I. По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы

1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наиболее желательный для психологов-консультантов тип клиентов.

2. Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Версии неуспешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтересованностью в данном виде деятельности. Например, студент, не сдавший как следует экзамены и отчисленный из вуза, может объяснять это невозможностью для него учиться вследствие необходимости зарабатывать деньги или же тем, что профиль вуза не соответствовал его интересам. Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно-личностную версию. Этот феномен заключается в том, что субъективно-личностная версия начинает расслаиваться на несколько — «для себя» (которых может быть много) и «для других». Например, в случае неудачи на экзамене студентка может объяснять себе эту неудачу тем, что попался плохой преподаватель, а преподавателю объяснять свою неудачу физическим недомоганием. При этом противоречивость ситуации, которая часто возникает в случае создания субъективно-личностных версий, может не замечаться. Можно говорить о различных приемах работы с клиентами этого типа. Порой бывает полезно использовать прием интерпретации, сделать знание о субъективно-личностных версиях доступным клиенту. Можно обратить внимание клиента на противоречия в его рассказе: «Возможно, преподаватель неудачный, но ведь большинство студентов вашего курса сдали ему экзамен и даже многие получили хорошие оценки. Как им это удалось? Почему это не удалось вам?». В случае эшелонированной психологической защиты, когда состояние клиента приближается к невротическому, нет смысла оспаривать субъективно-личностную версию. Эшелонированная психологическая защита связана, как правило, с тем, что клиент не видит путей конструктивного разрешения ситуаций. Создание субъективно-личностных версий - единственный известный такому человеку способ справиться с ситуацией. В этом случае целесообразно принять версию клиента, солидаризироваться с ним. Как это делать, довольно неплохо показывают нам Р. Бэндлер иДж. Гриндер[1994, особенное. 99-100]. Затемможно, например, использовать прием самораскрытия: рассказать о своем подобном опыте, о том, что чувствовал тогда, о том, как удалось разрешить трудности. Можно привести не свой, а просто известный психологу-консультанту опыт. Это должно обогатить клиента навыками конструктивного поведения в ситуации. В более тяжелых случаях требуется психотерапия.

http://pedlib.ru/Books/6/0239/6_0239-63.shtml

8. Специфика консультирования клиента, имеющего психогенные заболевания.

Нередко к психологу-консультанту обращаются за советом люди, которые почти постоянно неважно чувствуют себя как физически, так и психологически. Они боятся обращаться к врачу, так как

им мало помогают советы медиков. В этом случае люди обычно делают вывод о том, что их проблемы не медицинского, а скорее психологического свойства, и предпочитают в дальнейшем обращаться за помощью к психологу.

Действительно, когда человек впервые чувствует себя не вполне здоровым, он по привычке приходит на прием к врачу. Тот внимательно выслушивает больного и направляет его на медицинское обследование. Такое обследование обнаруживает или не обнаруживает у человека каких-либо серьезных отклонений в работе организма. В первом случае врач говорит пациенту, что он болен и, соответственно, назначает ему медикаментозное или какое-либо иное физическое (физиологическое) лечение. Во втором случае врач чаще всего заявляет пациенту, что он физически здоров и, ничего не назначая, если клиент продолжает настаивать на своем заболевании, направляет его к психоневрологу или к психиатру.

Однако в сознании многих людей – и не без оснований – работа врача психиатра или психоневролога связывается с серьезными нервными или душевными заболеваниями. Поэтому к предложению врача посетить психиатра многие люди относятся весьма настороженно, так как не желают признать себя психически нездоровыми. Часто, к сожалению, и сам врач-психиатр подходит к решению проблем физического или психологического недомогания клиента со своих, узкопрофессиональных привычных позиций, считая, что все заболевания вызываются органическими факторами или какими-либо серьезными нарушениями в работе организма. Исследуя состояние организма посетителя, предлагая ему свои советы, которые, как правило, связаны только с лечением организма, врач-психиатр мало помогает больному в избавлении от его психогенных заболеваний. Все это в конечном счете и приводит такого пациента к психологу, где он из больного превращается в физически и психологически здорового клиента. Эта позиция с психологической и социальной точки зрения гораздо более приемлема для большинства людей, чем перспектива стать посетителем психиатрической клиники.

Наши рекомендации