Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 295


В. А. Розанова

Приложение 1

Лидерские качества руководителя

В результате обследования методами психодиагностики сотен лучших современных руководителей психологи называют следующие признаки руководителя

• волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели (экстернал),

• настойчив, умеет разумно рисковать Терпелив (готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу),

• инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки, независим;

• психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями,

• хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям,

• самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и - неудачи,

• требователен к себе и другим, умеет спросить за порученную работу;

• критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны,

• надежен, держит слово, на него можно положиться,

• вынослив, может работать даже в условиях перегрузок;.

• восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами,

• стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях,

• относительно оптимистичен к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам,

• решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критической ситуации брать ответственность на себя,

• способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить

Чувствуя обстановку и подчиняя эмоции делу, лидер обязан уметь вовремя "включать" нужные качества даже тогда, когда условия работы ненормальны, а окружающие не вызывают симпатий

Трудность заключается еще и в том, что настоящему лидеру приходится совмещать в себе противоположные качества Например, он должен уметь.

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

Часть IV. Глава 2. Эффективность и конкурентоспособность

СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

♦ широко мыслить, оставаясь в рамках точного знания предмета,

♦ понимать и использовать противоположные точки зрения, оставаясь верным своим принципам;

♦ не поддаваться чужому нажиму и в то же время не терять сторонников,

♦ не соглашаться, сохраняя нормальные отношения с противниками,

♦ принимать новые идеи, не занимаясь при этом бесплодным прожектерством,

♦ рисковать и как можно реже ошибаться;

♦ быть вежливым и тактичным, сохраняя требовательность.

Современному лидеру совершенно необходимо быть хорошим психологом Речь идет, конечно, не столько о специальных знаниях, сколько о знании тех, с кем имеешь дело Чтобы успешно сотрудничать с человеком, нужно ясно представлять себе такие его качества как

■ степень общительности, то есть способность поддерживать деловые отношения с партнерами и подчиненными,

■ манеру поведения, чтобы в определенной мере можно было бы прогнозировать поступки,

■ деловые и профессиональные качества,

■ потенциальные возможности и условия, в которых они могут проявиться.

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852

В. А.Розанова

Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении

Зся полезная /tacfotfia сове/ииае/Яся tfieuiu, Ktfio е/це не qoafuu своею уровня некаипе>Яен>Яноа&и.

Лоуренс Дж Питер

3 1 Противоречивый характер организационной деятельности 3 2 Влияние действия человеческого фактора на внутриорганиза-

ционные процессы 3.3. Роль авторитаризма в современном управлении 3.4 Роль бюрократии в современном управлении 3.5. Трудности управления современными организациями

Краткое содержание главы

1.В основе многих противоречий и парадоксов в управлении лежат психологические причины.

2. Взаимодействие внутренних и внешних переменных организа-

ции создают противоречия в управлении

3. Развитие организаций во многом тормозится самими руководителями в силу стереотипов их мышления и поведения

4. Расхождение групповых и организационных целей тормозят развитие компаний.

Ключевые слова

Управление, успех, развитие организации, решение, организационная структура, бюрократия, обратная связь.

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

Часть IV. Глава 3.Трудности, парадоксы и противоречия вуправлении

Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении

3.1. Противоречивый характер организационной дииткльности

Управление является одним из самых трудных, неоднозначных и противоречивых явлений в системе организации

Психология управления как часть науки управления имеет непосредственное отношение к изучению жизнедеятельности организационных структур,

Известный теоретик управления Р Уотермен считает, что "управление в высоком смысле слова — это все-таки гораздо больше искусство, чем наука" /1/ Такая трактовка процесса управления основывается на том, что оно является сложным системным явлением, содержащим различные противоречия и парадоксы.

В современных организациях разделяют деятельность руководителей и неруководителей, а количество уровней управления определяется размером самой организации

Как сложное системное образование управление, связанное со многими переменными, в том числе и психологическими, характеризуется возникновением противоречий внутри него Основное противоречие внутри управления наблюдается между объективным его характером и субъективными способами осуществления.

Противоречия в управлении зависят не только от внутренних переменных, например от действия человеческого фактора, но и внешних переменных, к которым относятся изменения макросреды организаций.

Одним из важных противоречий в управлении является стремление организации к стабильности в управлении при постоянном движении вперед Статика и динамика организации как структуры рассматриваются в определенном взаимодействии И ничего постоянного в этом явлении не наблюдается.

О стабильности в деятельности организации можно говорить только тогда, когда отсутствуют кризисные процессы При наличии кри-

Наши рекомендации