Психогеометрический бланк

психогеометрический бланк - student2.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев A.A., Громова JI.A. Психогеометрия для ме­неджеров. — JL,1991

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб., 1999

3. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. - М., 1996

4. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М., 1994

5. Лучшие психологические тесты для профотбора и про­фориентации/Ред. А.Ф. Кудряшов. - Петрозаводск, 1992

6. Основы психодиагностики /Ред. А.Г. Шмелёв. - Р-н- Д.,1996

7. Психологическая диагностика/Ред. K.M. Гуревич, Е.М. Борисова. - М., 1997

8. Психология : словарь /Ред. A.B. Петровский., М.Г. Ярошевский. - М., 1990

9. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992

10. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980

11. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

1) интервьюирование как разновидность метода опроса

2) особенности организации интервью

Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») - метод получения информации в ходе устного, непосредственного общения. Предусматривает регистра­цию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.

В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов.

Возможность применения данного метода в широком диапазоне исследовательских целей позволяет говорить о его универсальности, а многообразие собираемых психоло­гических фактов свидетельствует о значительном потен­циале устного опроса. Не случайно интервьюирование из­давна используется в работе представителями совершенно различных научных направлений и школ. Более того, труд­но назвать сколько-нибудь значимое исследование не только в психологии, но и в любой науке о человеке, где бы ни оказалась пригодной информация, полученная со слов оп­рашиваемых лиц.

В то же время интервьюирование с полным основанием, считается одним из наиболее субъективных методов в современном арсенале научного познания. В нем чрезвычай­но велик риск получения недостоверного, преднамеренно

или случай но "искаженного сообщения.

С одной стороны, респондент (от англ. «отвечающий», «оп­рашиваемый») - человек, участвующий в опросе в роли источника информации, - может отклониться от истины в силу целого комплекса причин. Среди них:

v податливость реальному или воображаемому давлению опрашивающего;

v склонность к выражению социально одобряемых мнений;

v влияние на ответы имеющихся поведенческих установок и стереотипов мышления;

v неотчетливое осознавание собственных мнений, пози­ций и отношений;

v незнание каких-либо фактов или ложная информированность;

v антипатия к исследователю;

v сомнения в последующем сохранении конфиденци­альности сообщения:

v сознательный обман или преднамеренное умолчание;

v невольные ошибки памяти.

С другой стороны, интервьюер - лицо, непосредственно проводящее опрос, - также способен стать субъектом все­возможных искажений собираемых данных. Поэтому впол­не естественно, что обычно предъявляются высокие требо­вания к его научной квалификации, профессиональной компетентности, психологической проницательности, ком­муникативной искушенности, добросовестности, уровню морально-этических качеств личности. Особое значение подчас приобретают при этом сдержанность и терпение, общая эрудиция, гибкость ума, располагающие манеры и внешность, устойчивость к утомлению.

Практика показывает, что метод устного опроса обеспе­чивает наилучшие результаты, если применяется в комп­лексе с другими средствами психологического исследова­ния. Кроме того, необходимо сопоставление полученной с его помощью информации с данными наблюдений, экспе­риментов, официальной или личной документации, мате­риалами опросов других лиц и т.п.

Рассмотрим основные разновидности интервью.

В зависимости от условий проведения данная процедура может быть единичной или многократной, индивидуаль­ной или групповой.

По цели организации, помимо собственно исследова­тельского интервью, выделяют - диагностическое - ис­пользуемое на ранних этапах психотерапии "как "средство проникновения во внутренний мир клиента и понимания его проблем, и клиническое - являющееся терапевтичес­кой беседой, способом оказания психологической помо­щи в осознании человеком внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения, путей саморазвития личности.

По форме общенияинтервью подразделяются на свободные, стандартизированные и полустандартизированные. Изучим их более подробно.

Свободное интервью представляет собой беседу, в кото­рой исследователь имеет возможность самостоятельно изменять направленность, порядок и структуру вопросов, до­биваясь необходимой эффективности процедуры. Характеризуется гибкостью тактики построения диалога в пределах заданной темы, максимальным учетом индивидуальных особенностей респондентов, сравнительно большей естественностью условий опроса.

Существенным его недостатком является затрудненность сопоставлений всех полученных результатов, обусловлен­ная широкой вариативностью задаваемых вопросов. Пре­имущество же свободного интервью заключается в предо­ставлении респондентам наилучших возможностей для формулирования собственных точек зрения и более глубо­кого выражения своих позиций.

В силу указанных особенностей свободное интервью обычно используется на начальных стадиях психологического исследования.

Стандартизированное интервью предусматривает прове­дение опроса по четко разработанной схеме, одинаковой для всех респондентов. Интервьюеру не разрешается изменять формулировки или порядок вопросов, а также зада­вать новые вопросы. Все условия процедуры регламенти­рованы.

Как следствие, обеспечивается высокая степень сопос­тавимости всех индивидуальных результатов, сокращается до минимума количество ошибок при формулировании вопросов, повышается надежность (релиабильность) ито­гов опроса. Все это приобретает особое значение в тех случаях, когда необходимо опросить большое количество лю­дей, используя для обработки информации средства стати­стики.

Однако мнения респондентов при этом обычно не получают полного выражения, а самому опросу становится присущ несколько формальный характер, затрудняющий достижение хорошего контакта между исследователем и опрашиваемыми.

Полустандартизированное интервью основано на использовании двух видов вопросов. Одни из них - обязательные, основные - должны быть заданы каждому опрашиваемому, другие - «подвопросы», уточняющие применяются в бе­седе или исключаются из нее интервьюером в зависимос­ти от ответов на основные вопросы.

Тем самым достигается определенная вариативность опроса, возможность учета индивидуальных особенностей респондентов и изменений коммуникативной ситуации. В то же время полученные таким образом сведения сохраняют значительную сопоставимость. Исследователь активно управляет диалогом, при необходимости фокусируя вни­мание опрашиваемых на каких-либо дополнительных аспектах обсуждаемых проблем. Однако при этом он не выходит за пределы заранее составленного перечня вопросов.

Деятельность опрашивающего при проведении полустан­дартизированного интервью до некоторой степени напоминает общую схему функционирования компьютерных программ (если ... то ... в противном случае). Если респон­дент сказал (или не сказал) что-либо или проявил (не проявил) какую-либо поведенческую реакцию, то ему за­дается предусмотренный вопрос. Если он повел себя как- то иначе, то ему задается другой вопрос и т.д.

Этапы организации интервью. Вне зависимости от того, какая разновидность интервьюирования используется ис­следователем в своей работе, существует определенная, пос­ледовательность действий, обеспечивающая должную эф­фективность реализации данного метода. Проанализируем содержание основных процедур устного опроса.

Подготовительный этап включает следующие компоненты:

1. Определение предмета и объекта опроса, постановка исследовательских задач, выбор той или иной разновидно­сти интервью;

2. Проектирование инструментария психологического исследования (в том числе: составление плана интервью, формулирование примерной совокупности вопросов рес­пондентам, выделение категорий, анализа собираемой ин­формации, разработка инструкций, подготовка технических средств регистрации и обработки данных);

3. Пилотажное интервьюирование;

4. Уточнение программы исследования, редактирование вопросов, изменение инструкций, анализ ошибок и несоот­ветствий, возникших в ходе пробного интервью;

5. Составление итогового варианта совокупности воп­росов, способов анализа собираемой информации, текстов инструкций респондентам.

Стоит заметить, что необходимость точно следовать на­званным выше стадиям во многом определяется степенью стандартизации интервью. К примеру, при использовании свободной его разновидности часто становится возмож­ным исключение пилотажного интервьюирования из ис­следовательского плана. Точнее говоря, имеет место посто­янное совершенствование методики свободного опроса по мере его продолжения, что попросту делает излишней осо­бую стадию пробного, предварительного интервью. В других же разновидностях устного опроса выполнение данной ста­дии играет важную роль в повышении надежности и обо­снованности полученных результатов.

Что касается особенностей составления плана интер­вью, то для свободной формы устного опроса эта стадия ограничивается подготовкой более или менее подробного перечня вопросов. Причем, такого рода перечень является открытым для дополнения и переработки по ходу интер­вью. В противоположность этому, стандартизированная фор­ма устного опроса предусматривает подготовку детально разработанного стабильного плана, приближающегося по своему характеру к перечню вопросов анкеты.

Наши рекомендации