Отношения, связанные с развитием
Когда мы ставим некие качества в зависимость от возрастных изменений, корреляции, найденные у детей, следует рассматривать отдельно от подобных корреляций, проявляющих себя в группах взрослых людей. Отношение, характерное для растущего организма, может с достижением зрелости исчезнуть, поскольку оно может быть всего-навсего следствием неких возрастных влияний. Очевидно, например, что 10-летний ребенок будет превосходить 5-летнего как по знанию арифметики, так и по своему росту. Если при этом их включить в одну и ту же группу, то корреляция между арифметическими познаниями и ростом будет носить искусственный характер. Таких ложных корреляций обычно избегают при помощи соответствующих измерений (например, IQ), или производя сравнительный анализ внутри группы индивидов одного и того же возраста. Но эти процедуры не отменяют факта влияния различной степени развитости индиви-
Телосложение и поведение 195
дов, поскольку дети одного и того же возраста могут сильно отличаться друг от друга по степени своего физического развития.
Между их развитостью и статусом взрослости с точки зрения физических параметров отсутствует постоянная зависимость. Данные, касающиеся начала пубертатного периода, это хорошо иллюстрируют. Индивиды, достигшие половой зрелости раньше положенного срока, и по своему общему физическому развитию с самого начала обгоняли остальных детей (72). Таким образом, по началу пубертатного возраста можно определять общую физическую развитость. Индивиды, ранее других созревшие в детстве, должны быть выше, иметь больший вес и по другим физическим параметрам быть более развиты, чем те, у кого половое созревание наступило позже. Но во взрослом возрасте те, кто достиг половой зрелости раньше, не являются более высокими или тяжелыми. Действительно, у девушек, достигших половой зрелости раньше других, ближе к двадцати годам была зафиксирована тенденция к тому, чтобы быть несколько ниже других (72, 77). Дети, которые были самыми высокими в своей группе, не обязательно окажутся выше других через двадцать лет. Физические данные ребенка зависят частично от действия различных факторов, дающих индивиду преимущество в росте на протяжении всей его жизни, и частично от индивидуальных различий, связанных со скоростью физического развития.
В этом контексте неудивительно, что у детей корреляции между анатомическими и физиологическими свойствами выше, чем у взрослых. Эти корреляции не так уж велики, они редко превышают 0,30, но они часто достаточно велики, чтобы показывать наличие статистически значимого отношения (ср. 20, 37, 62). Например, Абернети (1) в своем исследовании обнаружил положительные корреляции между различными анатомическими измерениями и умственным развитием детей всех возрастов от 8 до 17 лет, но эти корреляции уменьшались в группах детей, достигших половой зрелости. В группе взрослых людей, включенной для сравнения в данное исследование, корреляций фактически не было обнаружено. Существуют также свидетельства того, что «скелетный возраст», определяемый фотографированием в Х-лучах структуры костей, имеет значимую корреляцию с умственным развитием детей и что эта корреляция с увеличением возраста сходит на нет (20).
196 Дифференциальная психология
О некоторых изначально высоких корреляциях между основными показателями обменных процессов и IQ сообщил Хин-тон (35), исследовавший группу из 200 детей в возрасте от 6 до 15 лет. Для групп 6- и 9-летних детей эти корреляции были на уровне, близком к 0,80; начиная с 10-летнего возраста они постоянно снижались, достигая у 15-летних значения 0,50. Напомним, что исследования подростков и взрослых показали фактически нулевую корреляцию между БМР и умственным развитием. Если бы результаты, полученные Хинтоном, получили подтверждение и в других исследованиях, они могли бы служить яркой иллюстрацией влияния возрастных изменений на отношение между состоянием тела и поведением. Известно, что БМР имеет тенденцию к увеличению в периоды быстрого роста. Если БМР существенно связан с уровнем интеллектуального развития в детстве, то это может помочь объяснить многие другие корреляции.
Как уже говорилось, некоторые индивиды в течение всего периода своего роста могут и физически, и психологически развиваться быстрее других. Согласно данной гипотезе, именно эти различия в развитости лежат в основе положительных корреляций между умственным развитием детей и определенными параметрами их тела. Однако следует помнить, что развитие индивида не происходит равномерно, в одном и том же темпе, но может то забегать вперед, то отставать. Эти временные колебания в развитии очень специфичны и графики физических и психологических отклонений не совпадают друг с другом. Таким образом, ежемесячные или ежегодные структурные и интеллектуальные изменения в целом не коррелируют друг с другом (1, 20). Все это позволяет предположить, что каковы бы ни были отношения между телесным и поведенческим развитием, они скорее всего не зависят друг от друга напрямую. Например, ребенок, являющийся в своем физическом развитии акселератом, раньше других учится ходить и, возможно, говорить, он имеет больше возможностей расширять свои социальные контакты. Это, в свою очередь, может привести к его более быстрому интеллектуальному развитию. С другой стороны, временные скачки и спады в физическом и психологическом развитии ребенка являются результатом действия множества независимых друг от друга факторов, что не соответствует общей тенденции роста.
Телосложение и поведение 197
Само воздействие половой зрелости на развитие поведения является спорным. Вопреки распространенному мнению, не существует свидетельств того, что интеллектуальное развитие однозначно ускоряется или замедляется с началом половой зрелости (1, 20). При условии отсутствия расовых и культурных различий между возрастом наступления половой зрелости и интеллектуальными или личностными свойствами во взрослом возрасте так же нет зависимости (1, 77). В целом начало пубертатного периода проявляется в соответствующих взглядах, интересах и эмоциональных реакциях. В одном из исследований среди девушек (78), одни из которых достигли половой зрелости, а другие — нет, в результатах теста на личностное развитие были обнаружены существенные отличия, при этом девушки были одного и того же возраста, социоэкономического и культурного статуса. Социальные факторы, несомненно, играют важную роль в личностных переменах — это факт, засвидетельствованный Баркером и др. (7) при рассмотрении ими соматопсихологических следствий наступления половой зрелости.
РЕЗЮМЕ
Взаимосвязь между телосложением и психологическими свойствами относится к причинному анализу поведения, к теориям, трактующим качества человека, а также к практическим проблемам их оценки. Псевдонаучные теории, такие как френология и физиогномика, так же как и множество обыденных стереотипов, основываются на провозглашенной зависимости между внешностью, с одной стороны, и умственным развитием или чертами личности — с другой. Как бы ни были они ошибочны, люди продолжают верить в них, опираясь на приводимые сторонниками этих теорий отдельные случаи и игнорируя примеры, опровергающие их; стремятся переносить закономерности, характерные для людей с патологическими отклонениями, на людей нормальных; поддаются влиянию социальных стереотипов, корректируя под воздействием мнения других людей восприятие себя самого.
(^Корреляции между физическими и психологическими качествами могут показывать, что физические параметры (напри-
198 Дифференциальная психология
мер: неврологические расстройства, нарушения деятельности желез или психосоматические расстройства) влияют на поведение, или что поведение (например, упражнения по развитию мышц) влияет на физическое состояние (например, психосоматические расстройства), или что первое и второе зависит от третьего фактора (например, от социоэкономического уровня).
Патологические состояния могут воздействовать на поведение по-разному. Тяжелые умственные или эмоциональные расстройства, такие как кретинизм, паралич и белая горячка, возникают как прямое следствие пониженной активности желез или нарушениях мозга. В случае иных расстройств, таких как шизофрения, накопленные данные свидетельствуют о наличии соответствующих физических коррелятов, но причинные механизмы по-прежнему неизвестны. По крайней мере в некоторых случаях эмоциональные и интеллектуальные расстройства могут быть чисто функциональными, не связанными с какой-либо органической патологией.
В целом исследования школьников показали наличие слабо выраженной тенденции к тому, что разнообразные физиологические расстройства обычно чаще распространены среди учеников с более низкими умственными способностями, чем среди учеников, обладающих более высоким уровнем умственного развития. Существуют данные, позволяющие предположить, что такая зависимость полностью или частично является следствием социоэкономических различий. С другой стороны, продолжительные или тяжелые заболевания приводят к соматопсихологичес-ким последствиям.
С Среди наиболее исследованных в своем влиянии на поведение физиологических факторов, можно назвать ЭЭГ, реакции автономной нервной системы, биохимические условия, работу желез и питание. Большинство этих исследований принесли мало положительной информации, которая бы имела отношение к поведенческим различиям в пределах нормального ряда, хотя несколько направлений оказались достаточно перспективными. Как подтвердил Миннесотский проект голодания, само по себе голодание имеет свои психологические последствия. Результаты, полученные в экспериментах по употреблению тиаминовой и глютаминовой кислот, носят предположительный характер.
Телексложение и поведение 19 9
Сенсорные дефекты, такие как глухота и слепота, затрудняют интеллектуальное развитие, ограничивая контакты с окружающей средой. Современные техники специального образования позволяют преодолевать эти ограничения. Глухота для ребенка является более серьезным дефектом, чем слепота, потому что слух играет важную роль в развитии языка. Определение и классификация степеней слепоты и глухоты относится к нерешенным методологическим проблемам, что делает результаты, полученные в этой сфере в процессе тестирования, неоднозначными.
/ Психологи исследуют соотношение интеллектуальных и личностных свойств с многочисленными анатомическими измерениями, а также с другими характеристиками. Величина головы и тела показывает значимые положительные, но низкие корреляции с умственными способностями. Черепной индекс (указывающий на форму головы) нейтрален по отношению к способностям. Ничто не говорит также в пользу существования взаимосвязей между чертами личности и параметрами лица или рук. Найденные у детей корреляции между умственными способностями и анатомическими или физиологическими свойствами могут отражать всего лишь отношения развитости. В таких случаях по достижении половой зрелости корреляция исчезает.
vB заключение сделаем вывод: проведенные исследования внешнего вида и поведения показали отсутствие достоверных и практически значимых отношений между физическими особенностями и личностными свойствами. Однако такие исследования открыли возможности для объяснения причин нескольких патологических состояний. А это, в свою очередь, открывает многообещающие перспективы для исследования причинных факторов, обусловливающих поведенческие различия в пределах нормального ряда, хотя на настоящий момент бесспорных отношений такого рода обнаружено не было.
БИБЛИОГРАФИЯ
1- Abernethy, Ethel M. Relationships between mental and physical growth.
Monogr. Soc. Res. Child Developm., 1936, 1, No. 7. 2. Altus, W. D. «The height and weight of soldiers in association with scores
earned on the Army General Classification Test. /. coc. Psychol.,
1949, 29, 201-210.
"
200 Дифференциальная психология
3. Anastasi, Anne. Review of R. J. Williams, «Free and unequal: the biological
basis o/individual liberty». Hum. Biol., 1955, 27, 243—246.
4. Arbilman, H. O. The present status of glutamie acid therapy for mental
deficiency. Train. Sch. Hull., 1952, 48, 187-199.
5. Association for Research in Nervous and Mental Diseases. Life stress and
bodily dtsease. Baltimore: Williams & Wilkins, 1950.
6. Avres, L. P. The effect of physical defects on school progress. Psychol. Clin.,
1909-10, 3, 71-77.
7. Barker, R. G., et al. Adjustment to physical handicap and illness: a survey of
the social psychology of physique and disability. (Rev. Ed.) N.Y.: Soc. Sci. Res. Coun., 1953.
8. Bauman, Mary K., and Hayes, S. P. A manual for the psychological exami-
nation of the adult blind. N.Y.: Psychol Corp., 1951.
9. Beach, F. A. Hormones and behavior; a survey of interrelationships between
endocrine secretions andpatterns of 'overt responses. N.Y'.: Hoeber, 1948.
10. Beach, F. A. «Psychosomatic» phenomena in animals. Psychosom. Med., 1952,
14, 261-270.
11. Berlinsky, S. Measurement of the intelligence and personality of the deaf:
a review of the literature. J. Speech Hearing Disorders, 1952, 17, 39-54.
12. Berryman, G. H., et al. Effects upon young men consuming restricted
quantities of B-complex vitamins and protein, and changes associated with supplementation. Amer. J. Physiol., 1947, 148, 618-647.
13. Brackbill, G. A. Studies of brain dysfunction in schizophrenia. Psychol.
Bull., 1956, 53, 210-226.
14. Broom, M. E. Cranial capacity and intelligence. Sch. and Soc, 1932, 36,
703-704.
15. Brozek, J., Guetzkow, H., Miekelsen, O., and Keys, A. Motor performance
of normal voung men maintained on restricted intakes of vitamin В complex. /. appl. Psychol., 1946, 30, 359-379.
16. Catalano, F. L. The comparative performance of a group of cerebral palsied
children in different intellectual functions. Unpublished doctoral dissertation, Fordham Univer., 1955.
17. Cattell, J. P., and Pacella, B. L. An electroencephalographic and clinical
study of children with primary behavior disorders. Amer. J. Psychiat., 1950, 107, 25-33.
18. Cotzin, M., and Dallenbach, К. М. «Facial vision»; The role of pitch and
loudness in the perception of obstacles by the blind. Amer. J. Psychol., 1950, 63, 485-515.
19. Cruickshank, W. M. (Ed.) Psychology of exceptional children and youth.
N.Y.: Prentice-Hall, 1955.
20. Dearborn. W. F., and Rothney, J. Predicting the child's development. Cam-
bridge. Mass.: Sci-Arl Pub., 1941.
Телосложение и поведение 2 01
21. Dunbar, Flanders. Emotions and bodily changes. (4th Ed.) N.Y.: Columbia
Univer. Press, 1954.
22. Ellingson, R. J. Brain waves and problems of psychology. Psychol. Bull
1956 53, 1-34.
23. Fiedler, Miriam F. Teachers' problems with hard of hearing children. J.
educ. Res., 1949, 42, 618-622.
24. Finger, F. W. Hearing deficiency and scholastic deficiency. Amer. Psychologis,
1948, 3, 293.
25. Gadson, E. J. Glutamic acid and mental deficiency — a review. Amer. J.
men. Def., 1951, 55, 521-528.
26. Garrett, J. F. (Ed.) Psychological aspects of physical disability. Washington,
D.C.: U.S. Govt. Printing Office, 1952.
27. Gengerelli, J. A., and Kirkner, F. J. (Eds.) The psychological variables in
human cancer. Berkeley and Los Angeles: Univer. Calif. Press, 1954.
28. Gibbs, F. A., and Gibbs, Erna L. Atlas of electroencephalography. (2nd
Ed.) Cambridge. Mass.: Addison-Wesley Press, 1950—1952. (Vol. 1 and II.)
29. Goldstein, H. The biochemical variability of the individual in relation to
personality and intelligence. /. exp. Psychol., 1935, 18, 348—371.
30. Guetzkow, H., and Brozek, J. Intellectual functions with restricted intake
of B-complex vitamins. Amer. J. Psychol., 1946, 59, 358—381.
31. Harrell, Ruth F. Further effects of added thiamin on learning and other
processes. Teach. Coll., Columbia Univer., Contrib. Educ, 1947, No. 928.
32. Harrell, Ruth F., Woodyard, Ella, and Gates, A. I. The effect of mothers'
diets on the intelligence of the offspring. N.Y.: Teach. Coll. Bur. Publ, 1955.
33. Hayes, S. P. Contributions to a psychology of blindness. N.Y.: Amer. Found.
Blind, 1941.
34. Henry, С. Е., and Knott, J. R. A note on the relationship between personality
and the alpha rhythm of the electroencephalogram. J. exp. Psychol., 1941, 28, 362-366.
35. Hinton. R. T. A further study on the role of the basal metabolic rate in the
intelligence of children. /. educ. Psychol., 1939, 30, 309—314.
36. Hoefer, C, and Hardy, M. G. The influence of improvement in physical
condition on intelligence and educational achievement. 27th Yearh., Nat. Soc. Stud. Educ, 1928, Purt I, 371-387.
37. Honzik, Marjorie P., and Jones, H. E., Mental physical relationships during
the preschool period. /. exp. Educ, 1937, 6, 139—146.
202 Дифференциальная психология
38. Horwitt, M. К. Fact and artifact in the biology of schizophrenia. Science,
1956, 124, 429-430.
39. Hull, G. L. Aptitude testing. Yonkers-on-Hudson: World Book Co,. 1928.
40. Husen, T. Undersokningar rorande sambanden mellan somatiska fohallanden
och intellektuell prestationsforrnaga. Sartryck ur Tidskrift i militar Halsovard, 1951, 76, 41—74. (English summary.)
41. Jones, H. E. The environment and mental development. In L. Carmichael
(Ed.), Manual of child psychology. (2nd Ed.) N.Y.: Wiley, 1954, 631-696.
42. Kempt, G. A., and Collins, S. D. A study of the relation between mental and
physical status of children in two counties of Illinois. U.S. Pub/. Health Rep. 1929, 44, No. 29, 1743-1784.
43. Kennard, Margaret A. Inheritance of electroencephalogram patterns in
children with behavior disorders. Psychosom. Med., 1949, 11, 151-157.
44. Keys, A., et a/. The biology of human starvation. Minneapolis: Univer.
Minn. Press, 1950, 2 vols.
45. Knott, J. H., Friedman, H., and Bardsley, K. Some electroencephalographic
correlates of intelligence in eight-year-old and twelve-year-old children. /. exp. Psychol., 1942, 30, 380-391.
46. Kreezer, G. L. The relation of intelligence level and the electroencephalogram.
39th Yearb., Nat. Soc. Stud. Educ, 1940, Part I, 130-133.
47. Kreezer, G. L., and Smith, F. W. The relation of the alpha rhythm of the
electroencephalogram and intelligence level in the non-differentiated familial type of mental deficiency. /. Psychol., 1950, 29, 47-51.
48. Lacey, J. I., Bateman, Dorothy E., and Van Lehn, Ruth. Autonomic
response specifieity and Rorschach color responses. Psychosom. Med., 1952, 14, 256-260.
49. Lacey, J. I., Bateman, Dorothy E., and Van Lehn, Ruth. Autonomic
response specificity. Psychosom. Med., 1953, 15, 8—21.
50. Lennox, W. G., Gibbs, Erna L., and Gibbs, F. A. Inheritance of cerebral
dysrhythmia and epilepsy. In E. A. Strecker, F. G. Ebaugh, and J. R. Ewalt(Eds.), Practical clinical psychiatry. Philadelphia: Blakiston, 1947, 124-125.
51. Lindsley, D. B. Electroencephalography. In J. McV. Hunt (Ed.), Personality
and the behavior disorders. N.Y.: Ronald, 1914, Vol. 2, pp. 1033-1103.
52. Lowe, G. M. Mental changes after removing tonsils and adenoids. Psychol.
Clin., 1923, 15, 92-100.
Телосложение и поведение 2 03
53. Lowenfeld, B. Psychological problems of children with impaired vision. In
W. M. Cruickshank (Ed.), Psychology of exceptional children and youth. N.Y.: Prentice-Hall, 1955, 214-283.
54. Lurie, L. A. Endocrinology and the understanding and treatment of the
exceptional child. J. Amer. med. ass., 1938. 110, 1531 — 1536.
55. Mallory, J. N. A study of the relation of some physical detects to achieve-
ment in the elementary school. George Peabody Coll. Teach., Contrib. Educ, 1922, No, 9.
56. Miller. C. A., und Lennox, Margaret A. Electroencephalography in behavior
problem children. /. Pediat., 1948, 33, 753—761.
57. Milliken, J. R., and Standen, J. L. An investigation into the effects of
glutamic acid on human intelligence. J. Neurol. Neurosurg. Psychiat. 1951, 14, 47-54.
58. Misiak, H., and Franghiadi, C. J. The thumb and personality. /. gen. Psychol.,
1953, 48, 241-241.
59. Morgan, C. F., and Stellar, E. Physiological psychology. (Rev. Ed.) N.Y.:
McGraw-Hill, 1950.
60. Myerson, L. A psychology of impaired hearing. In W. M. Cruickshank (Ed.),
Psychology of exceptional children and youth. N.Y.: Prentice-Hall, 1955, 120-183.
61. Myklebust, H. R. Towards a new understanding of the deaf child. Amer. Ann.
Deaf, 1953, 98, 315-357.
62. Paterson, D. C. Physique and intellect. N.Y.: Appleton-Century-Crofts,
1930.
63. Phillips, E. L., Bennan, Isabel R., and Hanson, H. B. Intelligence and
personality factors associated with poliomyelitis among school age children. Monogr. Soc. Res. Child Develpm., 1947, 12, No. 2.
64. Pintner, R., and Brunschwig, Lily. Some personality adjustments of deaf
children in relation to two different factors. J. genet. Psychol., 1936, 49, 377-388.
65. Richey, A. The eflects of diseased tonsils and adenoids on intelligence
quotients of 204 children. /. iuv. Res., 1934, 18, 1—4.
66. Rogers, Margaret C. Adenoids and diseased tonsils, their effects on general
intelligence. Arch. Psychol., 1922, No. 50.
67. Sandwick, R. L. Correlation of physical health and mental efficiency. /.
educ. Res., 1920, I, 199-203.
68. Sarason, S. B. Psychological problems in mental deficiency. (Rev. Ed.) NY.:
Harper, 1953.
69. Saul, L. J., Davis, H., and Davis, P. A. Psychological correlations with the
electroencephalogram. Psychosom. Med., 1949, 11, 361—376.
70. Secord, P. F., Dukes, W. F., and Bevan, W. Personalities in faces: I. An
experiment in social perceiving. Genet. Psychol. Monogr., 1954, 49, 231-279.
204 Дифференциальная психология
71. Shagass, С. An attempt to correlate the occipital alpha frequency of the
electroencephalogram with performance on a mental ability test. /. exp. Psychol., 1916, 36, 88-92.
72. Shuttleworth, F. K. Sexual maturation and the physical growth of girls aged
six to nineteen. Monogr. Soc. Res. Child Develpm., 1937, 2, No. 12.
73. Smillie, W. C, and Spencer, Cassie R. Mental retardation in school children
infested with hookworms. /. educ. Psychol., 1926, 17, 314—321.
74. Spillane, J. D. Nutritional disorders of the nervous system. Baltimore: Wil-
liams & Wilkins, 1947.
75. Sprunt, Julie W., and Finger, F. W. Auditory deficiency and academic
achievement. /. Speech Hearing Disorders, 1949, 14, 26—32.
76. Stalnaker, E., and Roller, R. D., Jr. A study of one hundred non-promoted
children. /. educ. Res., 1927, 16, 265-270.
77. Stone, C. P., and Barker, R. G. On the relationships between menarcheal
age and certain aspects of personality, intelligence and physique in college women. J. genet. Psychol., 1934, 45, 121 — 135.
78. Stone, C. P., and Barker, R. G. The attitudes and interests of pre menarcheal
and postmenarcheal girls. /. genet. Psychol., 1939, 54, 27—71.
79. Templin, Mildred C. The development of reasoning in children with normal
and defective hearing. Minneapolis: Univer. Minnesota Press, 1950.
80. Templin, Mildred C. A qualitative analysis of explanations of physical
causality: I. Comparison of hearing and defective hearing subjects. Amer. Ann. Deaf, 1954, 99, 252-269.
81. Terry, R. A. Autonomic balance and temperament. /. сотр. physiol. Psychol.,
1953, 46, 454-460.
82. Wenger, M. A. The measurement of individual differences in autonomic
balance. Psychosom. Med., 1941, 3, 427—434.
83. Wenger, M. A. The stability of measurement of autonomic balance. Psychosom.
Med., 1942, 4, 94-95.
84. Wenger, M. A. Preliminary study of the significance of measures of auto-
nomic balance. Psychosom. Med., 1947, 9, 301—309.
85. Wenger, M. A. Studies of autonomic balance in Army Air Forces personnel.
Сотр. Psychol. Monogr., 1948, 19, 1 — 111.
86. Wertenberger, E. J. A study of the influence of physical defects upon
intelligence and achievement. Catholic Univer. Amer. Educ. Res. Bull., 1927, 2, No. 9.
87. White House Conference on Child Health and Protection. Special education:
the handicapped and the gifted. N.Y.: Appleton-Centnry-Crofts, 1931.
88. Williams, R. J. The human frontier. N.Y.: Harcourt. Brace, 1946.
89. Williams, R. J. Free and unequal: the biological basis of individual liberty.
Anstin: Univer. Texus Press, 1953.
90. Wolff, Charlotte. The human hand. London: Methuen, 1912.
Телосложение и поведение 2 05
91. Worchel, P., and Dallenbach, К. М. «Facial vision», perception of obstacles
by the deaf-blind. Amer. J. Psychol., 1947, 60, 502-553.
92. Worchel, P., and Mauney, J. The effect of practice on the perception
of obstacles by the blind. /. exp. Psychol., 1951, 41, 170—176.
93. Zahl, P. A. (Ed.) Blindness; modern approaches to the unseen environment.
Princeton. N. J: Princeton Univer. Press, 1950.
94. Zimmerman, F. Т., and Burgemeister, Bessie B. Permanency of glutamic
acid treatment. Arch. Neurol. Psychiat., 1951, 65, 291—298.
95. Zimmerman, F. Т., Burgemeister, Bessie В., and Putnam, T. J. A group
study of the effect of glutamic acid upon mental functioning in children and adolescents. Psychosom. Med., 1947, 9, 175—183.
96. Zimmerman, F. Т., Burgemieister, Bessie В., and Putnam, T. J. The effect
of glutamic acid upon the mental and physical growth of Mongols. Amer. J. Psychiat., 1949, 105, 661-668.
Глава 6 КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ
Отношение между физическими и психологическими свойствами также рассматривается с точки зрения типов конституции. В целях упрощения практически бесконечного наблюдаемого разнообразия индивидов были предложены основные типы человека. Появилась возможность с большей или меньшей степенью приближения определить, к какому из нескольких типов относится каждый человек. Такие конституционные типы были созданы, чтобы охарактеризовать индивида в целом, во всех его физических, интеллектуальных и эмоциональных качествах, но они не были предназначены для того, чтобы рассматривать его с точки зрения каких-либо отдельных качеств организма. Развитие теории типов основывается на обоснованном (в логическом смысле) предположении, что эти типы связаны с чем-то врожденным, или унаследованным. Таким образом, теория конституциональных типов предполагает наличие определенной степени сходства между различными характеристиками индивида и утверждает, что эти характеристики в конечном счете приписываются влиянию наследственности.
Теория типов имеет длинную историю. В начале пятнадцатого века до нашей эры греческий врач Гиппократ обратил внимание на связь между телосложением и подверженностью различным заболеваниям. Ранние работы по типологии были проведены Вертгеймером и Хескесом (56), Патерсоном (39, ее. 220—248) и Айзенком (16, гл. 3). Современные психологические исследования конституционных типов намного продвинулись в результате публикации работы Кречмера, которая была впервые переведена на английский язык в 1925 году (33). В этой книге Кречмер создал детально разработанный набросок теории отношения между телосложением и личностными свойствами. Позже работа Шелдо-на пробудила интерес к этим проблемам. Типологические системы, предложенные Кречмером и Шелдоном, вместе с соответ-
Конституциональные типы 2 07
ствующими данными будут нами рассмотрены в первых двух разделах этой главы.
По существу, все конституциональные типологии связаны с двумя основными понятиями. Одно касается типологии как системы, противоположной пространственной (или качественной) системе, описывающей индивидуальные различия. Такое разделение позволяет отвечать на вопрос, с какими психологическими свойствами мы имеем дело — с физическими или психологическими. Следствия, к которым приводят эти две системы, и позитивные моменты, заключенные в каждой из них, будут рассматриваться в третьем разделе этой главы. Другое понятие связано с отношением между физическими и психологическими свойствами. Все конституциональные типологии, подобные кречмеровской и шелдонской, предполагают явную зависимость между телосложением и свойствами личности. В этом отношении конституциональные типологии представляют собой альтернативный по отношению к рассмотренному в главе 5 подход к проблеме внешнего вида и поведения. Некоторые из следствий, относящихся к этому аспекту данных теорий типов, будут рассмотрены в четвертом разделе настоящей главы. Необходимо подчеркнуть, что эти два основных понятия конституциональных типологий логически самостоятельны. Каждое из них может быть принято или отвергнуто независимо от другого.
ТИПОЛОГИЯ КРЕЧМЕРА
У Кречмера (33, 34) телосложение подразделяется на четыре типа: пикническое, атлетическое, лептосомное (астеническое) и диспластичное. Типичный пикник небольшого роста, полный, со сравнительно большим туловищем и короткими ногами, с округлой грудной клеткой, покатыми плечами и короткими конечностями. У человека атлетического телосложения туловище и конечности более пропорциональны, он имеет хорошо развитые кости и мускулы, широкие плечи и большие руки и ноги. Люди лептосомного (астенического) телосложения обычно имеют маленькое, по сравнению с ростом, тело. Они высокие и стройные со сравнительно узкой грудью, длинными ногами, продолговатым лицом и длинными тонкими руками и нога-
208 Дифференциальная психология
ми. К людям диспластичного телосложения относятся все индивиды, которые обладают несовместимыми друг с другом признаками разных типов телосложения. Основанием такой классификации послужил широкий спектр всевозможных измерений внешности людей в совокупности с клиническими диагнозами, поставленными им экспериментатором.
Основным содержанием теории Кречмера является отношение, существующее между описываемыми им типами телосложений и двумя противоположными типами «темперамента» — циклоидным и шизоидным. Циклоидные индивиды проявляют такие личностные качества, которые в экстремальных случаях квалифицируются как циклическая, или маниакально-депрессивная, форма психического расстройства. При таком психозе пациент обычно движется из крайности в крайность — от возбуждения к депрессии, и наоборот. Шизоиды имеют склонность к шизофрении, характеризующейся крайней интроверсией и отсутствием интереса к своему окружению. Кречмер утверждает, что циклоиды обычно являются пикниками, в то время как шизоиды — лептосомами или реже людьми атлетического телосложения. Эта теория, созданная изначально для применения к различным формам психических расстройств, впоследствии была распространена на нормальных индивидов, не проявляющих личностных нарушений. Понятия «циклотимный»и «шизо-тимный» были созданы для обозначения этих двух нормальных биотипов. Циклотимные индивиды отличаются социальностью, дружелюбностью, оживленностью, практичностью и реалистичностью; шизотимные индивиды — отличаются спокойствием и замкнутостью, они более одинокие, робкие и молчаливые. Надо заметить, что эти признаки почти полностью соответствуют экстраверсии и интроверсии, описанной Юнгом.
Для проверки гипотезы Кречмера были привлечены данные, полученные из разных источников. Поскольку эта теория изначально возникла из наблюдений Кречмера за пациентами, страдающими психозом, многие факты были взяты из этой области исследования. В целом исследования Кречмера (33, 34) и других (5, 56, 57) показали наличие предсказанного соответствия между телосложением и психозом. Результаты, полученные в ходе одного из этих исследований, охватывающего свыше 8000 случаев, обобщены в таблице 3.
Табл ица 3 Процентное соотношение шизофреников, маниакально-депрессивных пациентов и эпилептиков, включенных в категории людей с разным типом телосложения. (Данные из Вестфаля, 57, с. 97.)
Телосложение | Шизофреники (N = 5233) | Маниакально-депрессивные (N = 1361) | Эпилептики (N = 1505) |
Пикнический | 13,7 | 64,6 | 5,5 |
Атлетический | 16,0 | 6,7 | 28,9 |
Лептосомный | 50,3 | 19,2 | 25,1 |
Диспластичный | 10,5 | Ы | 29,5 |
Неопределенный | 8,6 | 8,4 | 11,0 |
Необходимо отметить, что наибольший процент шизофреников (50,3) относится к категории людей лептосомного телосложения, в то время как 64,6 процента маниакально-депрессивных пациентов являются пикниками. Исследование включало в себя группу эпилептиков, относившихся к людям с более разно-бразными типами телосложения. Основной отличительной особенностью этой группы является сравнительно высокий процент присутствия в ней людей атлетического и диспластичного типов телосложения.
Интерпретация результатов исследования психотиков затрудняется наличием неконтролируемых факторов, главным среди которых является возраст. Шизофрения наиболее распространена среди молодых людей, в то время как люди старшего возраста гораздо больше подвержены маниакально-депрессивным психозам. Хорошо известно, и Кречмер признает это, что люди старшего возраста склонны к пикническому телосложению, а молодые люди — к астеническому. Конечно, пикниками могут быть и молодые люди, а лептосомами — люди, относящиеся к старшей группе, при этом многие люди сохраняют один и тот же тип телосложения на протяжении всей своей жизни. Не учитывать возрастные тенденции — значит строить в целом искаженное отношение между телосложением и склонностью к психозам. Поэтому важно, чтобы возрастные различия учитывались при сравнении различных психотичных групп по признаку телосложения.
Гарви (21) в своем исследовании 130 маниакально-депрессивных пациентов и 130 шизофреников отобрал в соответствующие группы пациентов, максимально приближенных друг к дру-
Таблица 4 Процентное соотношение шизофреников, маниакально-депрессивных пациентов и пациентов контрольной группы, имеющих пикническое, атлетическое и лептосомное телосложение. (Данные из Бурчарда, 5, с. 31.)
Гелосложение | Шизофреники (N = 125) | Маниакально-депрессивные (N= 125) | Контрольная группа (N = 157) |
Пикнический Атлетический Лептосомный | 63,2 8,8 28,0 | 36,3 17,7 46,0 | 55,6 11,3 33,1 |
гу по возрасту. В этих группах были задействованы только те пациенты, диагноз которых был очевиден не только экспериментатору, но и всем сотрудникам больницы. Когда пациенты на основании общих наблюдений были разделены на более тяжелых и более легких, это в какой-то степени явилось подтверждением утверждений Кречмера, хотя взаимосвязь и была слабой. Для более точной классификации были привлечены развернутые физические измерения и особые вычисления, связанные с соотношениями горизонтального и вертикального измерений человеческого тела. Все указывало на почти полное совпадение двух групп психотиков. Очень близкими оказались не только их средние значения, но также разброс значений и общая форма распределения.
Другое тщательно проведенное исследование отношения между типом телосложения и формой психоза было проведено Бурчардом (5). Были отобраны 407 пациентов мужского пола, принадлежащих к белой расе, которые проходили лечение в нескольких больницах для душевнобольных. 125 человек из них имели общепризнанный диагноз — шизофрения и 125 — маниакально-депрессивный психоз.
Остальные 157 пациентов страдали различными психотическими и невротическими расстройствами и составляли контрольную группу. Согласно «общему впечатлению» испытуемые во всех трех группах были разделены на пикников, атлетов и лептосомов. Впоследствии были проведены сравнительные антропометрические измерения членов этих групп. Диспластиками среди них оказались всего семь человек, данные по которым в дальнейшем не учитывались. Все остальные пациенты приняли
Конституциональные типы
Рис. 30. Частотные распределения 125 маниакально-депрессивных пациентов и 125 шизофреников по индексу телосложения Вертгеймера-Хескеса. (Данные из Бурчарда, 5, с. 47.)
участие в исследовании; те из них, кто имел неопределенный, или смешанный, тип конституции, были отнесены к тому морфологическому типу, к которому они ближе всего находились. В таблице 4 по каждой из трех групп представлено процентное соотношение пикников, атлетов и лептосомов, получившееся в результате применения особого метода классификации. Общая тенденция, которая прослеживается в результате анализа этих данных, соответствует теории Кречмера. Выяснилось не только то, что большинство пациентов, страдающих маниакально-депрессивным психозом, обладают пикническим телосложением, а большинство шизофреников — лептосомы, но и то, что контрольная группа по всем показателям занимает между двумя первыми группами промежуточное место. Если сравнивать шизофреников и пациентов, страдающих маниакально-депрессивным психозом, то и с точки зрения антропометрических измерений также обнаружены определенные различия. Данные различия между средними значениями двух групп были зафиксированы в трех из девяти случаев измерений внешних данных пациентов и по двум из трех показателей телосложения. Тем не менее область частичного совпадения результатов измерений, проведенных в этих группах, оказалась очень велика. Это показано на рисунке 30, демонстрирующем частотное распределение индекса телосложения Вертгеймера-Хескеса1.
Индекс Вертгеймера-Хескеса (56, с. 415):
100 х длина ног хЮ3
попереч. диаметр грудн. клетки, сагитальный диаметр грудн. клетки, длина туловища.
212 Дифференциальная психология
Этот индекс показывает максимальное различие между двумя группами. Очевидно, что, несмотря на статистически значимые различия средних значений, среди шизофреников попадаются люди с выраженным пикническим телосложением, и наоборот.
Даже небольшие различия в средних значениях между двумя группами могут быть результатом действия неконтролируемых факторов. Бурчард признал это и провел подробный анализ групп маниакально-депрессивных пациентов и шизофреников. В отношении расовой и национальной принадлежности, местопребывания и уровня образования им не было обнаружено существенных различий. Однако возрастные различия между членами групп шизофреников, контрольной и маниакально-депрессивной оказались очень большими, их средние значения составили соответственно 30,97; 42,90 и 49,65 лет. Дальнейший анализ вскрыл наличие определенного отношения между возрастом и телосложением, как показано в таблице 5. В ней содержатся значения показателя Вертгеймера-Хескеса у испытуемых, чей возраст как в целом по всем группам, так и в отдельности по каждой группе психотиков относится к тому или иному десятилетию. Налицо соответствие между увеличением возраста и явной тенденцией к увеличению доли людей пикнического телосложения. Она проявляется как в каждой из психотических групп, так и в целом по всем группам. Еще одним подтверждением данного наблюдения является корреляция между возрастом и ин-
Таблица 5 Индекс телосложения Вертгеймера-Хескеса в отношении к возрасту и типу психоза. (Данные от Бурчарда, 5, с. 64.)
Средний индекс Вертгеймера-Хескеса
Возраст 15-19 | Все группы (N - 407) 306,11 | Шизофреники (N = 125) 297,25 | Маниакально-депрессивные (N = 125) 262,66 | Контрольная группа (N = 157) 321,00 |
20-29 | 275,10 | 279,77 | 252,00 | 273,48 |
30-39 | 260,82 | 272,00 | 256,33 | 253,86 |
40-49 | 249,34 | 252,50 | 246,52 | 249,41 |
50-59 | 253,68 | 277,50 | 247,29 | 257,16 |
60-69 | 236,50 | 243,33 | 241,67 | 228,75 |
Конституциональные типы 213
дексом Вертгеймера-Хескеса, равная 0,256, в целом по всем группам эта корреляция значима на уровне 0,01.
Таким образом, большую часть различий, наблюдаемых между двумя группами психотиков, можно отнести к возрастным различиям. Как бы то ни было, необходимо отметить, что в рамках каждого десятилетия у шизофреников значение индекса выше, чем у страдающих маниакально-депрессивным психозом, что указывает на тенденцию к численному превосходству людей с лептосомным телосложением. Конечно, различия во многом сокращаются, если не учитывать все то, что связано с возрастом, и контрольная группа не будет уже занимать промежуточную позицию, но определенные ожидаемые различия все же сохраняются. Эти отличия могут быть связаны с некими привходящими факторами, в равной мере не проявляющимися в двух группах психотиков. Или же эти отличия могут указывать на то, что между телосложением и типом психоза взаимосвязь, хоть и слабая, действительно существует.