Родительская чувствительность

Первый блок характеризует особенности восприятия, чувствования родителем эмоционального состояния ребенка. Условно назовем его чувствительность. Этот блок составляют такие характеристики, как распознавание состояния партнера взаимодействия, понимание причин этого состояния и способность к сопереживанию.

Учитывая деятельностную природу восприятия, необходимо понимать, что распознавание эмоционального состояния челове­ка — это сложнейшая задача, решение которой требует учета це­лой системы признаков [13; 166].

Как правило, любящие родители чутко замечают изменения состояния ребенка: видят, когда он устал, расстроен, неважно себя чувствует. Эмоциональные проявления особенно информативны в общении с маленькими детьми, для которых данный канал ком­муникации долгое время остается единственным. Однако случает­ся, что родителям недостает необходимой чуткости. Причиной этому могут служить низкая эмоциональность самого родителя, особен­ности его воспитания (недостаток внимания со стороны собствен­ных родителей) и холодное отношение к ребенку. Такой родитель может или вообще не заметить состояния ребенка, или оценить его неадекватно, что является серьезной преградой к построению гармоничного взаимодействия.

Для полного понимания друг друга партнерами взаимодействия необходимо не только адекватно распознать эмоциональное состо­яние, но и правильно оценить возможные причины, вызвавшие его. В данном случае мы говорим скорее не об эмоциональном, а о ког­нитивном компоненте взаимодействия, однако считаем возможным включить его в систему анализа, так как он отражает в себе опыт эмоционального взаимодействия родителей с ребенком. Как роди­тель относится к эмоциональному состоянию ребенка? Считает ли он необходимым учитывать его при построении взаимодействия, пытается ли воздействовать на него? Если да, то он обязан разоб­раться, с чем связано это состояние, увидеть побудившие его при­чины. Постепенно вырабатывается способность к пониманию свое­го ребенка, что дает возможность оказать ему помощь и психологи­ческую поддержку. Если же родитель игнорирует эмоциональное состояние ребенка, не считает нужным считаться с ним, у него не возникает необходимости разбираться в его причинах.

В то же время без понимания этих причин поведение ребенка кажется неадекватным, вызывает раздражение. Такому родителю часто кажется беспричинным возбужденно-радостное состояние ребенка, проявления усталости воспринимаются как излишняя капризность, молчаливо-угрюмое состояние обиженного ребенка может быть оценено как упрямство, отчаяние как дерзость.

Таким образом, неумение правильно оценить причины эмоци­онального состояния ребенка искажает восприятие этого состоя­ния, снижает чувствительность родителей. Такая близкая связь двух указанных характеристик детско-родительского взаимодействия послужила основанием для объединения их в единую группу.

Следующей характеристикой, отражающей общую чувствитель­ность участников детско-родительского взаимодействия, являет­ся способность к сопереживанию — эмпатия. Как и в предыдущих случаях, взрослый человек в данной диаде является более компе­тентным, так как располагает уже зрелой способностью, в то время как ребенку еще предстоит эту способность приобрести. Поэтому ведущая роль в определении характера взаимодействия долгое вре­мя остается за родителем. Но и он не всегда обнаруживает спо­собность к сопереживанию.

Родительская чувствительность - student2.ru Настоящее понимание эмоционального состояния ребенка до­стигается только в ходе преломления его чувств и переживаний через собственный эмоциональный опыт. Возможность понять и разделить чувства другого приходит только в том случае, когда эти чувства находят отклик в собственной душе. Невозможно разде­лить чужую радость, если сам не умеешь радоваться, чужую боль, если сам не испытывал душевной боли. Но дело не только в спо­собности соотносить чувства другого со своим душевным состоя­нием, а еще и в готовности делать это. Случается, родители недо­оценивают глубину детских переживаний. Последние кажутся им поверхностными, не заслуживающими должного внимания, а при­чины, их побудившие, недостаточно серьезными. Как часто мож­но услышать родительское — «что ты расстроился из-за ерунды» или «нашел чем гордиться». Но подобное рационализаторство не может помочь ребенку. Горе не становится меньше, если тебя уве­ряют, что не стоит горевать. Безусловно, жизненный опыт ребенка ограничен, его ждут и большие радости, и серьезные беды, но одно не вызывает сомнений — он искренен в своих переживаниях. Поэтому уважительное отношение взрослого к чувствам ребенка позволяет гармонизировать их взаимодействие, а готовность раз­делить его эмоциональное состояние рождает настоящую близость во взаимоотношениях.

Наши рекомендации