Методы урегулирования конфликтов


Можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода их конфликта.

Первая группа направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. Вторая – на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Каждая из групп методов, как и сами методы, обладают рядом достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.

К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. К их числу относятся создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио.

Основоположником второй группы методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, является Дж. Бертон. Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение

отношений сторон друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы, ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т.п.

Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т.е. когда интересы конфликтующих сторон полностью противоположны. И, даже если конфликт близок к конфликту с нулевой суммой, задача состоит в том, чтобы его участники через включение дополнительных вопросов или, напротив, исключением ряда спорных вопросов, придали конфликтной ситуации ненулевой характер. Иной вариант – диверсифицировать ценности и цели, т е. сделать так, чтобы, разные группы стремились к разным непересекающимся целям. Стороны могут сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится конфликтом с ненулевой суммой.

Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.

В целом же, основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключаются в том, что конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Несмотря на указанные ограничения, в рамках именно этой группы методов разрабатывается технология

ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.

Разрешение конфликта

Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов. Первый – подготовительный – это диагностика конфликта. Второй – разработка стратегии разрешения и технологии. Третий – непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта – реализации комплекса методов и средств.

Диагностика конфликта включает: а) описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.д.); б) определение уровня развития конфликта; в) выявление причин конфликта и его природы (объективной и субъективной); г) измерение интенсивности; д) определение сферы распространенности. Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта – содержание противоборства, состояния его участников, цели и тактики их действий и возможный последствий. Конфликт диагностируется структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах, как стояние и процесс.

Разработка стратегии разрешения конфликта осуществляется с учетом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. Если завершение конфликта предполагается осуществить, например, в виде модели «победа - поражение», «выигрыш – проигрыш», то разрабатывается стратегия устранения одной из сторон путем доведения борьбы до победного конца. В ситуации, когда возможна модель «победа – победа», «выигрыш – выигрыш», «взаимный выигрыш», прорабатывается стратегия разрешения конфликтов путем взаимного преобразования сторон и на основе этого – обоюдного

примирения. Ослабление конфликта, его преобразование, постепенное затухание – таковы моменты асимметричного решения конфликта. Наконец, в ситуации, при которой ни одна из сторон не может выиграть противоборство, а обе его проигрывают, оказываются целесообразной стратегия подавления конфликта, механического его устранения.

Разнообразные модели разрешения конфликта
формировались исторической практикой. В литературе
различаются: «силовая», компромиссная и

«интегративная» модели. Силовая модель ведет к исходам конфликта двух видов: «победа – поражение», «поражение – поражение». Две другие модели – к возможному разрешению конфликта по типу «победа – победа», «выигрыш – выигрыш». Силовая форма типична для правовых конфликтов.

Среди разнообразных стратегий выхода из конфликтных ситуаций наиболее часто используются четыре. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки и может быть использована в зависимости от обстоятельств, времени на решение и конечных целей:

1) Мнимое улаживание. По сути это принуждение к миру без устранения причин, вызвавших конфликт. В качестве принуждающих средств используются: власть (реальная или мнимая), посулы, запугивание, взывание к разуму или благородным чувствам. В результате конфликт не разрешается, а загоняется внутрь, срабатывает психологическая защита участников – происходит переоценка ситуации, смирение с ней. Этот тип стратегии подходит для снятия эмоционального напряжения при взаимодействии конфликтующих сторон, но не приводит к решению проблемы, породившей конфликт. Последствием использования данной стратегии является возобновление конфликта на новом уровне в усиленном или измененном варианте.

2) Победа одной из сторон. Сущность этой
стратегии заключается в признании превосходства позиции
одной из конфликтующих сторон, ее правоты, силы и
подчинении ей другой стороны. Эта стратегия применима в
так называемом честном бою, когда одна из сторон
убедила в своей правоте другую сторону, не ущемляя ее
прав, мнений, а также не использовала неэтичных методов
борьбы. В такой ситуации происходит постепенное
снижение психологической напряженности в отношениях
сторон, нормализуется климат взаимоотношений в
коллективе ( или между отдельными участниками, если
конфликт был межличностный), налаживается
продуктивной взаимодействие, возможна перестройка
отношений. Если же победа одной из сторон является
результатом подавления другой, использования «грязных
методов» (анонимки, запугивания, административные
воздействия несправедливого характера и пр.), то
следствием применения данной стратегии является
ухудшение психологического климата, происходит
усугубление конфликта на внутриличностном и
межличностном уровнях, снижается продуктивность
деятельности.

3) Компромисс. Суть этой стратегии состоит с
согласии обеих сторон на основе взаимных уступок и
терпимости к позиции противника при сохранении
несхожести основных позиций, взглядов, мнений,
отношений. Эта стратегия хороша как промежуточный
шаг, передышка, позволяющая более глубоко разобраться в
ситуации и подготовиться к ее окончательному или более
эффективному решению. Она зачастую не решает самого
конфликта, но ликвидирует конфликтную обстановку.
Последствиями такой стратегии могут быть временное
затишье для накопления сил с целью продолжения борьбы
или скрытая борьба другими средствами, возможное

разделение сфер деятельности при взаимном невмешательстве или ослаблении требований друг к другу.

4) Интеграция. Основа стратегии интеграции заключается во взаимном примирении и согласии, достигнутом за счет перестройки взглядов и отношений, нахождения общих позиций, интересов, целей, способов деятельности и поведения, удовлетворяющих противоборствующие стороны. Применение данной стратегии основывается на признании различий позиций и мнений сторон и готовности принять их во внимание для понимания причин конфликта и поиска вариантов решения, приемлемых для обеих сторон. Результатом такой стратегии будет разрешение конфликта, улучшение взаимоотношения сторон, стремления к сотрудничеству, повышение доверия, эмоциональный подъем, повышение эффективности деятельности. Это самое сложное в реализации, но и самая эффективная стратегия разрешения конфликтов.

Общий алгоритм выхода из конфликта задают общее смысловое направление деятельности по разрешению конфликтной ситуации. Практические же шаги по разрешению конфликта весьма разнообразны и зависят во многом от его специфики, сферы проявления участвующих в нем субъектов, причин его возникновения и т.д.

Общий алгоритм выхода из конфликтной ситуации включает в себя целую совокупность последовательных действий:

- анализ конфликтной ситуации;

- выявление личностных особенностей участников конфликта;

- сбор разнообразной информации о конфликте;

- выбор стратегии управления конфликтной
ситуацией;

- собеседование с участниками конфликта;

- конкретные шаги по устранению причин
конфликта;

- создание общественного мнения, направленного на
разрешение конфликта;

- использование по необходимости правовых или
административных мер по устранению причин конфликта.

Существует четыре способа разрешения конфликтов:

1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;

2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;

3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;

4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

В литературе по конфликтологии выделяются четыре возможных варианта разрешения конфликта между противостоящими сторонами А и Б:

1) А выигрывает за счет Б.

2) Б выигрывает за счет А.

3) Обе стороны оказываются в проигрыше, хотя каждая надеялась на благополучный исход.

4) обе стороны могут оказаться в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь в ходе самого конфликта.

Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но решающую роль в этом могут сыграть сопутствующие факторы. К примеру, на выбор мирного пути урегулирования конфликтов могут оказать влияние такие факторы, как наличие в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.

Р. Даль называет семь условий, при которых мирный способ течения конфликтов является наиболее вероятным:

- существование институциональных образований, стремящихся к консультациям и переговорам, изучению интересов, поиску взаимовыгодных решений;

- широкие рамки соглашения на счет того, что составляет оптимальное разрешение проблемы;

- отсутствие кумулятивности конфликтов;

- большие экономические возможности (достаток);

- позитивная осведомленность граждан в отношении результатов мирного разрешения предыдущих конфликтов;

- равное распределение между сторонами
возможных для использования средств насилия;

- преобладающее количество зрелых признаков,
способствующих мирному приспособлению.

Один из ведущих представителей англо-саксонской политологии Д. Аптер, исходя из теории равновесия общества, считает, что существует три ступени развития общественных конфликтов:

1) столкновение предпочтений (кооперация);

2) столкновение интересов (конкуренция);

3) столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).

По мнению Аптера, задача состоит в том, чтобы трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов или еще лучше, - в столкновение предпочтений, т.е. в конкуренцию или кооперацию. Для ее реализации используют различные методы: переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др. При этом необходимо соблюдать ряд условий:

1) согласие о правилах ведения переговоров обязательно для обеих сторон;

2) не идеологизировать конфликт;

3) выявить реальные причины конфликта и найти более верный путь к его разрешению.

Р. Дарендорф предлагает последовательную схему урегулирования конфликта:

- переговоры, т.е. создание органа, в котором
конфликтующие стороны регулярно встречаются для
переговоров по всем спорным проблемам и принятии
решения (большинством, квалифицированным
большинством, большинством с правом вето,
единогласно);

- посредничество – наиболее мягкая форма участия
третьей стороны (не участвующее в конфликте лицо или
инстанция), согласие сторон от случая к случаю
выслушивать посредника и рассматривать его
предложения;

- арбитраж, либо обязательное обращение к
посреднику, либо обязательность исполнения его решений;

- обязательный арбитраж для участников конфликта
обязательно как обращение к третьей стороне, так и
принятия ее решения.

Е. Нордлинджер обосновал шесть основных принципов для успешного урегулирования политических конфликтов:

1) стабильная коалиция;

2) принцип пропорциональности;

3) деполитизация;

4) взаимность права вето;

5) компромисс;

6) концессия, т е. предоставление права
урегулирования конфликта третьей стороне.

В целом демократической процесс контроля над конфликтными ситуациями включает следующие специальные процедуры:

- взаимный и оперативный обмен достоверной
информацией об интересах, намерениях и очередных шагах
сторон, участвующих в конфликте;

- сознательное взаимное воздержание от
применения силы, способной придать неуправляемость
конфликтной ситуации;

- объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт;

- подключение арбитров, беспристрастный подход которых гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий;

- использование существующих или принятие новых правовых норм, административных или иных процедур, способствующих сближению конфликтующих сторон;

- создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

Тема 5. Внутриличностные конфликты План:

1) Внутриличностные конфликты: определение,
особенности.

2) Способы разрешения внутриличностных
конфликтов.

3) Психологическая защита.

4) Последствия внутриличностных конфликтов.

Наши рекомендации