Метафора литературная и терапевтическая

Сказки являются прекрасным примером использования мета­форы, как литературного, так и терапевтического приема. Напи­санные красочным, образным языком, они заключают в себе глу­бокий психологический смысл. Не всякая литература оказывает лечебное воздействие, поэтому необходимо чувствовать тонкое различие между литературной и терапевтической метафорами. У них есть одна общая черта — соотнесенность, т.е. способность выз­вать у читателя или слушателя синхронность восприятия метафо­ры и ее содержания. Это восприятие может происходить на не­скольких уровнях, и вот здесь эти два вида метафор расходятся.

В литературной метафоре соотнесенность между метафорой и ее содержанием должна быть настолько близкой, чтобы вызвать ощущение близости образа, т.е. его изобразительное богатство дол­жно увлечь читателя, даже если описываемое переживание или событие ему незнакомо или достаточно отстранено от его личного опыта. Попробуем рассмотреть пример искусного использования метафоры Д.Г.Лоуренсом в заключительной главе его книги "Сы­новья и любовники" (1969):

"Казалось, со всех сторон на него надвигалось мрачное безмол­вие, чтобы загасить крохотную искорку его жизни. Да, он почти ни­что, но загасить его невозможно. Поглощая все вокруг, ночь тянулась к нему, выползая откуда-то из-за звезд и солнца. В ужасе кружились, Цепляясь друг за друга, звезды и солнце — эти яркие песчинки. А тьма, обгоняя все вокруг, оставляла их позади еще более жалкими и беспо­мощными. Так и он, ощущая всю свою бесконечную малость, по сути небытие, все же не был ничем".

Метафора литературная и терапевтическая - student2.ru Метафора литературная и терапевтическая - student2.ru Метафора литературная и терапевтическая - student2.ru Метафора литературная и терапевтическая - student2.ru Метафора литературная и терапевтическая - student2.ru Метафора литературная и терапевтическая - student2.ru Метафора литературная и терапевтическая - student2.ru Метафора литературная и терапевтическая - student2.ru Метафора использована Лоуренсом, чтобы передать душевное состояние человека из другой страны, из другого исторического отрезка времени, мало знакомого американскому читателю. После смерти матери герой книги, Поль, долго и тяжело болеет. С такой жизненной ситуацией, возможно, сталкивались немногие, и, ко­нечно, не каждый пережил состояние пустоты и одиночества, в котором находится Поль. И все же метафоры позволяют Лоуренсу сделать картину настолько выразительной, что она делается близ­кой читателю в силу одной только образности.

Если главной целью литературной метафоры является описатель-ность, то терапевтическая метафора ставит своей задачей изменение, новое толкование, создание иной шкапы ценностей. Чтобы получить та­кой результат, терапевтическая метафора должна обладать образностью литературной метафоры и быть ситуационно близкой личному опыту читателя. Содержание рассказа (характеры, события, обстановка) дол­жно быть созвучно привычному мироощущению слушателя или чита­теля и изложено понятным языком.

В качестве примера можно взять сказку Л.Баума "Волшебник из Страны Оз" (1900), которую можно рассматривать как метафорически изложенную и популярную тему поиска чудодейственных решений где-то вне нас. Слушатель видит собственные переживания отображен­ными в персонажах сказки: в злой колдунье и доброй чародейке, в Оловянном Человечке и Пугале, Льве и Волшебнике. Даже взрослые с увлечением следят за странствиями главной героини сказки, девоч­ки Дороти, которая мечтает забраться "выше радуги". С ней происхо­дят удивительные приключения и в конце книги она приходит к за­ключению: "Нет ничего лучше дома!"

В каждом образе этой сказки скрыт терапевтический смысл. Великий, могучий и всеведущий Волшебник оказывается "обык­новенным человеком", который помогает персонажам осознать, что решение их проблем надо искать в них самих. Дороти и ее друзьям вовсе не надо было спасаться бегством и дрожать от страха перед злой колдуньей с востока, оказывается, ее без проблем можно рас­творить в воде (метафора, передающая конечное бессилие отрица­тельных поступков). Выясняется, что все проблемы, с которыми персонажи обращаются к Волшебнику, возникли по чистому недо­разумению: Лев всегда был храбрым, у Пугала всегда была ума па­лата, у Оловянного Человечка всегда было горячее сердце, а Доро­ти всегда могла найти дорогу домой. В этих метафорах заключается главный терапевтический принцип — человеку следует искать от­веты, решения, возможности, ресурсы внутри себя.

Наши рекомендации