологическая разрядка.
В целом под агрессией можно понимать совокупность поведенческих реакций, имеющих отрицательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру, сопровождающихся грубостью, порицанием партнера с цепью его подчинения Однако мы бы не хотели ограничиваться акцентированием лишь негативной стороны данного типа реагирования. Поэтому в качестве характерных его проявлений рассматриваем также авторитарность, единовластие, самоуверенность, отсутствие такта и выдержки Говорить о выраженной агрессивности человека можно лишь при условии наличия зсех выше перечисленных характеристик личности и поведе-
Только умение распознать характер каждого, умение подладиться под ронор (но не поддаваться), спасает руководителя от неизбежных во многих случаях конфликтов
2.2. Виды агрессии
1. Прямая агрессия - вероломное нападение на жертву.
2. Скрытая - агрессия происходит со стороны третьего лица, не причастного к конфликту.
3. Пассивная агрессия - это сочетание борьбы и бегства от решения конфликтной проблемы Целью пассивной агрессии является нанесение вреда другому, скрывая при этом свои агрессивные мотивы. Способы пассивной агрессии: а) неодобрительные замечания в адрес другого за его спиной; б) поиск различных неубедительных отговорок, оправдывающих отсутствие положительной реакции на просьбу; в) игнорирование планов и предложений Другого; г) отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы, бойкот
4. Замороженный гнев - это гнев, который может долгое время оставаться в исходном состоянии. Он проявляет себя в форме недоброжелательства или затаенной злобы. Например, есть люди, не разговаривающие друг с другом по двадцать лет - настолько каждый из них полон закостеневшей обиды. Это нереализованная агрессия.
5. Врожденная агрессия характеризуется целенаправленно осознанным намерением нанесения вреда другому.
6. Перемещение. Ответная реакция переносится на другой объект или личнос!ь, которые не вызвали фрустрации. При этом объект перемещенного ответа получает намного больше враждебности, чем объект, который пробудил реакцию агрессии.
7. Косвенная агрессия осуществляется человеком, не причастным к конфликту (например, сплетни, феномен «Отелло»),
& Потенциальная агрессия характеризуется накоплением недовольства.
9. Ритуальная агрессия проявляется в тех случаях, когда, например, кто-то «огрызнулся» на вас в транспорте, вы «огрызаетесь» в ответ.
10. Неосознаваемая агрессия. Мать испытывает агрессивные чувства по отношению к ребенку, но не может их вылить, т.к. она любит своего ребенка, поэтому она находит недостатки в ребенке и выплескивает на него свою агрессивность. Часто такая агрессия выражается в амбивалентных чувствах.
И- Физическая агрессия—это целенаправленное нанесение телесных повреждений
37
12. Моральная агрессия - это целенаправленное унижение человека критиканством, замечаниями. Критиканство - это придирчивое, мелочное, негативное высказывание в адрес другого человека.
13. Социально-приемлемая агрессия встречается в спортивной деятельности, где создаются ситуации, в которых человек не должен проигрывать.
14. Респондентная агрессия ~ это такая агрессия, в которой возмущение направлено не на источник страдания, а на соучеников или коллег.
75. Инструментальная агрессия (по Бандуре,) характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний. В инструментальной агрессии цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств её достижения. По Зильманну инструментальная агрессия - это агрессия, обусловленная побуждением.
16. Реактивная и проактиеная агрессия (по Додж и Койи). Реактивная агрессия в различных её проявлениях (экспрессивная, импульсивная, аффективная) предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Реактивная агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Проахтивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение, направленное на получениеопределенного позитивного результата.
17. Неявная агрессия - приколы, розыгрыши, представленные в юмористической форме.
15. Спровоцированная агрессия.
19. Аутоагресеия агрессия. Например, суицид
2.3. Психологические последствия агрессии
Агрессия ведет к нежелательным последствиям как для агрессора, так и для объекта агрессии - жертвы. Отрицательный эффект подобного поведения для жертвы очевиден - его интересы и права попираются, он чувствует себя униженным, ущемленным, обиженными даже обозленным, что может привести к желанию мести. Агрессор в ходе своих действий может достичь желаемых целей, но может и испытать негативные последствия сразу же или впоследствии.
Агрессивное поведение часто ведет к немедленной и более мощной прямой контрагрессин - в форме физического или вербального оскорбле-
38
Контрагрессия может быть выражена и в косвенной форме — мягко саркастической колкости или вызывающего взгляда Долго-ременкые последствия могут включать напряжение в межличностных отношениях с жертвой агрессии и другими людьми, свидетелями агрессивного поведения, попытки избежать последующих контактов.
После агрессивного поведения человек может страдать от чувства вины и упрекать себя за своё поведение. Тем не менее, поскольку он уже достиг желаемой цели, навязанной агрессивным поведением, скорее всего, он продолжит вести себя агрессивно в подобных ситуациях в будущем, к будет попросту терпеть угрызения совести, если они будут достаточно ощутимы.
2.4. Как противостоять агрессии?
Если тебя беспокоит что-то,
то измени своё отношение к этому
и ты будешь в безопасности
М. Аврелий
Из мудрых слов Марка Аврелия вытекает, что единственные перемены, находящиеся под нашим полным контролем, - это перемены в нас самих. Многочисленные способы противостояния агрессии можно рассмотреть выделив следующие критерии:
/ Замена негативных оборотов речи позитивными Один из лучших способов подавления агрессии, это сказать «агрессору»: «Когда Вы сказали мне то-то и то-то, мне было неприятно. Я не думаю, что это входило в Ваши намерения. Есть другие, более приемлемые пути довести до меня Вашу точку зрения»
2 Обходиться без оценочных суждений Оценивание усиливает защитное поведение, т.к. в оценке, особенно отрицательной, содержится обвинение. Если трудно обойтись без оценки, то целесообразно применять позитивную оценку готовности другой стороны к неагрессивному общению. Важно заменять оценивание интерпретацией.
3 Целесообразно избегать обвинений Обвинять другого легко, если мы чувствуем, что он действительно ответственен за что-то. Но даже если наши обвинения оправданы, они обычно контрпродуктивны. Почему? Наше наступле}гие вынуждает другую сторону занимать оборонительную позицию и упорно не соглашаться с тем, что мы хотим сообщить. Нас
39
перестанут слушать и ответят собственным наступлением. Возложив на кого-то вину, мы прочно увязываем людей с проблемой.
4. Опережающие агрессию действия - способы создания условий, благоприятных для неагрессивного общения. Накопление конструктивного опыта, обеспечивающего достижение успеха в предконфликтной ситуации.
5. Рефлексия факторов, порождающих агрессию. Так, женщины острее воспринимают ситуации, связанные с теми аспектами работы, которые затрагивают их семейные проблемы и сказываются на их жизни вне работы. Мужчины чаще становятся участниками конфликтов, возникающих на почве их неудовлетворенности организацией труда, других производственных проблем. Люди, склонные к агрессивному реагированию, готовы к агрессии всегда. Устойчивому противостоянию агрессии способствует позитивное отношение к оппоненту (см. рис. 4).
Рис. 4. Уровни позитивного реагирования на коммуникативную ситуацию
6. Уверенность # возможности найти взаимоприемлемые решения, учитывающие интересы обеих сторон. Уверенность в том, что оппонент беспокоится об интересах Вашей стороны.
7. Знание психологических механизмов агрессии и управление ими. Для многих форм агрессии типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизация представлений в создаваемом «образе врага».
8. В формировании самоконтроля над проявлением агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний), идентификации, деиентрашш (ме-
анизм преодоления эгоцентризма личности). Данные процессы лежат в снове способности субъекта к пониманию другого человека и сопереживанию ему, способствуют формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.
9 Концентрация внимания на решении общей проблемы, а не на защите собственного мнения. Конфликт является общей проблемой, поэтому может быть решен только совместными усилиями. Для того, чтобы возникла ссора, достаточно желания одной стороны. Для того, чтобы разрешить ссору, необходимо желание обеих сторон.
Отмеченные выше критерии неоднократно обсуждались с профессионалами в различных отраслях производства. Так, на одном из занятий на курсах повышения квалификации школьных психологов была применена метаплановая технология, цевью которой было выявление алгоритма решения проблемы «как противостоять агрессии?». На первом месте оказалось решение «Творческая реакция на агрессию» (38 баллов). Конструктивный подход (2 место -37 баллов). Ввести правила (3 место - 24 баллов). Юмор (4 место - 18 баллов). Предвидение (5 место 17 баллов). Невербальный ответ (5 место — 17 баллов). Вежливость (16 баллов). Далее располагались следующие идеи: уход от агрессии, вакуумная оболочка, найти сторонника, улыбка, возврат к проблеме, абсурдность поведения, пожалеть агрессора, спокойный тон, отсрочка решения, карикатура, изменение интонации, молчание, запись претензий на доске, рассказать о своих чувствах, отразить чувства агрессора, присоединение, регрессия, согласиться, но сделать по-своему, перевод на другого, переложить ответственность на другого, объективность в общении, безоценочность в общении, выпустить пар, отстаивать свою позицию, переход на «Вы», посочувствовать, ничтожность ситуации, сарказм, ответная агрессия (самооборона), самоирония.
Таким образом, существенной основой противостояния агрессии является осознание оппонентами необходимости понимания конфликта как общей проблемы, которая может быть решена только совместными конструктивными усилиями. Такой подход облегчает признание законности и важности интересов всех участников коммуникативного процесса.
2.5. Техники безопасного отреагирования агрессивности
Упражнение 1. «Ткацкий станок». Цель; Вызвать и отреагировать агрессию.
Участники попарно берутся за руки и проводят костяшками пальцев вдоль спины (вперед-назад) проползающего через двойную шеренгу участника.
Затем происходит смена водящих. После выполнения упражнения обеими командами проводится обсуждение, в которого выясняются следующие моменты: «Что ты чувствовал, когда ты бил; тебя били? Какие были ассоциации?»
Упражнение 2, «Снятие агрессии». Группа делится на две команды, которые попарно становятся лицом друг к другу, протягивая вперед руки и состыковыают их тыльными сторонами ладоней. Согласно инструкции участники давят на партнера и кричат, что есть мочи: одна команда кричит «Да!», а другая - «Нет!».
Упражнение 3. «Жужа. получай!». Стул в середине круга. «Жужа» с открытыми глазами стоит возле стула и держится за него. Водящий с закрытыми (завязанными) глазами, держится одной рукой за стул, а в другой руке держит полотенце. Время от времени водящий спрашивает: «Жужа, ты где?», услышав ответ, бегает за «Жужей», держась за стул, и бьёт «Жужу» со словами «Жужа, получай!». Через минуту происходит смена водящих.
Упражнение 4. «Скульптор». «Скульптор» молча лепит из «глины» статую, которая стоит с закрытыми глазами. Когда работа закончена, «скульптор» садится на место, а «глина» становится «скульптором» и из другого участника лепит скульптуру. Затем второй скульптор садится на место и с открытыми глазами молча продолжает следить за происходящим.
Упражнение 5. «Критика». Нужно выразить критическое отношение к партнеру, соблюдая при этом следующие условия. 1. Должен быть указан адресант и адресат. 2. Должна быть критическая оценка действия, а не личности. 3. Не должно быть советов, рекомендаций. 4. «Здесь итеперь». 5. На критику не отвечать критикой. 6. На критику не отвечать самокритикой.
© Критика может идти по кругу, а если возникает необходимость, то к такой критике могут подключаться и другие участники.
Упражнение 6. «Стирка». Группа разбивается на пары. Каждый участник по очереди выполняет процедуру стирки: замачивание, посыпание порошком, шамкание, полоскание, отжимание.
© Выявление агрессивности.
Упражнение 7. «Совместимость», Группа выстраивается в одну шеренгу. Проводится линия с четырех сторон, означающая доску над пропастью. Задание: поменяться местами: первый становится последним.
© Необходимость порождает творчество.
Упражнение 8. «Стул важности». Один из участников становится ведущим и садится на стул, который находится на возвышенности, например, на столе. Остальные участники поочередно подходят к ведущему и высказывают, выражают ему восхищение. Хвалить можно только за конкретные качаства, которыми обладает ведущий.
42
© Пять целей, к которым нужно стремиться гфи выражении эмоций: 1 Стараться избегать соблазна наказать или обвинить. Предпринятое