Конфликт как основа ситуации учения-обучения


Конфликт как основа ситуации учения-обучения - student2.ru



Столкновение несовершенных способов поведения ребенка с совершен­ным способом поведения взрослого

Возникновение нового содержания

деятельности,

соответствующего

целевым установкам

участников

Конфликт как диагностическая ситуация


Конфликт как основа ситуации учения-обучения - student2.ru

Конфликт как основа ситуации учения-обучения - student2.ru

Столкновение

натуральной

и культурной форм

поведения ребенка

Возможность

фиксации

проявлений

и достижений

Конфликт как механизм развития


Конфликт как основа ситуации учения-обучения - student2.ru


Столкновение мотивационных

тенденций

и стремления

к их

удовлетворению

Возникновение

е

Игры, развитие

Воображения

И произвольности

V___________ 1



Конфликт как основа ситуации учения-обучения - student2.ru


Столкновение представлений

ребенка о взрослости и старых форм взаимо­отношений

Раскрытие

ребенком

собственных

возможностей

]

Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей



Как отмечает Б. И. Хасан, в традиции культурно-исторической психологии кон­фликт занимает достаточно весомое место, но не является предметом исследования. В определенных точках процесса развития он проявляется как видимый в поведе­нии, внутреннее взаимодействие разворачивается своей конфликтной стороной.

Тем не менее можно выделить три основания, по которым этот термин исполь­зуется в культурно-исторической концепции.

Конфликт как диагностическая ситуация— в этом контексте он используется не в качестве привычного в психологии понятия, применяемого для выявления особенностей и закономерностей, а как понятие, позволяющее фиксировать опре­деленные достижения. В ситуациях, представленных в виде столкновения так на­зываемых натуральной и культурной форм поведения ребенка, видны возможно­сти его обращения к противоречивым способам поведения.

Конфликт как диагностический и формирующий приемрассматривает конст­руктивную и продуктивную функцию как само собой разумеющееся педагогиче­ское и психологическое построение, указывается необходимость конфликта для успешности учения.

Конфликт как механизм развития— позитивный смысл состоит в раскрытии для ребенка его собственных возможностей. Как только сложившиеся формы по­ведения перестают соответствовать связке «потребности и мотивы - конкретный объект», так сразу же появляются детские конфликты, для решения которых ис­пользуются новые специфические детские способы.

Б. И. Хасан делает ряд выводов, существенных для понимания конфликта и его инструментальных функций в культурно-историческои концепции.

□ Конфликт представлен в виде противоречий возраста (Л. С. Выготский) или в виде реальных противоречий учения (Л. С. Выготский, Д. Б. Элько-нин). И в том и в другом случае противоречия рассматриваются как движущие силы в столкновении натуральной и культурной форм поведения ребенка.

□ Отношение к конфликту строится как искусственное, то есть его необходимо проектировать, инициировать и разрешать для решения задач развития.

□ Предметом конфликта в культурно-исторической концепции является разрыв (пустота) в виде противопоставленности натуральной и культурной форм по­ведения.

□ Природа конфликта позитивна, то есть конфликт является продуктивной основой культурного развития, особенно в детском возрасте.

□ Культурно-историческая концепция изучает внутренние конфликты, име­ющие внешний конфликт своей генетически исходной формой при неопре­деленности самого понятия (структурных и динамических характеристик) конфликта.

□ Феноменально конфликт представлен как противоречивость в одном поведе­нии способов его организации.

□ Урегулирование и разрешение конфликта происходят за счет овладения поведением и построения его на новом уровне (Л. С. Выготский).

Глава 2. История отечественной конфликтологии Периодизация истории отечественной конфликтологии

Первый период— до 1924г.

Зарождением развитие конфликтологических идей, конфликт как самостоятельное

явление не выделяется

Ж

Второй период — 1924-1992 гг. Зарождение и развитие частных конфликтологических наук
  Первый этап— 1924-1935 гг Первая волна научных публикаций в рамках отдельных наук  
  V  
  Второй этап— 1935-1949 гг. Спад интенсивности в изучении проблемы конфликта  
  V  
  Третий этап — 1949-1972 гг. Возрождение интереса к проблеме конфликта и проведение первых диссертационных исследований конфликтов  
  г  
  Четвертый этап — 1972-1992 гг. Формирование концептуальных подходов к конфликту как научной проблеме  
     
       

Третий период— с 1992 г. по настоящее время

Появление первых междисциплинарных исследований, конфликтология начинает формироваться как самостоятельная наука

Глава 2. История отечественной конфликтологии



Хотя целостное и подробное изложение истории конфликтологии затруднено в силу ее молодости, общий взгляд на историю конфликтологии может быть представлен в следующем виде.

Наши рекомендации