Зарубежные теории формирования половой идентичности
Теории делятся по детерминантам.
Психоаналитическая теория: теория идентификации. ребенок испытывает любовь к родителю противоположного пола и приобретает черты родителя одноименного пола. Психоаналитики отстаивают ту позицию, согласно которой личность только тогда развивается полноценно, когда не нарушается половая идентификация.
Бихевиористская теория: ребенка таким делают, у него подкрепляют соотв поведение (с УЗИ); половые различия природой не обусловлены. Ребенок в этой теории пассивен. Теория социального научения и ее разновидность - теория моделирования , опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители. Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над соответствующим этому полу поведением взрослых. Причем важным для ребенка оказывается не сам по себе пол того, кому подражают, а информация о том, что поведение этого человека соответствует определенному полу. Теория половой типизации опирается на теорию социального научения и придает решающее значение механизмам подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за "мальчишеское" поведение и осуждают их, когда они ведут себя "как девчонки"; девочки же поощряются за фемининное поведение и порицаются за маскулинное
Когнитивная теория: теория самокатегоризации. ребенок сначала узнает свой пол, а за тем ведет себя в соответствие с опред моделью своего пола. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине.
Теория гендерной схемы, С. Бем. Усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации. Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных определений "Я" только те, которые применимы к его полу
Точка зрения отеч психлогии на пол идент-ть
Интерналистические теории: 1)теория идентификации – отчуждение чел. с род. одноимённого пола (чтобы нравится противоп. полу). 2)теория Геодокяна. Всё в мире сост. из 2-х частей по принципу активности и по сохранению – переферия – муж., ядро – жен. Реб. в 3 года узнаёт какого он пола.
По Кону:
1)хромосомный пол (генетич) определяет послед программу пол разв-я, на 4 неделе зародыш получает гормональный сигнал и развивается мальчик, если девочка то сигнала нет.
2) гормональный пол – формирование внутренних половых органов
3)Акушерский пол-тот кот записали
4)Пол воспитания. с самого рождения с ребенком обращаются согласно муж или жен установки.
5)Пол общения связан со взимоотн со сверстниками обоих полов, без него будут сбои в идентичности.
Половые различия в способностях и успешности деятельности.
1.вербальные способности. (у женщин). проявляются после двух лет. Еремеева, Хризман: девочки быстрее формулируют.
2.пространственные способности. (у мужчин). С годами различия больше.
3.математич. способности (у мужчин) с 12, 13 лет
4.агрессивность. вербальная – у женщин. Анонимная агрессия у женщин выше.
5.сенсорика. У женщин лучше мелкая моторика
6. быстрая перцепция деталей (женщина быстрее найдет нужное на бумаге, по телефону быстрее выделит главное)
7. память. у женщин лучше, но мотивация сглаживает различия.
Неверно:
1.у девочек ниже ур-ь самоуважения
2.девочки лучше справляются с рутинной работой
3.на девочек больше влияет наследственность
4. у дев слабже потребность в достижении
5.у дев – слуховая, у мал – зрительная
Связи:
1.у мал-в популярность связана с поленезависимостью, у дев наоборот
2.соц адаптация связана с тенденцией эмоц. контроля у мал-в
3. дев-и плохо успевают в старших классах, в младших – хорошо. мал-и – везде.
4.у мал-в восприятие взрослости связано с внешними атрибутами (н-р отказ от игрушек) у дев – нет.
В познавательных процессах различия то обнаруживаются, то опровергаются.
Данные: женщины показывают более развитые мнемические способности, кроме того, если математическая логика более знакома, то различия не обнаруживаются. Женщины более компетентны в быстрой перцепции деталей(способны быстро прочитать), женщины более успешны в секретарской работе.
В личностных качествах не обнаружено различий. Иногда говорят о большей полезависимости женщин.
Кон:
- мужской стиль жизни явл-я предметно-инструментальным, у ж – вербальным.
- дев-и менее придирчивы к игрушкам (могут играть с машинками), мальчики – нет
- мужчины снижают псих-й возраст, если не ладится с карьерой, а женщины – если не замужем
Успешность деятельности:
Успешнее мужчины (модельеры, кулинары, политики). В школе и универ-е успеваемость выше у девушек.
Хеннинт, Жарден – причины неуспеваемости у женщин.
Стронг изучал интересы и мотивацию.